Как определяется производственный дефект юридически - роль экспертов и юристов
Понятно, что экспертиза определяет производственный дефект или нет. Но чем это определяется, по какому критерию? С Юридической точки зрения! Эксперт делает техническое заключение на соответствие чего то чему то, а затем юристы в суде спорят на соответствие технического вывода юридическому понятию (определению). На основании каких юридически определённых критериев дефект признаётся производственным? Есть определения срытых и других видов дефектов, но понятие Производственный дефект нет в определениях...
Управление Роспотребнадзора по Тюменской области разъясняет следующее.
В соответствии со статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) либо потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены либо потребовать соразмерного уменьшения покупной цены либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 Закона требования в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока, а в отношении товаров, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю (п. 1 ст. 19 Закона).
Продавец отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
В данном случае, поскольку в результате проверки качества, проведенной продавцом, наличие производственных дефектов в товаре не установлено, с чем потребитель не согласен, сложилась ситуация, свидетельствующая о наличии спора между сторонами как о причинах возникновения дефекта, так и о его характере (производственный либо нет), который может быть разрешен путем проведения экспертизы товара (п. 5 ст. 18 Закона). Если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. В случае подтверждения наличия в товаре производственного недостатка, экспертиза будет являться доказательством правомерности доводов потребителя и необоснованности действий продавца.
Таким образом, возможность удовлетворения требования потребителя о возврате денежных средств зависит от наличия вышеперечисленных обстоятельств. В ином случае основания для предъявления указанных требований отсутствуют.
В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» защита нарушенных прав осуществляется судом. В этой связи, в случае необоснованного отказа в удовлетворении требований потребителя, он вправе обратиться в суд с исковым заявлением о понуждении продавца к удовлетворению требований. По ходатайству лиц, участвующих в деле, либо по определению суда в отношении приобретенного товара может быть назначена судебная экспертиза.
Удачи.
СпроситьЮристы ОнЛайн: 67 из 47 430 Поиск Регистрация