Обязательство продавца онлайн-курса возвратить деньги покупателю при обращении до двух недель с момента покупки - что говорит законодательство РФ?
199₽ VIP

• г. Москва

Есть ли по законодательству РФ у продавца онлайн-курса обязательство возвращать деньги покупателю при обращении последнего в срок до двух недель с момента покупки (или возможно в какой то другой срок), если курс не устроил ученика или ученик ошибся с выбором - по аналогии с товарами?

Читать ответы (9)
Ответы на вопрос (9):

Здравствуйте, Александр! Согласно статье 32 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Т.е. срок не 2 недели, а в любой момент может обратиться с требованием возврата остатка денег. А срок их возврата согласно ст.31 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" составляет 10 дней.

Спросить

Поскольку речь идет об услуге, а не о товаре, то действуют другие правила. Согласно ч.1 ст.782 ГК РФ, а также аналогичного положения ст.32 ЗАкона РФ "О защите прав потребителей" заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Спросить
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Добрый день, Александр!

Есть такая обязанность у исполнителя услуги.

Порядок действий таков. Заказчик, пользуясь правом в любое время отказаться от курса, пишет заявление об отказе от услуги на основании ст.782 ГК РФ,ст.32 Закона О защите прав потребителей. При этом не обязан заказчик отказ чем-то мотивировать.

Если исполнитель понес какие-то фактические расходы в процессе оказания услуги, то он должен их документально обосновать. В таком случае он может удержать какую-то часть от оплаченных средств. Понятное дело, что чем быстрее обратится заказчик с заявлением об отказе, тем больше шансов вернуть полную или большую сумму.

Если заказчик считает, что исполнитель некачественно оказывает услуги, то здесь применяется уже ст.29 Закона О защите прав потребителей. И пишется претензия. Все споры подлежат разрешению в суде.

Аналогии как таковой с товарами нет. Есть специальные нормы применительно к возврату денег за товары и к возврату за неоказанные или некачественно оказанные услуги.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 24.04.2020) "О защите прав потребителей"

Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

1. Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

2. Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 24 настоящего Закона.

3. Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

4. Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.

5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

6. В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:

соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.

Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Спросить

Здравствуйте.

Есть обязанность вернуть деньги с учетом понесенных расходов.

В соответствии со ст.782 ГК РФ, ст.32 Закона о защите прав потребителей Вы (потребитель, заказчик) вправе отказаться от договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.

То есть, отказаться от договора можно в любое время. При этом, если Вы уже получили частично услугу, то исполнитель вправе удержать за ее предоставление денежные средства из общей суммы договора. Это его фактические расходы. А остальное обязан Вам вернуть.

Все фактические расходы исполнитель должен подтвердить документально. Вам необходимо обратиться к исполнителю с письменным заявлением о расторжении договора и выплате оставшейся суммы и просить предоставить расчет понесенных расходов.

Фактически понесенные исполнителем расходы подлежат возмещению, если они понесены в связи с исполнением обязательств именно по договору с потребителем, а не по другим обязательствам; если они возникли до момента заявления потребителем отказа от исполнения договора.

Спросить

Благодарю за ответы. Но есть нюанс: "Есть обязанность вернуть деньги с учетом понесенных расходов."

Стоимость производства онлайн-курса составила более 1 млн рублей, что может быть подтверждено документально. Открытие доступа для ученика к этому курсу на онлайн-платформе, разумеется не несет для продавца никаких расходов. Расходы он уже понес - на создание курса.

Как быть в таком случае?

Ученик может купить курс за 5000 р, пройти весь курс, получить все, что ему нужно было, а потом потребовать без указания причин вернуть деньги?

Спросить

Нет, если услуга будет оказана, не будет претензий по качеству, то на основании ст.32 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" деньги уже не вернуть. Их на основании этой статьи можно вернуть только в части неоказанной услуги. Если же будет пытаться получить бесплатно услугу, то это уже будет неосновательное обогащение: в силу п.1 ст.1102 ГК РФ

Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Спросить

В данном случае документальное подтверждение стоимости производства онлайн-курса не будет иметь юридическое значение. Важно то во сколько фактически обошлось открытие доступа для конкретного ученика до отказа последнего от онлайн-курса. И именно это должен подтвердить документально исполнитель.

Что касается того, что если ученик прошел весь курс, то 5000 рублей он просто так вернуть не может. Только если докажет, что услуга ему была оказана некачественно. Но это нужно еще потрудиться доказать. Ст.29, 32 Закона о защите прав потребителей.

Спросить

Александр, надо, значит, заключать иной договор, который бы по своему характеру не позволял бы произвольно отказываться от услуг.

Думаю, в Вашем случае можно рассмотреть варианты лицензионного или абонентского договора. Законодательство допускает также заключение смешанного договора.

Обратитесь к юристу за разработкой документа, который бы защитил Ваши права, можно к одному из ответивших.

Также можно рассмотреть вариант прописать и в договоре оказания услуг тот момент, что человек, получивший полный доступ к услуге, считается получившим услугу полностью...

Спросить

Александр, как я понимаю, речь идет о продаже курса единовременно и единым продуктом?

Если ученик получает доступ сразу ко всему курсу, и отказывается уже после того, как этот доступ получил (например, Вы отправили ссылку), услуга будет считаться оказанной. И требовать возврат денег ученик уже не может, у него нет оснований.

А если доступ предоставляется поэтапно, и часть уроков уже предоставлена, то Вы имеете право удержать деньги за эти уроки - это и будут фактические расходы.

Например, уроков всего 10 стоимостью 5000 р., пройдено всего 5, а дальше ученик отказался от договора. В этом случае Вы вправе удержать половину стоимости курса.

Спросить