Продавец отвергает бракованную дверь - что делать и какую компенсацию ожидать?
Приобрели 5 дверей одна из них пришла с браком, при обращении к продавцу утверждает, что это не будет считаться браком и могут предложить скидку в 1 тыс рублей, а дверь стоит 20 тыс руб, на что можем расчитывать?
Можно потребовать замены или возврата денег, для этого необходимо предъявить письменную претензию на основе норм ГК.
СпроситьДобрый день.
Евгения, как оформлен брак?
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи, а при отсутствии в договоре условий о качестве - товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
По общему правилу при передаче товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, покупатель вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ.
Кроме того, нужно учитывать, что, как это следует из вопроса, в рассматриваемой ситуации между сторонами заключен договор розничной купли-продажи - договор, в силу которого продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ). В случаях, когда покупателем согласно такому договору является гражданин, к отношениям по договору розничной купли-продажи, не урегулированным ГК РФ, применяется Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним (п. 3 ст. 492 ГК РФ). Это относится и к правам покупателя по договору розничной купли-продажи в случае продажи ему товара ненадлежащего качества, которые определяются Законом о защите прав потребителей, а в части, не противоречащей ему, - ст. 503 ГК РФ (п. 6 ст. 503 ГК РФ).
Пункт 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей предоставляет потребителю право в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Потребитель вправе предъявить эти требования продавцу или организации (индивидуальному предпринимателю), уполномоченной (уполномоченному) продавцом (изготовителем) на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества (п. 2 ст. 18 Закона о защите право потребителей, смотрите также преамбулу к этому федеральному закону).
Требования, предусмотренные ст. 18 Закона о защите прав потребителей, могут быть предъявлены, если недостатки товара обнаружены потребителем в течение гарантийного срока или срока годности, а в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором (п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей).
Согласно п. 4 ст. 13 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств лишь в том случае, если он докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Нормы Закона о защите прав потребителей не ставят наступление ответственности продавца (иных ответственных лиц) за недостатки переданного потребителю товара в зависимость от использования потребителем приобретенного товара по его назначению (что имеет отношение и к установке приобретенной двери).
Следовательно, потребитель вправе предъявить продавцу требования, связанные с продажей ему товара ненадлежащего качества, в пределах сроков, предусмотренных п. 1 ст. 19 Закона о защите прав потребителей, а продавец обязан будет их удовлетворить, если не докажет наличие обстоятельств, освобождающих его от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства перед потребителем.
Если гарантийный срок на товар не установлен, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 6 ст. 18 Закона о защите прав потребителей).
Согласно п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Следовательно, при возникновении разногласий с продавцом относительно времени и причин возникновения недостатков в товаре потребитель вправе потребовать от продавца проведения экспертизы товара, а в случае несогласия с заключением экспертизы - оспорить его в суде. При этом в ходе рассмотрении спора в суде потребитель вправе заявить ходатайство о назначении новой экспертизы (ч. 2 ст. 9, ст. 79 ГПК РФ).
Заключение экспертизы о наличии, характере, причинах возникновения недостатков товара может послужить доказательством наличия (отсутствия) обстоятельств, имеющих значения для разрешения дела, оценка которому будет дана судом при рассмотрении спора (ч. 1 ст. 55, ст. 67 ГПК РФ). В правоприменительной практике выводы экспертизы о производственном характере недостатков товара, как правило, являются основанием для удовлетворения требований потребителей (смотрите, например, определения СК по гражданским делам Московского городского суда от 22.12.2010 N 33-37789, Московского городского суда от 07.07.2010 по делу N 4 г/2-5840/10, кассационные определения СК по гражданским делам Омского областного суда от 03.11.2010 N 33-6917/10, СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 03.02.2010).
Если же экспертизой будет установлено, что недостатки возникли в ходе эксплуатации товара, в удовлетворении требований потребителю может быть отказано (кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.03.2011 N 33-3315/2011).
Евгения, вам надо писать претензию.
Потребуется помощь в составлении претензии - обращайтесь.
Буду благодарна за отзыв.
Спросить