Увеличение контракта по 44 фз при обнаружении скрытых работ - возможности и ограничения
Контракт по 44 фз. При осмотре объекта обнаружились скрытые работы. Заказчик говорит, что может увеличить сумму контракта, только на 10%. По моему мнению увеличение до 10% возможно без увеличения объема работ. На какую сумму заказчик вправе увеличить стоимость контракта при обнаружении скрытых работ?
Консультации по 44-ФЗ всегда платные и стоят очень дорого.
СпроситьДобрый день.
Уточните пожалуйста предмет ГК. О каких работах идёт речь? Принципиально важно понимать, так как ГК предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - чаще всего увеличивается до 30%.
По вашему вопросу мало информации.
Так же интересует, было ли написано Заказчику уведомление о скрытых работах? Письменно?
СпроситьДобрый день. Ну, вряд ли кто-то из юристов здесь кинется искать Ваш контракт по номеру. Скиньте мне в ЛС - посмотрю. И напишите, как был заключение - конкурентным способом или нет?
СпроситьДобрый день.
Игорь, поскольку Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) основан в том числе на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), к отношениям по контрактам, заключенным в соответствии с этим Законом, применяются нормы Гражданского кодекса РФ, если самим Законом N 44-ФЗ не установлено иное.
Как я понимаю, под "скрытыми работами" в вопросе имеются в виду работы, которые в Гражданском кодексе РФ именуются "дополнительными работами" - работы, выполнение которых не было предусмотрено при подписании договора, но необходимость выполнения которых была выявлена подрядчиком при исполнении договора (п. 5 ст. 709 ГК РФ, смотрите также п. 3 ст. 743, п. 1 ст. 744 ГК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий по общему правилу не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В силу подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ если возможность изменения условий контракта на выполнение работ была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного подрядчика - контрактом, по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работ могут быть увеличены не более чем на 10%. По соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ и цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10% цены контракта.
Исходя из буквального прочтения приведенной нормы по данному основанию могут быть увеличены только количество товара, объемы работ и (или) услуг, предусмотренные контрактом. В порядке, предусмотренном подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, цену контракта, а следовательно, и количество товаров, объем работ нельзя увеличить в случае, если заказчик и подрядчик согласуют выполнение вида работ, в отношении которого цена единицы работы в контракте отсутствует. Аналогичные разъяснения неоднократно давали регулирующие органы (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 07.12.2016 N Д 28 и-3208, от 16.09.2016 N Д 28 и-2465, от 28.12.2015 N Д 28 и-3749, от 18.08.2015 N Д 28 и-2497 и письмо Минфина России от 26.09.2017 N 24-03-08/62479, а также постановление Пятого ААС от 19.08.2016 N 05 АП-5050/16).
Иное предусмотрено, в частности, подп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, который допускает изменение объема и (или) видов выполняемых работ. Однако этот пункт, внесенный в закон только с 1 июля 2019 года (подп. "а" п. 64 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ), может применяться только к контрактам, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
Судебная практика допускает исключение из ограничений, установленных подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, но только в отношении дополнительных работ, невыполнение которых грозило годности и прочности результата выполняемой работы (п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом ВС РФ 28.06.2017)).
Согласно п. 5 ст. 709 ГК РФ если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Безусловно, следует обратить внимание, что в приведенной норме говорится об "определенной приблизительно цене", в то время как в силу ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ цена по контракту по общему правилу определяется твердой. Однако применимость того же правила к договорам, цена по которым определена твердая, подтверждается положениями п. 6 ст. 709, п. 1 ст. 716 ГК РФ и - по аналогии - п. 3 ст. 743 ГК РФ, в котором то же правило более подробно описано применительно к выявлению дополнительных работ по договору строительного подряда. Применительно же к контрактам, заключаемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ, обязательность уведомления заказчика о выявлении необходимости выполнения дополнительных работ вытекает также из приведенных выше требований об установлении твердой цены и возможности изменения объема выполняемых работ и цены контракта только в случаях, предусмотренных законом. Как следует из того же п. 5 ст. 709 ГК РФ и неоднократно подтверждалось судебной практикой, в случае выполнения дополнительных работ без получения согласия заказчика подрядчик по общему правилу лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ (смотрите, например, постановление АС Поволжского округа от 22.10.2019 N Ф 06-53286/19).
Игорь, но при желании выход найти попытаться можно...
СпроситьПо общему правилу, предусмотренному статьёй 34 Закона № 44-ФЗ (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), контракт должен быть исполнен на тех условиях, что были изначально в нём предусмотрены, за рядом исключений. К таким исключениям отнесены случаи увеличения стоимости контракта не более чем на 10%
СпроситьУвеличение до 10% возможно без увеличения объема работ.
СпроситьДобрый день.
В соответствии с 44-ФЗ реально только на 10 процентов без выставления его на торги.
СпроситьМУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ №0174300001422000006
выполнение работ по текущему ремонту элементов благоустройства
Сейчас пишу письмо.
СпроситьВ своём письме Вы должны опираться на общие правила увеличения ГК, согласно ч.1.2 п.1 ст.95 44-ФЗ, так как предмет ГК все же не стройка, а ремонт. По нормам указанных правил увеличение ГК допускается в пределах 10%.
При обнаружении скрытых работ, Подрядчик имеет право приостановить выполнение ГК (ст.716 ГК РФ). Если заказчик не устранит скрытые работы, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков (п.3 ст.716). Подрядчик обязан сообщить Заказчику о скрытых работах письменно (п.3 ст.743 ГК). Если письменно не уведомляли, то требовать допоплаты будет неправомерно. Затем доп. работы должны обговорится сторонами. Если в ГК предусмотрено изменение по ст.95, то стороны увеличивают ГК на 10%. Если заказчик отказывается на увеличение, то Подрядчике имеет право отказаться от исполнения ГК (опять же, письменно уведомив об этом Заказчика, и скорее всего в ГК имеется пункт об одностороннем отказе, вот по нему и расторгаетесь). Как вариант, то Заказчик устраняет скрытые работы, заключив с Вами же, второй ГК как с ед.поставщиком и выделив там необходимую сумму денег скорее всего до 300 рублей (это по части сметы ограничения).
Итого: увеличение данного ГК только до 10%. Заключайте доп контракт с ЕП на необходимую сумму, либо расторгайтесь.
СпроситьТак же, хотелось бы отметить, что цена изменяется пропорционально объёму работ.
Читаем п.1.2 ч.1 ст.95:
[quote][/quote] 1.2) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом [/i]по соглашению сторон допускается[i] изменение[/i] с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы [i]или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта[i][/i]. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
Слова «при этом…» имеют связующую функцию. Тоесть, в тексте говорится что увеличивать объём можно, вместе с ценой. Иначе - нельзя.
Спросить