Подача бумажных документов на публичных торгах - законность и альтернативы
398₽ VIP
Изучаю новое для себя направление - публичные торги, очень часто бывает ситуация, что для подачи тех или иных документов (например, заявление об участии) требуют на бумажном носителе (это указано в пункте "Условия торгов" в Извещении о торгах).
Насколько это законно и можно ли как законную альтернативу использовать документ, подписанный квалифицированной электронно-цифровой подписью?
Добрый день, Николай! Электронная подпись представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Такое определение дает Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон № 63-ФЗ).
Именно он устанавливает принципы, правила использования электронных подписей и их виды.
Закон выделяет простую и усиленную электронные подписи (далее – ЭП), причем усиленная бывает неквалифицированной и квалифицированной (п. 1 ст. 5 Закона № 63-ФЗ).
Электронный документооборот (ЭДО) активно продвигается государством во взаимоотношениях бизнеса и налоговых органов –электронную стандартизированную информацию гораздо легче накапливать и обрабатывать. Электронные документы все больше распространяются в сфере бухучета (согласно п. 5 ст. 9, п. 6 ст. 10 и п. 7.1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, учетные регистры и бухгалтерская финансовая отчетность могут быть составлены в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, см. также Письмо Минфина России от 24.09.2020 № 02-07-10/86820); не возбраняется заключать сделки путем обмена электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью отправителя (такое взаимодействие приравнивается к обмену документами, если соблюдается порядок, предусмотренный законодательством или соглашением сторон – см. п. 2 ст. 160 ГК РФ, п. 4 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), обмениваться закрывающими электронными документами и т.д.
Наша задача – разобраться каким видом ЭП нужно или допустимо пользоваться в тех или иных обстоятельствах: во внутреннем документообороте организации, при ЭДО с контрагентами, органами власти и т. п. Очевидно, что крайне важно обеспечить юридическую значимость документооборота. Но хорошо бы добиться этого «малой кровью», т. е. определить минимально необходимые требования к виду ЭП на разные случаи хозяйственной жизни.
Один из основополагающих принципов использования ЭП – право участников электронного взаимодействия применять электронную подпись любого вида по своему усмотрению, если требование об использовании конкретного вида ЭП не предусмотрено федеральными законами или нормативными правовыми актами либо соглашением сторон (ст. 4 Закона № 63-ФЗ).
Обратите внимание еще на три концептуальных правила использования ЭП, заложенных в этом же законе:
—электронные документы независимо от вида подписи нельзя использовать, если федеральный закон или подзаконный акт требует исключительно бумажного документооборота (п. 1 ст. 6);
—если федеральными законами, НПА предусмотрено, что документ должен подписываться несколькими лицами, то они все используют тот вид подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания изготовленного электронного документа электронной подписью. Замена ЭП одного или нескольких подписантов на собственноручную подпись недопустима (ст. 6 п. 3.1, Письмо ФНС России от 23.04.2018 № ЕД-4-15/7760);
—одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). При этом по общему правилу каждый из электронных документов, входящих в него, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан весь пакет (ст. 6 п. 4).
И еще одно: оригинальным является документ, изначально созданный в электронной форме, подписанный электронной подписью. Заверенная ЭП (в том числе, квалифицированной) копия документа, созданного на бумажном носителе, остается копией и не приобретает статус подлинника (Письмо ФНС России от 28.04.2020 № ЕА-4-15/7166@).
Сфера применения простых электронных подписей
Простой считается электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом (п. 2 ст. 5 Закона № 63-ФЗ).
Если в какой-либо области вас устраивал бы бумажный документ без печати, подписанный собственноручно ответственным лицом, то вам подойдет для этих целей электронный документ с простой ЭП.
Такого рода электронный документооборот имеет право на существование как внутри организации, так и при внешнем взаимодействии. Но нужно помнить, что для придания ему юридической значимости надо выполнить ряд условий (п. 2 ст. 6 и ст. 9 Закона № 63-ФЗ, Письмо ФНС России от 20.02.2018 № ЕД-4-15/3372):
— требуется соглашение между участниками электронного взаимодействия (локальный нормативный акт, вводящий правила для сотрудников, договоренность с контрагентом и т. п.), которое установит случаи признания электронных документов, подписанных простой ЭП, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, определит порядок проверки электронной подписи;
— следует оговорить правила идентификации подписанта по его простой электронной подписи;
— нужно вменить лицам, создающим или использующим ключ простой ЭП обязанность соблюдать его конфиденциальность (например, не сообщать другим свой логин и пароль для входа в систему документооборота, почтовый сервис, учетную программу; немедленно проинформировать компетентных сотрудников организации, свое начальство, контрагента о компрометации ключа и заменить его и т. п.).
Электронные документы, подписанные простой ЭП, при соблюдении указанных несложных правил документооборота принимаются к бухгалтерскому и налоговому учету (см. Письма Минфина России от 14.06.2018 № 03-03-06/1/40695, от 25.06.2018 № 03-03-06/1/43489, от 10.09.2018 № 03-03-06/1/64480, от 05.03.2019 № 03-03-07/14313, от 04.04.2019 № 03-03-06/1/23591, от 14.11.2019 № 03-03-06/1/88011, от 13.02.2020 № 03-03-07/9888, от 10.03.2020 № 03-03-06/1/17830, 27.03.2020 № 03-03-06/1/24411, от 20.04.2020 № 03-03-07/31594, от 27.04.2020 № 03-03-06/1/34096, от 13.07.2020 № 03-03-06/1/60739, от 06.11.2020 № 03-03-06/1/96737, от 20.01.2021 № 03-03-06/1/2770, от 26.02.2021 № 03-03-06/1/13409 и др.).
Если налоговая инспекция запросит электронные документы, подписанные простой ЭП, то для подтверждения корректности ее применения нужно быть готовыми предоставить проверяющим и соглашения, заключенные между участниками электронного взаимодействия (Письмо ФНС России от 10.04.2020 № ЕА-4-15/6118@).
Таким образом, усиленная квалифицированная электронно - цифровая подпись абсолютно законна и сейчас используется практически для всех областей документооборота. Получить ее могут как физические лица, так и руководители юридических лиц. Для ее получения необходимо приобрести Рутокен лайт с сертификатом ФСТЭК (USB - носитель) и записать свою электронную подпись в любом территориальном подразделении налоговой инспекции. Электронные подписи, выданные коммерческими организациями, с 1 января 2023 года прекращают свое действие.
СпроситьОрганизатор торгов не вправе требовать представления заявления и иных документов исключительно в бумажном виде, если иное не предусмотрено законом о конкретных видах торгов (их много видов).
Например, п.1 ст.6 закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об электронной подписи" предусмотрено, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
А если учесть, что в цифровом виде может быть составлен и документ в нотариальной форме, то практически любой документ может быть представлен в электронном виде.
Согласно ст. 44.2 Основ законодательства Российской федерации о нотариате
от 11 февраля 1993 г. N 4462-I по просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие путем изготовления нотариального документа в электронной форме.
Удостоверенный, совершенный или выданный нотариусом документ в электронной форме подписывается квалифицированной электронной подписью нотариуса.
Согласно ст. 103.8 Основ законодательства Российской федерации о нотариате, не допускается удостоверение равнозначности электронного документа документу на бумажном носителе в отношении сделок, заключенных в простой письменной форме, а также документов, удостоверяющих личность.
Все остальные документы можно заверить нотариально в электронной форме, например, свидетельство о рождении, лицензии, страховые документы, доверенность на право действовать от лица доверителя и т.д.
Разумеется, почти никто из организаторов торгов всех этих правил не знает, поэтому условия торгов могут содержать большое количество незаконных положений, которые допустимо нарушить, при соблюдении определенных условий.
СпроситьДобрый вечер, Николай!
Да, конечно можете использовать документ, подписанный квалифицированной электронно-цифровой подписью. Условия торгов, предусматривающие Подписание документов в бумажном виде, будут ограничивать права и законные интересы участников торгов.
Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»,ст.6Спросить
Условия торгов, указанных в Извещении о торгах, обязательны для участников закупки, торгов. В т.ч. и условие о предоставлении документов на бумажном носителе.
При торгах заключение договора не обязательно для сторон (ст.421, 445 ГК РФ).
Статья 421. Свобода договора1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
4. Условия договора определяются по усмотрению сторон... .
Это условие заказчика, предусмотренное в Положении от закупках (торгах), утвержденному Заказчиком в соответствии с законом о закупках (торгах)
Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.
Не выполняя условие Извещения, Вы вправе отказаться от закупки (торгов), всё равно заключение договора не обязательно для Вас.
Переправка только электронных документов, без бумажного носителя, дает право Заказчику отказать Вам в участии в закупках, торгах.
Требование это вполне законно и правомерно.
(со своим Уставом в чужой монастырь не ходят)
СпроситьЗдравствуйте Николай
Заявление на участие на торгах возможно подать и в электронном виде в порядке п.1 ст.6 закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об электронной подписи", которым предусмотрено, что поданное заявление в электронной форме, подписанное квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе
_
Следовательно документ, подписанный квалифицированной эцп, возможно использовать!
СпроситьЮристы ОнЛайн: 42 из 47 429 Поиск Регистрация