Приватизация и оформление зелёнки на дом и земельный участок при разводе - Как действовать без участия бывшего супруга?
Имеем договор на приватизацию и выписку из хозяйственной книги на участок земли для ведения личного подсобного хозяйства, где вписаны я и мой муж. Мы развелись. Место жительства мужа не известно. Могу ли я оформить зелёнку на дом и земельный участок без него и что необходимо сделать в этом случае.
Уважаемая Елена! С 1 сентября 2006 г. на территории России действует Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», широко известный как Закон о «дачной амнистии».
Как видно из названия Закона, его главная задача определить упрощенный механизм закрепления за гражданами прав на объекты недвижимости, включая земельные участки, индивидуальные жилые дома, садовые дома, дачи, гаражи и т.д.
При этом Законом регламентированы следующие положения:
- об оформлении гражданами прав на земельные участки, предназначенные для ведения садоводства, огородничества, личного подсобного или дачного хозяйства, индивидуального жилищного или индивидуального гаражного строительства, в том числе в случае, если их фактическая площадь отличается от площади, указанной в документе о праве на землю;
- об условиях оформления прав граждан на фактически занимаемые земельные участки (в случае наличия документов о праве на жилой дом и отсутствии документов о праве на землю);
- о порядке переоформления права пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования земельными участками граждан;
- о порядке оформления в собственность садовых, огородных и дачных земельных участков лицами, фактически использующими данные участки в соответствии с документами о распределении земельных участков на территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений;
- о юридической судьбе земель общего пользования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений;
- об упрощенном порядке государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения садоводства, огородничества, личного подсобного или дачного хозяйства, индивидуального жилищного или индивидуального гаражного строительства;
- об упрощенном порядке государственной регистрации права собственности граждан на жилые дома, возведенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства;
- об упрощенном порядке государственной регистрации права собственности на садовые и дачные дома, индивидуальные гаражи, являющиеся объектами недвижимого имущества, на возведение которых не требуется получения специальных разрешений.
К основным вопросам, касающимся применения Закона об упрощенном порядке оформления прав граждан на земельные участки, относятся:
1. Предоставление сведений государственного кадастра недвижимости, необходимых для оформления прав на земельный участок (без проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка)
Государственный кадастровый учет земельных участков, осуществленный в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (т.е. до 1 марта 2008 г.), далее – Закон о кадастре, признается юридически действительным, такие земельные участки считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Земельные участки, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации прав), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Если сведения и документы о ранее учтенном земельном участке отсутствуют в составе государственного земельного кадастра или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом, и (или) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в орган кадастрового учета по его запросам.
Решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке может приниматься органом кадастрового учета на основании заявления правообладателя и следующих документов:
- свидетельства о праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. № 177;
- государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493;
- свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. №1767;
- документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
- выписки из похозяйственной книги, оформленной в соответствии с приказом Росрегистрации от 29 августа 2006 г. № 146;
- договора аренды ранее учтенного земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета;
- иного правоустанавливающего либо правоподтверждающего документа о праве на ранее учтенный земельный участок.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости общедоступные сведения о ранее учтенных земельных участках предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц (часть 1 статьи 14 Закона о кадастре).
Если на день получения запроса сведения и документы о ранее учтенном земельном участке не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета в установленный частью 8 статьи 14 Закона о кадастре срок обеспечивает включение таких сведений и документов и не позднее данного срока предоставляет запрашиваемые сведения в установленном порядке.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о кадастре (в том числе отсутствие координат характерных точек границ такого участка), не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации (часть 11 статьи 45 Закона о кадастре).
2. Внесение в государственный кадастр недвижимости уточненных сведений о местоположении границ и (или) площади земельного участка (по результатам выполнения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка)
В случае, если сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границ и площади ранее учтенного земельного участка нуждаются в уточнении (в частности, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о местоположении (координатах) границ такого участка, либо такие сведения получены со степенью точности ниже требуемой для земель соответствующего целевого назначения и вида разрешенного использования), по инициативе заинтересованного лица может в установленном порядке проводиться государственный кадастровый учет, сопровождающийся внесением в государственный кадастр недвижимости изменений (уточнений) в указанных сведениях.
Исходя из части 2 статьи 16, пунктов 2, 5, 6 части 1 статьи 22 Закона о кадастре для государственного кадастрового учета в связи с изменением (уточнением) сведений о местоположении границ и (или) площади земельного участка в орган кадастрового учета представляются следующие документы:
- заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (заявление составляется по форме, утвержденной приказом Минюста России от 20 февраля 2008 г. № 34 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества»). С заявлениями о кадастровом учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями о кадастровом учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве (часть 3 статьи 20 Закона о кадастре);
- межевой план (составляется ГУП МО «МОБТИ» по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона о кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);
- копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий земельный участок (при отсутствии в кадастре сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости).
При подготовке документов для государственного кадастрового учета в связи с изменением (уточнением) сведений о местоположении границ и (или) площади земельного участка необходимо понимать, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:
- такое изменение не обусловлено преобразованием земельного участка или уточнением его границ (часть 4 статьи 27 Закона о кадастре);
- в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (пункт 1 части 5 статьи 27 Закона о кадастре);
- при уточнении границ нарушен установленный Законом о кадастре порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с Законом о кадастре не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора (пункт 2 части 5 статьи 27 Закона о кадастре).
Если вышеуказанные условия не нарушены, по результатам выполнения кадастровых работ в государственный кадастр недвижимости вносятся уточненные сведения о местоположении границ и площади земельного участка.
Орган кадастрового учета в случае принятия решения об осуществлении учета в связи с изменением (уточнением) сведений о местоположении границ и (или) площади земельного участка начиная с рабочего дня, следующего за днем истечения установленного частью 1 статьи 17 Закона о кадастре срока, обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости.
После внесении в государственный кадастр недвижимости уточненных сведений о местоположения границ и (или) площади земельного участка, соответствующие сведения отражаются в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, без повторной регистрации права на такой участок (пункт 4 статьи 18 Закона о регистрации прав)
3. Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства
Законом о регистрации прав (статья 25.2) предусмотрены особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (т.е. до 30 октября 2001 г.) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права (далее также – ранее предоставленные участки).
Нормы о государственной регистрации права на ранее предоставленные участки предусматривают, что основанием для регистрации права собственности гражданина на такой участок может являться следующий документ:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам статьи 25.2 Закона о регистрации прав. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
- свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
- один из документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 25.2 Закона о регистрации прав и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина – любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
В силу пункта 1.2 статьи 20 Закона о регистрации прав объектом регистрируемого права могут быть земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, поскольку иное не предусмотрено законодательством.
Права на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости, которые принадлежат гражданам на праве общей долевой собственности, оформляются с ведома и согласия всех совладельцев (собственников) такого имущества.
Спросить