Две компании на одном адресе - мошенничество со стороны регоператора по вывозу ТБО
У меня на домашнем адресе зарегистрированы 2 компании ООО, то есть фактическое место ведения бизнеса в другом месте, ООО Чистый город регоператор по вывозу ТБО стала присылать на адрес счета на две компании на вывоз мусора, договор компании не заключали с данным регоператором. Я на своём домашнем адресе уже оплачиваю услуги по вывозу мусора в полном объёме как физическое лицо. Зачем мне платить трижды за одну и ту же услугу как юридическое лицо, ведь по факту моим компаниям услуги по вывозу мусора не оказываются. Сегодня пришло до арбитражное требование погасить 75 000 рублей за 2 года. Прав ли регоператор и куда обратиться в данном случае, ведь это на мой взгляд мошенничество платить за услуги которые по факту не оказаны.
Добрый день, Евгений.
Счета выставляют, как я понимаю, данным компаниям. В данном случае на Ваш адрес должны выставлять три счете: один счета на Вас и два на юридические лица, зарегистрированные по Вашему адресую И расчет стоимости услуг для физического и юридического лица будет разный.
Договор на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с Региональным оператором обязаны заключить все юридические лица. Эта норма закреплена Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N89-ФЗ. За не заключение данного договора предусмотрена административная ответственность. Судя потому, что Вы указываете, что прислали документы из Арбитражного суда, значит они адресованы юридическим лицам, а не Вам. Передайте их руководителям.
СпроситьНачнем с того, что в рамках так называемой «мусорной реформы» (официальное название - реформа обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации), которая стартовала 1 января 2019 года, у всех физических и юридических лиц появилась обязанность заключить договор с региональным оператором по вывозу ТКО. По данному вопросу мы в первую очередь руководствуемся Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об отходах производства и потребления", а именно ст. 24.7, согласно которой собственники помещений и многоквартирных домов, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются твёрдые коммунальные отходы, являются лицами, которые обязаны заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Единственным исключением является наличие у юридического лица объекта размещения отходов на своей территории — они могут отказаться от заключения договора (п. 6 ст. 24.7 того же ФЗ). При всем этом, по всей видимости существует презумпция на образование ТКО.
Итак, почему же вы должны платить за вывоз мусора, если не заключали договора с регоператором?
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается на основании публичной оферты и считается заключенным в отношении потребителей, не направивших заявку в срок до 16 января 2019 года, на основании п. 8.17 Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641" с 17 января 2019 года в случае совершения конклюдентных действий.
То есть по факту договор заключен, начисление стоимости начинается с момента осуществления услуг по вывозу мусора. Вам направляли уведомление, обязывали заключить договор, но вы, по всей видимости, игнорировали письмо — значит договор считается заключенным:
8.17. Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8.8 - 8.16 настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5 - 8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Исходя из выше сказанного, заплатить за услуги регоператора ТБО вам придется, тем более, учитывая тот факт, что ваше бездействие повлекло обращение в суд, тут вряд ли есть признаки какого-либо мошенничества.
Интересно, что законодателем не предусмотрено наличие каких-либо льгот или освобождения от заключения договора для таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых не образуется отходов, например, графический дизайн работает исключительно на компьютере, нужно ли ему заключать договор с регоператором? Все больше бизнесов существуют в цифровом пространстве и тем самым не создают физических отходов, исходя из этого разумно было бы иметь какие-то основания для незаключения договора с РО. В нормативных актах основания такие мной не обнаружены, а даже наоборот, я пришла к выводу, что есть презумпция на возникновение ТКО у предпринимателей и юридических лиц. В законах нигде не написано, что ИП или юридические лица без офиса могут не заключать с операторами ТКО отдельный договор. По этой причине независимо от рода деятельности предприниматель или юридическое лицо должны заключить договор с оператором и платить за услуги.
Однако, существует судебная практика, где суд счёл, что второй раз платить не нужно если ИП, работая дома, не производит дополнительного мусора. См.: Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.12.2021 по делу №А 14-15975/2020
Ситуация была такая. Предприниматель работал дома по месту прописки. Его деятельность по коду ОКВЭД — услуги автосервиса. Дома у него стоял компьютер, там же хранились документы и печать ИП. В доме работала УК, предприниматель платил за мусор как физическое лицо в составе коммунальных платежей. Суд обратил внимание, что в этом случае ИП освобожден от повторного договора с оператором ТКО., так как о вывозе его мусора уже позаботилась управляющая компания дома:«Принимая во внимание отсутствие доказательств наличия отдельно размещенного офисного (или иного другого производственного) помещения, принадлежащего ответчику, наличия у него наемных работников и контрольно кассовой техники, принимая во внимание обязанность ответчика по оплате оказываемых ООО «Вега» услуг по вывозу ТБО в отношении жилого помещения, в котором он проживает с семьей, и отсутствие доказательств их неисполнения, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению». То есть если у ИП (и, по аналогии, у юридического лица отсутствуют отдельно размещенный офис, наемные работники и касса, подразумевается, что дополнительных отходов не образуется, а значит, договор с регоператором можно не заключать.
Но, обратите внимание на то, что существует и другая позиция судов. В деле, приведенном ниже, оператор ТКО взыскал с компании долг за вывоз мусора. Суд указал на то, что компания производит дополнительный мусор и за него надо платить плюсом за мусор, который оставляет физическое лицо как житель дома.
См. Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.02.2021 по делу № А 43-36636/2020
Здесь ответчик (юридическое лицо) указал, что собственник и руководитель Общества с 2016 года не проживает по данному адресу, а Общество уже несколько лет не осуществляет деятельность по видам, указанным в выписке ЕГРЮЛ, работников в Обществе нет и Общество не является отходообразователем. Но суд сформулировал такую позицию: «ООО «Герман и К» зарегистрировано в квартире, принадлежащей учредителю и директору Общества. В процессе осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности в жилом помещении также образуются ТКО».
Исходя из судебной практики по данному вопросу, я сделала вывод, что к сожалению, суд зачастую принимает позицию регоператора как наиболее правильную. В некоторых случаях ему даже не обязательно предоставлять доказательства о выполненной услуге, чтобы взыскать с заказчика неуплаченную сумму. На мой взгляд, это связано с тем, что «мусорная реформа» на сегодняшний день не дала того результата, который планировался начиная с 2011 года. Много нарушений и неисполнения требований заставили правоприменителя вставать на сторону регоператора.
Однако вам все равно нужно обратить внимание на то, что регоператором должны быть предоставлены доказательства факта оказания услуги. Несмотря на то, что суды зачастую принимают позицию регоператора, это обстоятельство учитывается ими при вынесении решения (как, например, в ранее приведенном деле с обществом «Герман и К»).
Советую ознакомиться с выдержкой из судебной практики, которая подтверждает некоторые выше приведенные положения о заключении договора с регоператором, с ссылкой на Гражданский кодекс:
Решение Бутырского районного суда города Москвы № 2-1653/21 от 19 мая 2021 года
[quote]Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем, с даты начала предоставления коммунальных услуг (абзац 2 пункта 30 Правил N 354).
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны считается в соответствии с частью 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает безусловную обязанность потребителя, совершившего конклюдентные действия, вносить плату за услуги, в том числе при отсутствии оформленных в письменной форме договора и платежных документов.
…
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
…
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
Из изложенного выше следует, что в силу закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
Следует также иметь в виду, что за уклонение от заключения договора на вывоз ТКО предусмотрена административная ответственность:
ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса», и влечет наложение административного штрафа:- на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
- на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В случае заключения договора с регоператором, рекомендую ознакомиться с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (ред. от 18.03.2021) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641". Здесь предусмотрен порядок заключения договора с регоператором ТБО и некоторые особенности, связанные с предоставлением услуг.
Итак, можно сделать вывод, что законодательство о вывозе мусора региональными операторами и заключении договоров с ними юридическими и физическими лицами сформулировано недостаточно. Данный вопрос регулируется федеральными законами и постановлениями, однако в них отсутствует информация по многим вопросам, связанным с особенностью деятельности юридических лиц, поэтому ответы на них приходится искать в неофициальных источниках и в судебной практике, которая также не выработала однозначной позиции. И поскольку в законе и в комментариях к нему не дается пояснений по настоящему вопросу, вам, в случае спора, следует ссылаться на судебную практику. Несмотря на то, что в российской правовой системе судебная практика не является источником права, суды так или иначе прислушиваются к вынесенным решениям других или, как минимум, берут их во внимание.
В настоящий момент я бы посоветовала вам не принимать активных действий по заключению договора и оплате услуг регоператора, но в случае, если организацией будет подан иск о взыскании задолженности и обязывании заключения договора, вам в отзыве на исковое заявление можно использовать аргументы из приведенной выше судебной практики (решение прикреплено к ответу)
СпроситьВывоз мусора - отсутствие договора и услуг - основание для аргумента в суде?
Указание адреса склада в договоре о вывозе мусора - где и как?
Обязаны ли пенсионеры в деревне оплачивать услугу вывоза мусора и лишение льгот за неоплату - правомерно ли такое решение?
Обязанность заключить договор на вывоз ТБО в частном доме, где никто не проживает - права собственника и возможные штрафы
