Жители поселка страдают от свалки, где жгут пластик и бытовые отходы в Краснодарском крае - куда обращаться?
Свалка рядом с поселком, где жгут пластик и бытовые отходы. Дышать крайне тяжело. Куда пожаловаться, чтобы свалку аннулировали или перенесли подальше от населенного пункта? Краснодарский край.
Здравствуйте. Через Роспотребнадзор, дело перспективное, можно ускорить процесс.
СпроситьФедеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"Об отходах производства и потребления"
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами
1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
3. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Из указанного следует, что организацией "свалки" обязана заниматься местная администрация.
Варианты взаимодействия с администрацией по поводу данной проблемы:
- жалоба в Роспотребнадзор
- жалоба в районную прокуратуру
- исковое заявление в суд с требованием ликвидировать полигон ТБО.
СпроситьДля начала разберемся, с тем, кто занимается организацией свалки. В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно с п. 1 ст. 8 «к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах». Из данного пункта следует, что обязанность по созданию и содержанию свалок лежит на местной администрации.
В нашем случаи, речь идет о сельских поселениях, поэтому следует обратиться к п. 3 ст. 8 вышеуказанного закона «Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.» То есть, создание и содержание свалок в поселках, является обязанностью органов местного самоуправления муниципального района.
Не менее важно разобраться с тем, является данная свалка санкционированной или нет. Для этого нужно обратиться к Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 56598-2015 «Общие требования к полигонам для захоронения.», п. 5.3 указывает на то, где не могут создаваться полигоны «в пределах границы населенного пункта». Из данного пункта следует, что одним из мест, где запрещено создание полигонов, является населенный пункт, а поселок – это населенный пункт. Создание данной свалки противоречит нормам действующего законодательства, а значит свалка является несанкционированной.
Из всего вышесказанного следует то, что нужно начать взаимодействовать с администрацией. Есть несколько способов такого взаимодействия, это может быть жалоба в Роспотребнадзор либо в районную прокуратуру, или же подача искового заявления в суд с требованием ликвидации полигона ТБО.
В судебной практике существует множество дел, связанных с ликвидацией несанкционированной свалки. Одним из таких, является решение судьи Шадринского районного суда Курганской области Шадрина Е.Ю.
Постановлением государственного инспектора в сфере охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Дружинина Н.С. № от 09 февраля 2021 года Глава Ильтяковского сельсовета Шадринского района Курганской области Филипьев В.Л. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
При рассмотрении дела по жалобе Филипьев В.Л. пояснил, что им ежегодно в Администрацию Шадринского района направляются письма о включении в бюджет Ильтяковского сельсовета средств для ликвидации свалки твердых бытовых отходов в с.Ильтяково в сумме 600 тысяч рублей, в связи с выданными Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области предостережениями. Однако, денежные средства сельсовету не выделяются, собственных средств для ликвидации свалки твердых бытовых отходов в Администрации сельсовета нет. Не оспаривал наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов и необходимость ее ликвидации.
Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области на рассмотрение жалобы не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
Судья, исследовав материалы дела об административном правонарушении, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения постановления по делу об административном правонарушении в отношении Главы Ильтяковского сельсовета Филипьева В.Л. по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьей 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Из постановления по делу об административном правонарушении от 09.02.2021 г. следует, что 09.10.2020 г. государственным инспектором в сфере охраны окружающей среды Курганской области Дружининым Н.С. на основании планового рейдового задания № от 02.10.2020 г. произведен плановый рейдовый осмотр территории с.Ильтяково Шадринского района Курганской области, в ходе которого выявлена несанкционированная свалка отходов, расположенная в 120 метрах от дороги в с.Ильтяково, в 60 метрах севернее от складских помещений. Площадь загрязненного участка примерно 3000 кв. м, объем отходов примерно 21 куб. м. На месте свалки обнаружены твердые коммунальные отходы, которые образовались предположительно в результате несанкционированного размещения отходов от населения с.Ильтяково. Установлено, что земля находится в ведении Администрации с.Ильтяково.
Из писем от 15.11.2017 г., 09.11.2018 г., 12.11.2019 г. 17.09.2020 г. следует, что Филипьевым В.Л. ежегодно направляются письма на имя Главы Администрации Шадринского района о внесении в бюджет Ильтяковского сельсовета средств для ликвидации свалки твердых бытовых отходов в с.Ильтяково объемом 1300 куб. м.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон), пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 12 ст. 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 N 108 "О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений" участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений.
Таким образом, нормы закона обязывают орган местного самоуправления сельского поселения – Администрацию Ильтяковского сельсовета организовывать деятельность по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Действия должностного лица верно квалифицированы по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ. Доводы Филипьева В.Л. об отсутствии денежных средств для ликвидации свалки твердых бытовых отходов в с.Ильтяково не являются основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку факт нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды со стороны Ильтяковского сельсовета подтвержден при рассмотрении дела.
В данном судебном акте постановление государственного инспектора было оставлено без изменений, а жалобу Главы Ильтяковского сельсовета Шадринского района Курганской области Филипьева Владимира Леонидовича без удовлетворения.
Для лучшего понимания сути данного вопроса приведем еще один пример из судебной практики по аналогичному делу. Обратимся к решению Богородицкого районного суда (Тульской области).
Прокурор Куркинского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области, указывая, что прокуратурой Куркинского района проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства на территории МО Самарское Куркинского района Тульской области, в ходе которой установлено, что по адресу: находится несанкционированная свалка бытового мусора и опил деревьев, общей площадью, примерно 3x2 кв.м. По фактам выявленных нарушений прокуратурой района 15.07.2020 было внесено представление в Администрацию МО Самарское, однако по результатам рассмотрения представления реальные меры по ликвидации несанкционированной свалки по состоянию на 07.08.2020 не приняты. Количество имеющегося мусора свидетельствует о том, что Администрацией МО Самарское меры по ликвидации свалки не предпринимаются. На свалке скапливается множество крыс и мышей, которые являются разносчиками различных инфекций, собираются стаи собак. Наличие несанкционированной свалки бытовых отходов на территории создает угрозу для возникновения очагов эпизоотии, причинения вреда жизни и здоровья населения. Таким образом, невозможно определить круг лиц - граждан, чьи права могут быть нарушены в связи с невыполнением Администрацией МО Самарское Куркинского района Тульской области вышеуказанных требований законодательства.
На основании изложенного прокурор просит обязать Администрацию МО Самарское Куркинского района Тульской области в срок до 31.12.2020 принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов по адресу:
В судебное заседание представитель ответчика Администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области не явился. От п
СпроситьВ судебное заседание представитель ответчика Администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области не явился. От представителя ответчика - главы Администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области Никифоровой С.А. поступило заявление, в котором она просит рассмотреть данное гражданское дело в ее отсутствие, исковые требования признает в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ ей известны и понятны.
На основании ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика Администрации МО Самарское Куркинского района Тульской области.
Выслушав помощника прокурора Куркинского района Тульской области Юдину Н.В., исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно требованиям ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ одним из основных принципов охраны окружающей среды является - ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В силу требований статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.2, 1.13 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается. Несанкционированное скопление мусора не допускается.
В данном судебном решении иск прокурора был удовлетворен. Также суд пришел к выводу, обязать ответчика принять меры по ликвидации несанкционированной свалки.
Из всего вышеизложенного следует, что ликвидация несанкционированной свалки возможна, только при взаимодействии с местной администрацией. Способы взаимодействия: жалоба в Роспотребнадзор либо в районную прокуратуру, или подача искового заявления в суд с требованием ликвидации полигон ТБО. Можно воспользоваться любым из этих способов. Но, проанализировав судебную практику, можно прийти к выводу, что подача жалобы в районную прокуратуру будет самым оптимальным способом.
Заключение подготовила Наджафалиева З.И.
* продолжение заключения, т.к. есть ограничение.
Спросить