Вопрос об обязательном ношении масок и права покупателей - отказ от маски в магазине и жалоба на нарушение договора купли-продажи

• г. Краснодар

Вопрос о обязательном ношении масок. Сейчас в магазине попросили покупателя одеть маску, на что он ответил отказом и написал в книгу жалоб и предложений: " В магазине нарушен договор купли-продажи, являющийся публичным договором п. 2 ст. 492 ГКРФ, нарушены права человека-дискриминация (п 1 ст. 426 ГКРФ) по масочному признаку. Не выполняется рекомендации Роспотребнадзора от 22.07.2020 г. в котором говорится, что ограничения носят рекомендательный характер. Со стороны руководства имеентся превышение должностных полномочий ст 330 УК, вопреки многочисленным разьяснениям о рекомендательном характере ограничений. Подскажите пожалуйста, что можно ответить на эту претензию?

Читать ответы (2)
Ответы на вопрос (2):

Вы не обязаны ничего отвечать на нее, да и вообще не стоит реагировать на подобный бред.

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

В действиях продавца отсутствуют нарушения.

Изучите.

Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2020 г. “О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования”

Роспотребнадзор разъясняет правовые аспекты отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования.

В связи с поступающими в Роспотребнадзор запросами торговых организаций относительно правомерности/неправомерности отказа в обслуживании гражданам, посещающим торговые предприятия без масок в условиях их обязательного использования, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание на нижеследующее.

В настоящее время в ситуации, обусловленной необходимостью всемерного снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, большое практическое значение имеет системное и комплексное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению распространения COVID-2019, в числе которых и такая важная профилактическая мера как ношение гражданами масок в качестве средства защиты "барьерного" типа.

Учитывая данный фактор, на уровне высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, исходя из сложившейся на их территории эпидемиологической ситуации, в числе вводимых ограничительных мер предусматривается обязательное ношение масок в общественных местах (в частности, при посещении торговых объектов, в общественном транспорте и т.п.).

Поэтому, при наличии принятого в установленном порядке нормативного правового акта, возлагающего на физических лиц обязанность ношения маски в определенных местах, подобное требование становится императивным предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение всеми теми лицами, кому оно адресовано, так и возможность привлечения виновных в его несоблюдении лиц к соответствующему виду ответственности.

Соответственно в том случае, когда введен так называемый "масочный режим", любое появление физического лица в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия), направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Исходя из этого, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях "масочного режима" гражданам-потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от заключения публичного договора, каковым является договор розничной купли-продажи (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом граждане, являющиеся одновременно потребителями-участниками отношений, регулируемых нормами законодательства о защите прав потребителей, не выполняющие требования о ношении масок при посещении общественных мест, включая торговые объекты, как элемента введенных в установленном порядке правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

СПРАВОЧНО: В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения могут на основании подпункта "ф" пункта 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ во исполнение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Закона N 68-ФЗ, предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Обзор документа

Если на той или иной территории введен "масочный режим" в связи с распространением коронавируса, то любое появление гражданина в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия). Создается угроза жизни и здоровью не только самого гражданина, но и других людей.

В таких условиях запрет субъектов торговой деятельности на посещение гражданами магазинов без масок не нарушает права потребителей.

Спросить

Краснодар - онлайн услуги юристов

Дмитрий Юрьевич Глухов
25.10.2020, 10:23

Возможность отказа в продаже товара без маски и носение их - рекомендация или обязательство?

Может ли магазин отказать мне в приобретении товара. Если я без маски. А роспотребнадзор выписать штраф магазину за то что продали покупателю без маски. Ношение масок _ это рекомендательный характер?
Читать ответы (4)
Владимир
31.08.2021, 10:05

Обязательно ли ношение масок в магазинах - наличие закона или рекомендация?

Такой вопрос: ношение масок в магазинах обязательно? Меня как покупателя обязывает какой нибудь закон к этому или это носит рекомендательный характер от роспотребнадзора?
Читать ответы (1)
Ирина
18.03.2020, 08:50

Как правильно оформить Книгу жалоб и предложений в организации - поиск законодательных оснований.

Потребовалось написать жалобу в одном из спортивных магазинов своего города. Попросила дать мне "Книгу жалоб и предложений". Дали. Но листы "Книги", не пронумерованы, не прошнурованы, не скреплены печатью. По данному факту написала обращение в Роспотребнадзор. Мне ответили, что Законом не утверждены никакие правила оформления "Книги жалоб", все правовые документы носят только рекомендательный характер. Нигде не могу найти Закон (статьи Закона), где бы четко и ясно был указан порядок оформления и ведения "Книги жалоб и предложений" в организации, в магазине... Подскажите...
Читать ответы (1)
Елена
26.08.2021, 13:46

Кассир не пробивала покупку из-за отсутствия маски - что говорит статья 52 и кто прав в данной ситуации?

Не могли бы Вы, мне ответить на такой вопрос: Я работаю кассиром, в нашем магазине обслуживание только в масках, без масок мы ни кого не обслуживаем. На днях произошёл такой инцидент: Мужчину кассир попросил одеть маску, он отказался, кассир не стала ему пробивать без маски, на что он потребовал администратора. Администратор попросила одеть маску, покупатель отказался. Не стали его обслуживать. Он написал жалобу в жалобную книгу, и пригрозил кассиру, что в следующий раз заснимет её на телефон и подаст в суд за нарушение ст. 52 российской федерации. Ответьте пожалуйста, уважаемые юристы, что за статья 52, которую нарушила кассир по словам покупателя. И прав ли покупатель в этой ситуации, может кассир была не права? Заренее очень Вам благодарна.
Читать ответы (4)
Алена
16.04.2019, 09:01

Как решить проблему с ограничениями на автомобиль, приобретенный два года назад?

Купил машину 2 года назад. На момент покупки проверял машину на сайте, ограничений не было. Позже в гибдд узнал об ограничении. 2 года ездил без оформления. Сейчас исполнительное производство по которому было ограничение закрыто, но ограничение не снято и так же наложенны другие ограничения позднее даты оформления договора купли продажи. Сейчас муж сходил к приставу, но пристав отказала в снятии ограничения даже по закрытому исполнительному производству. Как быть в такой ситуации.
Читать ответы (3)
Алексей
29.09.2020, 22:03

Открытие магазинов в условиях пандемии - есть ли обязательное требование ношения масок?

Требование Роспотребнадзора о ношение масок в общественных местах, в частности в магазинах имеют рекомендательный характер или есть ФЗ,какой?
Читать ответы (2)
Ольга
25.09.2020, 08:31

Почему магазины не обязаны обслуживать без маски и какова роль рекомендаций Роспотребнадзора?

На каком основании магазины не обслуживают без маски, ссылаясь на штравы. Если Роспотребнадзор опубликовал письмо 22.07.20 (ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПИСЬМО от 22 июля 2020 года N 09-11169-2020-40 [О порядке применения писем и рекомендаций Роспотребнадзора, размещенных на сайте в разделе "Рекомендации для бизнеса в условиях сохранения рисков распространения COVID-19"]) : В целях оказания методологической помощи Роспотребнадзором разработан ряд методических рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) для организаций различных сфер деятельности. Рекомендации Роспотребнадзора не являются нормативным правовым актом, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену прав и обязанностей граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так как носят рекомендательный характер. Какая-либо ответственность за неисполнение рекомендаций не предусмотрена. Письма Роспотребнадзора в адреса Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, министерств и ведомств об организации профилактических мероприятий в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 в различных организациях также носят рекомендательный характер. Там же есть ссылка на след. Письмо рпн (от 22 мая 2020 года N 15 Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)) где говорится о гигиеническом воспитании: - разъяснение правил ношения масок для защиты органов дыхания, применение дезинфицирующих средства, включая индивидуальные антисептические средства; т. Е. Они должны разъяснить, но не обязать. И не штрафовать продавцов. На рпн ссылаются так же губернаторы в своих указах. Но это же все рекомендации? http://docs.cntd.ru/document/565414808 На это письмо был запрос в рпн (у них сайте его нет) пришёл ответ что это офиц. Письмо.
Читать ответы (2)