
Вопрос о постоянном жилье в случае гибели военнослужащего
Мой муж в периуд прохождения военной службы, но не при исполнении служебных обязанностей в 2007 году был убит. Положенно ли мне постоянное жильё по последнему месту службы мужа? И с чего начинать, если положенно?
Посмотрите в Интернете вот такие Акты :
Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 475
"О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг"
Все рассказать невозможно , но вот читайте :
Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, после гибели (смерти) военнослужащего предоставляются следующие государственные гарантии:
- они не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями;
- за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, установленным Правительством Российской Федерации*(85).
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, непосредственно участвующих в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей" от 25 августа 1999 г. N 936 (с изменениями и дополнениями) и п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 1999 г. N 1197-68 на Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по предоставлению во внеочередном порядке семьям военнослужащих, непосредственно участвовавших в проведении контртеррористической операции и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В Министерстве обороны Российской Федерации реализация указанной гарантии предусмотрена приказом министра обороны Российской Федерации "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и погибших (пропавших без вести) при выполнении служебных обязанностей" от 26 января 2000 г. N 44.
Для реализации указанной гарантии члены семей погибших (пропавших без вести) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, подают заявление в жилищную комиссию воинской части, где военнослужащий и члены его семьи были учтены как нуждающиеся в жилых помещениях или улучшении жилищных условий (если военнослужащий и члены его семьи состояли на учете нуждающихся по месту жительства или по месту работы супруга (супруги) - заявление соответственно подается в местную администрацию или администрацию предприятия (учреждения, организации), о включении их в список имеющих право на внеочередное получение жилого помещения. К заявлению прилагается извещение о гибели, пропаже без вести при выполнении служебных обязанностей военнослужащего, непосредственно участвовавшего в проведении контртеррористической операции. Аналогичный порядок реализации указанной гарантии установлен и для членов семей погибших (пропавших без вести) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.
Понятие членов семьи военнослужащего уже давалось в данном издании. Вместе с тем, в некоторых нормативных актах приводится специальное понятие "семья погибшего или умершего". Так, в соответствии с Примерными правилами решения жилищных вопросов военнослужащих, рабочих и служащих органов государственной безопасности в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, Пограничных войсках Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства безопасности Российской Федерации от 27 июля 1993 г. N 285 (подп. "в" п. 2.1.9), к семьям погибших или пропавших без вести относятся:
- иждивенцы погибшего или пропавшего без вести, которым в связи с этим выплачивается пенсия;
- родители;
- супруг, не вступивший в брак вторично, независимо от получения им пенсии;
- дети, не имеющие своих семей, или хотя и имеющие свои семьи, но ставшие инвалидами до достижения совершеннолетия, а также имеющие свои семьи дети, оба родителя которых погибли или пропали без вести.
За членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилой площади. При этом, жилая площадь указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке (п. 4 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих"). Следует обратить внимание на то, что данная норма предусматривает льготную очередность предоставления жилых помещений, которая не относится к внеочередной, но и не является очередной в общем смысле, т.е. в порядке общей очереди. Поскольку общего механизма реализации первоочередного порядка обеспечения жилыми помещениями указанных граждан не существует, постольку данный вопрос отнесен к компетенции жилищных органов, принимающих решения о предоставлении жилых помещений.
Директивой министра обороны Российской Федерации "Об улучшении работы по обеспечению жилой площадью семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы" от 11 июля 1996 г. N Д-16 установлено, что семьям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, проживающим за границей, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, на территориях, отнесенных к зонам вооруженных конфликтов, и не имеющим в собственности квартиры, индивидуального жилого дома или забронированной жилой площади, в виде особого исключения жилая площадь предоставляется по решению заместителя министра обороны Российской Федерации - начальника строительства и расквартирования войск из фонда Министерства обороны Российской Федерации.
За семьями погибших (умерших) военнослужащих сохраняются льготы по получению жилья.
В случае гибели (смерти) военнослужащего внутренних войск, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, за семьей погибшего (умершего) сохраняется право на получение жилой площади на основаниях, которые существовали при постановке указанного военнослужащего на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом, жилая площадь предоставляется семье погибшего (умершего) военнослужащего внутренних войск не позднее одного года со дня его гибели (смерти) (ст. 44 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации").
В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" за семьей погибшего (умершего) прокурора и следователя сохраняется право на получение благоустроенного жилого помещения на условиях и основаниях, которые имели место на момент гибели (смерти) прокурора или следователя.
Семьи погибших (умерших) при исполнении должностных обязанностей спасателей аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и погибших (умерших) в ходе проведения указанных работ, нуждавшиеся в получении жилья (улучшении жилищных условий), сохраняют право на его получение (улучшение жилищных условий). Жилые помещения указанным семьям предоставляются не позднее чем через шесть месяцев со дня гибели (смерти) спасателей (п. 3 ст. 30 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ).
Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (ст. 8) установлено, что в случае гибели военнослужащего Государственной противопожарной службы при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры, на основаниях, которые имели место на момент его гибели. В этом случае улучшение жилищных условий семьи указанного сотрудника, военнослужащего, работника, в том числе выделение ей отдельной квартиры, должно быть произведено органами местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.
Глава 2. Государственные гарантии в жилищной сфере членов семей погибших (умерших) военнослужащих
В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространяются льготы, гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне. Указанные льготы, гарантии и компенсации предусмотрены ст. 21 Федерального закона "О ветеранах". К ним относятся:
- преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 названного Федерального закона. Указанные лица, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
- оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семьи погибшего (умершего), совместно с ним проживавшими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
- оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом семей погибших (умерших) производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда. Указанные меры социальной поддержки предоставляются независимо от того, кто из членов семьи погибшего (умершего) является нанимателем (собственником) жилого помещения.
1. Гарантии по ремонту жилых домов
Порядок ремонта определен Правилами обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313 (с изменениями от 2 июня 2008 г., далее - Правила).
Правила определяют норму общей площади индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, ремонт которых подлежит оплате за счет средств федерального бюджета путем выплаты гражданам соответствующих средств (далее - жилые дома), порядок расчета размера этих средств и порядок взаимоотношений между гражданами и органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (далее - органы социальной защиты населения), в связи с выделением средств на проведение ремонта жилых домов. Правила не распространяются на граждан, проживающих в жилых домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан и расположенных в многоквартирных домах.
Право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов (далее - средства на проведение ремонта), имеют следующие категории граждан:
- члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву (действительной срочной военной службы);
- члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более.
К членам семей погибших (умерших) военнослужащих (далее - члены семей) относятся:
а) вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак;
б) несовершеннолетние дети;
в) дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
г) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
д) лица, находившиеся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего.
Члены семей принимают решение о необходимости проведения ремонта жилых домов добровольно и могут реализовать свое право на проведение ремонта за счет средств федерального бюджета 1 раз в 10 лет.
Нормы и порядок проведения ремонта. Размер средств на проведение ремонта жилого дома рассчитывается по формуле:
*,
где:
* - размер средств на проведение ремонта;
Н - норма общей площади жилого дома, определяемая с учетом количества граждан, проживающих в доме и имеющих право на получение средств на проведение ремонта;
* - средняя стоимость ремонта одного квадратного метра общей площади индивидуального жилого дома по субъекту Российской Федерации, на территории которого проживают члены семьи.
Норма общей площади жилого дома для расчета размера средств на проведение ремонта составляет:
- 33 квадратных метра - на одиноко проживающего гражданина;
- 42 квадратных метра - на семью, состоящую из двух человек;
- по 18 квадратных метров - на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более.
Порядок проведения и виды ремонта жилого дома устанавливаются членами семьи самостоятельно.
Порядок выплаты средств на проведение ремонта. Члены семьи или лицо, уполномоченное ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, для получения средств на проведение ремонта представляют в орган социальной защиты населения, расположенный по месту постоянного проживания членов семьи, следующие документы:
а) заявление о выплате средств (по форме установленной Правилами);
б) копии документов, подтверждающих право собственности на жилой дом, заверенные надлежащим образом;
в) копию технического паспорта (в случае отсутствия технического паспорта либо удаленности местонахождения жилого дома от населенного пункта, где расположены органы технической инвентаризации, - справку органа местного самоуправления с указанием года постройки жилого дома);
г) справку о праве гражданина как члена семьи военнослужащего, потерявшего кормильца, на получение средств на проведение ремонта (по форме, установленной Правилами);
д) документы, удостоверяющие личность членов семьи;
е) для детей-инвалидов в возрасте старше 18 лет - документы, подтверждающие факт установления инвалидности до достижения ими возраста 18 лет;
ж) для детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - документы, подтверждающие факт обучения;
з) выписку из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество граждан, зарегистрированных в жилом доме.
В случае если в соответствии с правилами делопроизводства органа социальной защиты населения для ведения учета требуются копии указанных документов, орган социальной защиты населения изготавливает такие копии за счет собственных средств при приеме документов.
Справка на получение средств на проведение ремонта выдается каждому члену семьи, имеющему право на получение средств на проведение ремонта, в соответствии с данными личного дела погибшего (умершего) военнослужащего или иных документов, определяющих состав его семьи, в целях подтверждения двухнедельный срок и действительна в течение всего периода пользования данным правом. Справка может быть вручена лично, получена ближайшими родственниками или по доверенности, а также отправлена заказным письмом с уведомлением о ее получении. Справки оформляются и выдаются уполномоченным органом федерального органа исполнительной власти, в котором погибший (умерший) военнослужащий проходил службу (по последнему месту службы).
В случае утраты справки гражданин обращается с заявлением в уполномоченный орган, выдавший справку, который после соответствующей проверки в месячный срок принимает решение о повторной выдаче справки.
2. Социальные гарантии по оплате жилья и коммунальных услуг
Согласно п. 4 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на компенсационные выплаты по оплате:
- общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), а также найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и члены жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах;
- коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда;
- абонентской платы за пользование телефонами, радиотрансляционными точками, коллективными телевизионными антеннами;
- установки по действующим тарифам квартирных телефонов, а проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки.
Порядок и размеры компенсационных выплат определены Правилами предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 г. N 475) (с изменениями от 7 декабря 2007 г., 2 июня 2008 г., далее - Правила).
Право на получение компенсационных выплат имеют следующие категории граждан:
а) члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву (действительной срочной военной службы);
б) члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более;
К членам семей погибших (умерших) военнослужащих относятся:
а) вдовы (вдовцы), за исключением вступивших в новый брак;
б) несовершеннолетние дети;
в) дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
г) дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
д) граждане, находившиеся на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего.
Члены семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляют оплату жилой площади, коммунальных и других видов услуг в полном объеме с последующим получением компенсационной выплаты в связи со следующими расходами:
а) оплата общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), найма, содержания и ремонта жилых помещений (для собственников жилых помещений и членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - оплата содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах);
б) оплата коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда;
в) внесение платы за пользование услугами местной телефонной связи, абонентской платы за пользование радиотрансляционной точкой, коллективной антенной.
Члены семей погибших (умерших) военнослужащих, проживающие в домах, не имеющих центрального отопления, имеют право на компенсационную выплату в связи с расходами по оплате топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставке.
Указанные граждане, помимо права на получение перечисленных компенсационных выплат, имеют также право на получение компенсационной выплаты в связи с расходами по оплате установки квартирного телефона по действующим тарифам.
Компенсационные выплаты членам семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляются на основании справки по форме, установленной Правилами. Справка оформляется и выдается уполномоченным органом федерального органа исполнительной власти, в котором погибший (умерший) военнослужащий проходил службу (по последнему месту службы) либо состоял на пенсионном обеспечении.
Члены семей погибших (умерших) военнослужащих представляют справки, документы, подтверждающие их проживание в соответствующем жилом помещении, и документы, на основании которых осуществлялись платежи:
- в организации, осуществляющие начисление платежей по оплате жилых помещений по месту их жительства, - для расчета размера ежемесячных платежей по оплате общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - жилой площади), а также для получения документа, подтверждающего количество зарегистрированных в жилом помещении граждан;
- в организации, осуществляющие начисление платежей по оплате коммунальных услуг и оказывающие другие виды услуг, указанные в пп. 4-6 Правил, - для получения документа, содержащего сведения о размере платежей, или документа, подтверждающего произведенные расходы.
После получения документов, содержащих сведения о размере платежей, члены семей погибших (умерших) военнослужащих представляют в органы социальной защиты населения по месту жительства для регистрации и получения компенсационных выплат следующие документы:
а) справки, выданные членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проживающим в одном жилом помещении;
б) документы, удостоверяющие личность;
в) для детей в возрасте старше 18 лет - документы, подтверждающие установление инвалидности до достижения ими 18-летнего возраста; для детей в возрасте до 23 лет - документы, подтверждающие их обучение в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
г) документ, подтверждающий количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении, расходы по оплате которого подлежат компенсации;
д) документы, содержащие сведения о размере платежей по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг.
Учет членов семей погибших (умерших) военнослужащих, имеющих право на компенсационные выплаты, ведется органами социальной защиты населения с даты регистрации справок в этих органах.
Органы социальной защиты населения по месту жительства членов семей погибших (умерших) военнослужащих регистрируют справки в установленном порядке и возвращают их владельцам. При этом, должен обеспечиваться учет справок по каждому федеральному органу исполнительной власти, выдавшему их, а также учет произведенных на основании этих справок компенсационных выплат.
При регистрации справок определяется получатель компенсационных выплат (получатели - в случае, если в одном жилом помещении проживают несколько лиц, имеющих право на получение компенсационных выплат).
Размер компенсационных выплат определяется из расчета 60% расходов по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг (кроме услуг местной телефонной связи и абонентской платы за пользование радиотрансляционной точкой), составляющих долю членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего в составе общих расходов, приходящихся на всех граждан, зарегистрированных в жилом помещении.
Размер компенсационных выплат за пользование услугами местной телефонной связи определяется из расчета 60% фактических расходов независимо от выбранного тарифного плана, но не более 60% оплаты расходов при абонентской системе оплаты, предусматривающей неограниченный объем местных телефонных соединений (разговоров), с учетом платы за предоставление в пользование абонентской линии независимо от ее типа.
Размер компенсационных выплат, связанных с абонентской платой за пользование радиотрансляционной точкой, определяется из расчета 60% фактических расходов.
Расчет компенсационных выплат в связи с ежемесячными расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг производится органами социальной защиты населения в следующем порядке:
- в течение первых шести месяцев - в размере, определенном исходя из размера начисленных платежей по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг;
- в течение каждых последующих шестимесячных периодов - в размере, определенном после проведения перерасчета на основании оригиналов документов об оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг за шесть прошедших месяцев. При этом, оригиналы платежных документов представляются в органы социальной защиты населения непосредственно получателем компенсации либо направляются почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Для получателей компенсационных выплат, не предъявивших оригиналы платежных документов, перечисление компенсационных выплат приостанавливается до предъявления оригиналов этих документов.
Компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате услуг, имеющих разовый (нерегулярный) характер, рассчитываются на основании оригиналов платежных документов, подтверждающих расходы по оплате этих услуг, после предъявления указанных документов и определения размера компенсационной выплаты. При этом, расчет компенсационных выплат осуществляется исходя из фактических затрат с учетом действовавших в соответствующем регионе на момент оказания услуг норм и тарифов, если они установлены.
При наличии у граждан оснований для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах", и для предоставления компенсационных выплат членам семей погибших (умерших) военнослужащих гражданам предоставляются меры социальной поддержки либо компенсационные выплаты по их выбору.
3. Иные государственные гарантии
Пережившие супруги и родители Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" освобождаются от оплаты жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электричество, горячее водоснабжение, центральное отопление, а в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и другие коммунальные услуги), платы за пользование домашним телефоном и вневедомственной охранной сигнализацией жилья независимо от вида жилищного фонда.
Порядок реализации гарантии определен Правилами компенсации расходов на оплату пользования домашним телефоном Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы, вдовам (вдовцам) и родителям указанных граждан в случае их смерти (гибели) и оплату пользования телефоном общественным благотворительным объединениям (организациям), создаваемым Героями Советского Союза, Героями Российской Федерации и полными кавалерами ордена Славы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. N 705.
Некоторые льготы и компенсации в жилищных правоотношениях распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (ст.ст. 14, 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Родителям, супругам и несовершеннолетним детям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, предоставляется преимущественное право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб.
Права граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, центрах социальной помощи) определены Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ.
Правом внеочередного принятия на обслуживание Центром пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, а также инвалиды боевых действий на территориях других государств.
Правом первоочередного принятия на обслуживание Центром пользуются супруги погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не вступившие в повторный брак; одинокие нетрудоспособные граждане и инвалиды.
Труженики тыла пользуются правами внеочередного приема в отделения социального обслуживания на дому и преимущественного приема в другие структурные подразделения Центра.
Раздел VII. Регистрация военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, по месту жительства и по месту пребывания
Глава 1. Понятие места жительства и места пребывания
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе протоколом N 4 к Европейской конвенции прав человека (ст. 2).
Нормативное содержание названного конституционного права включает:
- свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации;
- свободу выбора места пребывания;
- свободу выбора места жительства.
Данное право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает, либо являясь его собственником, либо по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (ч. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации; ст. 150 ГК РФ).
Реализация названного права может сопровождаться введением обоснованных ограничений в соответствии с основаниями и порядком, установленными ч. 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции Российской Федерации. Правовой режим ограничений права на выбор места жительства может вводиться только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Соответственно положение ч. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г., согласно которому такие ограничения допускаются только на основании закона, не подлежит расширительному толкованию: в данном случае понятием "закон" охватываются исключительно федеральные законы, но не законы субъектов Российской Федерации, поскольку иначе названной норме придавался бы неконституционный смысл.
С введением в действие Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" с 1 октября 1993 г. вместо понятий постоянной и временной прописки введены понятия регистрации по месту жительства и регистрации по месту пребывания.
Отличие прописки от регистрации состоит в том, что прописка носила разрешительный характер, а регистрация имеет уведомительный характер. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 вышеуказанного Закона).
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства в вышеназванном Законе определены жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и международными договорами Российской Федерации. Отказ органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации гражданам в выборе постоянного места жительства, в том числе в связи с ограничениями при регистрации по месту жительства, может быть обжалован в судебном порядке.
Местом пребывания в указанном выше Законе определены гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно.
Регистрация граждан по месту пребывания производится без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.
Регистрация и снятие с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в больнице, другом подобном учреждении производятся по прибытии и выбытии гражданина администрацией соответствующего учреждения.
Право граждан Российской Федерации на выбор места жительства в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:
- в пограничной полосе;
- в закрытых военных городках;
- в закрытых административно-территориальных образованиях;
- в зонах экологического бедствия;
- на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых инфекционных заболеваний и отравлений введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
- на территории, где введено чрезвычайное или военное положение.
Таким образом, место жительства отличается от места пребывания характером проживания, типом жилого строения и основаниями занятия помещения (договор социального найма, поднайма, право собственности и др.).
Глава 2. Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета военнослужащих и членов их семей
Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы Российской Федерации, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления (п. 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713).
Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 20 сентября 2007 г. N 208 утвержден Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Регламент).
Согласно п. 6 Регламента должностными лицами, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, а также ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства, являются должностные лица:
- жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов;
- жилищно-строительных и жилищных кооперативов;
- акционерных обществ и других коммерческих организаций;
- других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.
Должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
Согласно п. 23 вышеуказанных Правил регистрация военнослужащих осуществляется:
- по месту их жительства - на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву);
- по месту пребывания - при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток).
Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
При регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в п. 8 листка статистического учета прибытия по форме N 12П (приложение N 12 к Регламенту) указывается адрес воинской части, а в случае, если подразделение Министерства обороны Российской Федерации не содержит термина "войсковая часть N 00000", в реквизитах штампа о регистрации по месту жительства указывается полное либо допускаемое сокращенное наименование соответствующего органа военного управления и его адрес (п. 70 Регламента).
Регистрация по месту жительства граждан, уволенных в запас после прохождения военной службы по призыву, осуществляется при предоставлении заявления о регистрации по месту жительства установленной формы и документа, удостоверяющего личность. На данных граждан листки статистического учета по форме N 12П и по форме N 12В составляются лишь в случае, если они прибывают на жительство в населенные пункты, где до призыва на военную службу не проживали (п. 71 Регламента).
Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.
Гражданин, изменивший место жительства, не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обращается с заявлением о регистрации по месту жительства по установленной Регламентом форме к должностным лицам, ответственным за регистрацию, а при их отсутствии - к собственнику жилого помещения.
Гражданин, прибывший для временного проживания в жилое помещение, не являющееся его местом жительства, на срок свыше 90 дней, по истечении указанного срока обращается с заявлением о регистрации по месту пребывания по установленной Регламентом форме к должностным лицам, ответственным за регистрацию, а при их отсутствии - к собственнику жилого помещения.
Регистрация граждан по месту пребывания в жилые помещения, не являющиеся их местом жительства, осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.
Срок регистрации гражданина по месту пребывания определяется по взаимному соглашению:
- с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними совершеннолетними гражданами, при условии проживания в домах государственного, муниципального и специализированного жилищных фондов;
- с собственниками жилых помещений;
- с правлениями жилищных или жилищно-строительных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.
Для регистрации по месту пребывания гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:
- документ, удостоверяющий личность;
- заявление о регистрации по месту пребывания по установленной форме;
- документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение).
Для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:
- документ, удостоверяющий личность;
- заявление о регистрации по месту жительства по установленной форме N 6;
- документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов.
Снятие с регистрационного учета без непосредственного участия гражданина производится в случае:
- призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;
- осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда;
- признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;
- смерти или объявления решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном порядке;
- выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда:
- обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, по истечении срока пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристских базах и в иных подобных им учреждениях - по их выбытии.
Граждане, снявшиеся с регистрационного учета по месту жительства до прибытия к новому месту жительства, представляют адресный листок убытия по форме N 7 (приложение N 7 к Регламенту), выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.
Результатом предоставления государственной услуги является:
- получение гражданином свидетельства о регистрации по месту пребывания установленной формы;
- проставление в документе, удостоверяющем личность гражданина, отметки о регистрации по месту жительства установленной формы;
- снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания;
- проставление в документе, удостоверяющем личность гражданина, отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства.
Срок предоставления государственной услуги:
- при регистрации гражданина по месту пребывания - в течение трех дней со дня поступления документов в орган регистрационного учета;
- при регистрации гражданина по месту жительства - в течение трех дней со дня поступления документов в орган регистрационного учета;
- при снятии с регистрационного учета по месту пребывания до окончания заявленного срока пребывания - в течение трех дней со дня поступления в орган регистрационного учета соответствующего заявления гражданина, а в гостиницах и иных подобных учреждениях - в день выбытия;
- при снятии с регистрационного учета по месту жительства - в течение трех дней со дня поступления в орган регистрационного учета соответствующего заявления гражданина.
Отказ органов регистрационного учета в регистрации граждан по месту жительства может быть обжалован ими вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий в порядке подчиненности орган регистрационного учета или в суд.
Большой совет : найдите и прочтите книгу : Кудашкин А.В. Жилищная энциклопедия военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. - М.: "За права военнослужащих", 2009 г.
Спросить