Что делать с документами которые превысили срок хранения?

• г. Ростов-на-Дону

Наша организация работает уже 3 года. У меня вопрос по срокам хранения документов предприятий и ип: какие документы организаций и ип нужно хранить, их срок хранения, были ли изменения в сроках или методах хранения документов с 2009 года по настоящее время. Что делать с документами которые превысили срок хранения?

Какими нормативными актами следует руководствоваться? Спасибо.

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Наталья, вот самый свежий ответ от 27.04.2012 г.

Компания ГАРАНТ

Какой установлен срок хранения документов бухгалтерской отчетности и каков порядок уничтожения документов с истекшим сроком хранения? Установлена ли форма акта на списание (уничтожение) и кем данный документ должен быть подписан?

Обязанность организации хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность установлена п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ). Указанные документы должны храниться в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. При этом руководитель организации несет ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (п. 3 ст. 17 Закона N 129-ФЗ).

При определении конкретных сроков хранения отдельных документов следует руководствоваться Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (далее - Перечень). Перечень подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125 ФЗ) (п. 1.1 Перечня).

Сроки хранения бухгалтерских документов и отчетности определены в разделе 4 "Учет и отчетность" Перечня. Так, согласно п. 351 Перечня бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, отчеты о целевом использовании средств, приложения к ним и другое) должна храниться:

- сводная годовая (консолидированная), годовая - постоянно;

- квартальная - 5 лет;

- месячная - 1 год.

В соответствии с п. 1.4 Перечня исчисление сроков хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводства.

Отметим, если разными федеральными законами или нормативными правовыми актами установлены различные сроки хранения одних и тех же документов, руководствоваться следует требованиями, устанавливающими максимальный срок хранения таких документов. Поскольку Законом N 129-ФЗ предусмотрен срок хранения бухгалтерской отчетности не менее пяти лет, месячная бухгалтерская отчетность также должна храниться 5 лет.

На основании п. 1 ст. 17 Закона N 125-ФЗ организации обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения. Документы постоянного хранения составляют архивный фонд организации, являющийся составной частью Архивного фонда Российской Федерации (п. 5.1.2 Правил, п. 4 и п. 5 ст. 3 Закона 125-ФЗ). Уничтожение документов, составляющих Архивный фонд Российской Федерации, запрещается (п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ).

Вместе с тем процедура уничтожения документов, не составляющих архивный фонд организации, ни в законах, ни в иных нормативно-правовых актах не урегулирована. Поэтому организация вправе самостоятельно разработать и утвердить порядок уничтожения документов.

При самостоятельной разработке такого регламента можно ориентироваться на порядок, определенный Основными правилами работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002) (далее - Правила). Несмотря на то, что Правила распространяются на государственные учреждения и на организации, обязанные обеспечивать сохранность документов Архивного фонда Российской Федерации, предусмотренный порядок и предложенные формы документов могут быть полезны и в остальных случаях, в том числе всеми другими организациями.

Согласно Правилам уничтожению документов предшествует их экспертиза. Для проведения экспертизы в организациях приказом руководителя организации создается комиссия из числа наиболее квалифицированных работников в количестве не менее 3 человек. В состав экспертной комиссии организации в обязательном порядке включается лицо, ответственное за архив (п.п. 2.2.2, 2.2.3 Правил).

Как определено п. 2.2.5 Правил, одной из функций экспертной комиссии является организация ежегодного отбора дел для хранения и уничтожения. По результатам работы экспертной комиссии в организации составляются описи дел постоянного, временного хранения и по личному составу, а также акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению (п. 2.4.1, п. 5.1.2 Правил).

Описи на хранение и акты для уничтожения документов подписываются руководителем организации (п. 2.4.4 Правил).

В акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, форма которого приведена в Приложении 4 к п. 2.4.1 Правил (далее - Акт), включаются дела, если предусмотренный для них срок хранения истек к 1 января года, в котором составляется Акт (п. 2.4.5 Правил). Например, в 2012 году в акт на уничтожение может быть включена квартальная и месячная бухгалтерская отчетность, составленная в 2006 году и ранее.

Акт составляется на дела всей организации. Заголовки однородных дел, отобранных к уничтожению, вносятся в акт под общим заголовком с указанием количества дел, отнесенных к данной группе. Кроме того, акт содержит информацию о крайних датах дел, то есть о наиболее ранней и поздней дате включенных в них документов, с отображением в отдельной графе номера статьи Перечня с установленным сроком хранения, и номера описей. Применительно к рассматриваемой ситуации, графа, указывающая на установленный срок хранения документов, дополнительно может содержать ссылку не только на Перечень, но и на нормативно-правовой акт или закон, которым этот срок установлен. В рассматриваемой ситуации это Закон N 129-ФЗ.

А например, обеспечивать в течение четырех лет сохранность данных, необходимых для исчисления и уплаты налогов, организации обязаны в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Подлежащие уничтожению дела передаются на переработку (утилизацию) согласно п. 2.4.7 Правил. Передача дел оформляется приемо-сдаточной накладной, в которой указываются дата передачи, количество сдаваемых дел и вес бумажной макулатуры. В то же время, если организация производит уничтожение документов самостоятельно, оформление приемо-сдаточной накладной не требуется. Полагаем, в таком случае достаточно произвести соответствующую отметку, например "Утилизировано", непосредственно на акте.

Таким образом, организация вправе как самостоятельно разработать, так и использовать порядок уничтожения документов и форму Акта, предусмотренные в Правилах. При самостоятельной разработке формы акта следует учесть наличие таких реквизитов, как:

- дата составления;

- наименование дел, подлежащих уничтожению;

- их количество;

- крайние даты;

- установленный срок хранения документов со ссылкой на утверждающий его нормативно-правовой акт;

- подписи членов экспертной комиссии и руководителя организации.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Лазарева Ирина

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Горностаев Вячеслав

9 апреля 2012 г.

http://ipnalog.ru/art/50418-18345

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Ростов-на-Дону - онлайн услуги юристов

Светлана
04.10.2016, 12:18

Аттестация штатных сотрудников общественной организации (Профсоюза) - нормы и требования

Подлежат ли аттестации штатные сотрудники общественной организации (Профсоюза)? Какими нормативными актами следует руководствоваться при проведении такой аттестации? Знание каких документов должно выявляться у сотрудников?
Читать ответы (2)
Челякова А.П.
08.05.2001, 11:33

Возможная защита организации при иске ИМНС о взыскании штрафных санкций за пропуск срока подачи уведомления

У меня такой вопрос: ИМНС направило в адрес нашей организации исковое заявление о взыскании штрафных санкций за то, что наша организация пропустила срок подачи в ИМНС уведомления об изменении в учредительных документах. Но нарушение 10-тидневного срока обусловлено тем, что головная организация находится в Санкт-Петербурге и состоит на учете в своей налоговой, филиал организации-в Твери, наша организация - в Калуге. Следовательно, гоовная организация не нарушала срок и зарегистрировала изменения в уставных документах в 10-дневный срок. По почте копии документов направлены в филиал, оттуда почтой - в нашу организацию, в связи с этим 10-ти дневный срок, предусмотренный Законом не может быть соблюден из-за временных рамок. На какой документ мы можем сослаться в своей защите?
Читать ответы (1)
Victor
20.03.2013, 14:51

Организация ликвидируется - что происходит с документами и сроками их хранения?

Организация ликвидируется. По приказам № 558 Минкульта от 2010 г и постановлению №03-33 п ФКЦБ от 2003 г о сроках документов есть документы со сроком хранения-1) постоянно-то есть до бесконечности, бессрочно?-2) а рядом термин постоянно - документов в организациях, не являющихся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, не может быть менее десяти лет. 3)постоянно-при ликвидации организаций, не являющихся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, документы принимаются на постоянное хранение по принципу выборки организаций и документов.-_ а если нет правопреемника, кому предавать на постоянное (бессрочное) хранение? Так что такое термин срок хранения-постоянно? Я.
Читать ответы (1)
Николай
24.02.2014, 12:13

Нарушение договора подряда и срок исковой давности

В общем вопрос такого характера, организация А (подрядчик) работает с организацией Б (заказчик) с 2009 г по договору подряда, с 2009 г наши организации работают по настоящее время и ежегодно заключает договора подряда (на разные работы), по настоящей момент т.е 2014 г у организации Б (Заказчик) имеется задолженность перед организации А (подрядчик), ежегодно заказчик перечисляет деньги (не в полном объеме) но не пишет за какой договор они это делают, Вопрос, не будет ли срок исковой давности договоров 2009 года?
Читать ответы (2)
Анна
22.09.2015, 09:30

Процедура увольнения водителя при списании машины - когда и на каком основании?

У нас в организации списывают машину, документы в стадии оформлении. Что делать с водителем? Увольнять сейчас или только после выдачи документов о списании машины? Какими нормативными актами руководствоваться? На каком основании производить увольнение?
Читать ответы (1)
Ольга
31.01.2003, 10:04

Можем ли мы принять только нескольких сотрудников, а остальных должны сократить сами дочерние предприятия?

Ответьте, пожалуйста на такой вопрос. Наша организация имеет дочерние предприятия. В настоящее время стоит вопрос об их присоединении. В каждом дочернем предприятии по 10 человек, а наша организация не имеет возможности принять всех сотрудников этих дочерних предприятий! Что делать?! Можем ли мы принять только нескольких сотрудников, а остальных должны сократить сами дочерние предприятия? Если это возможно, то на что можно сослаться? (До приказа о присоединении у нас в организации было сокращение штатов). Спасибо.
Читать ответы (1)
Алена
05.03.2013, 01:50

Сосед требует взыскать с меня затраты на подключение газопровода - какие законодательные акты надо учитывать?

Сосед подал в суд о взыскании с меня затраченных им средств по подключению газопровода в 2007 году, газопровод - собственность Райгаза, согласия от соседей у меня не требовали, подключение произошло в декабре 2012 года. Сосед чинил препятствия подрядной организации, совершал хулиганские действия. Какими законодательными актами и нормативными документами нужно руководствоваться?
Читать ответы (1)
Лариса
13.12.2002, 22:23

Нормативные акты, руководствующиеся при принятии решения по иску об увольнении сразу после испытательного срока

Какими нормативными актами надо руководствоваться при вынесении решения по иску об увольнении сразу после окончания испытательного срока?
Читать ответы (1)
Нелли Анатольевна
04.03.2013, 14:48

Сроки оплаты по выставленным счетам в отсутствие предусмотренных условий в договоре - нормативные акты и рекомендации

Договор не предусматривает сроков оплаты по выставленным счетам, чем можно руководствоваться и в течении какого срока контрагент обязан оплатить выставленные счета? Какой срок действия счета и какими нормативными актами регламентируется? Спасибо!
Читать ответы (1)
Елена
24.11.2003, 17:12

Сроки внесения изменений в учредительные документы юридического лица и оповещения налоговых органов - что

У меня к вам следующие вопросы. В какие сроки необходимо внести изменения в учредительные документы юридического лица? В какой срок необходимо оповестить налоговые органы об этих изменениях? Какими нормативными документами это регламентируется?
Читать ответы (1)