Можно ли использовать фальшивое объявление в розыске на одежде?
Хочу выпустить несколько вещей со своим фотороботом в стилизации объявления в розыск. Будут ли какие то последствия.
Закон о рекламе
При создании рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ. Так что если нарушены права фотографа или человека, который изображен на фото, нарушен закон о рекламе. За это штрафуют рекламодателя.
Ч. 11 ст. 5 закона о рекламе
Если есть нарушения и других пунктов закона, штраф будет больше. Например, если написано, что человек рекомендует или пользуется товаром, а на самом деле это не так, реклама признается недостоверной. Если использовали изображение должностного лица и написали, что он одобряет товар, это нарушение общих требований к рекламе.
По закону все, кто пострадал из-за публикации рекламы с нарушениями, имеют право обратиться в суд и требовать возместить убытки, компенсировать имущественный, физический, моральный и другой вред или публично опровергнуть недостоверную рекламу.
П. 2 ст. 38 закона о рекламе
Чем больше нарушений, тем выше штраф. Размер штрафа также зависит от того, кто нарушил закон. Для граждан штраф составляет 2000—2500 Р, для должностных лиц — от 4000 до 20 000 Р, для юридических лиц — от 100 000 до 500 000 Р.
п. 14.3 КоАП РФ
Защита имени человека
Использовать имя человека без его согласия нельзя. Но если возникнут претензии, нужно доказать, что имели в виду именно его, а не однофамильца или тезку. На имена не бывает исключительных прав, поэтому защитить имя сложнее, чем фото.
Имена могут быть двух типов: настоящее и псевдоним. Настоящее имя дается человеку при рождении или может быть официально изменено в течение жизни. Псевдоним — это вымышленное имя, которое используют, например, при публикации статьи или издании книги.
Ст. 19 ГК РФ
У каждого человека есть право на имя. Оно неимущественное, и его нельзя передать, продать или забрать.
Ст. 150 ГК РФ
Имя или псевдоним можно использовать в рекламе, если владелец дал на это согласие или если рекламодатель имеет в виду другого человека и это никого не вводит в заблуждение.
Мы уже писали на тему имен. Феликс Разумовский подал в суд на автора, который публиковал книги под таким же именем. Это вводило в заблуждение читателей: под именем Феликса Разумовского издавались научные труды и популярные детективы. Со стороны казалось, что это один человек. Дело рассматривали полтора года, и в итоге Разумовский выиграл.
Если имя использовали без разрешения, важно понять, как нарушили права.
Введение других людей в заблуждение. Рекламодатель имел в виду другого человека, но читатели, покупатели или подписчики могут перепутать вас с ним. Это ситуация Феликса Разумовского. Как видно из его истории, доказать правоту сложно: времени уйдет много, и у судов нет однозначной позиции.
Ложная информация. Если написали, что вы рекомендуете товар или приглашаете на мероприятие, реклама недостоверная.
Подп. 3 п. 10 ст. 5 закона о рекламе
Если придумали сведения или факты, которые портят вашу репутацию, рекламодатель ответит за клевету. За это наказывают штрафом до миллиона рублей.
Ст. 128.1 УК РФ
Если исказили имя, это тоже нарушение закона. Требуйте опровержения и компенсации вреда.
П. 5 ст. 19 ГК РФ
Злоупотребление правом. Этот пункт поясню на примере. Допустим, артист работает с лейблом и разрешает ему использовать свое имя для продвижения и популяризации. Но лейбл выпускает плакат для черного пиара, который портит репутацию артиста. В суде это, скорее всего, посчитают злоупотреблением правом.
Если вы знаменитый человек и у вас оформлено ИП или юридическое лицо, то надежнее зарегистрировать имя как товарный знак. Тогда у вас появятся исключительные права на имя, как на фотографии, и в случае споров шансов на победу станет больше.
/trademark/
Нужен ли вам товарный знак
Если имя, зарегистрированное как товарный знак, использовали в рекламе, требуйте удалить ее и возместить убытки. Вместо убытков можно потребовать компенсацию:
от 10 тысяч до 5 миллионов рублей;
в двойном размере стоимости товарного знака или товаров, на которых размещен товарный знак.
Ст. 1515 ГК РФ
Что делать, если права нарушены
Если заметили, что ваше фото или имя использовали в рекламе, сначала попробуйте разрешить ситуацию мирным путем. Напишите рекламодателю и попросите удалить рекламу.
Если не помогло, свяжитесь со службой поддержки площадки, на которой размещена реклама. В обращении укажите:
Свою фамилию, имя и отчество.
Контакты, по которым ответит агент поддержки.
Скан первых двух страниц паспорта.
Ссылку на объявление или рекламу, где разместили вашу фотографию или имя.
ст. 10.3 закона об информации
Также напишите, почему фото или имя должны удалить, и дайте согласие на обработку персональных данных. Будьте готовы, что в ответном письме могут попросить дополнительные доказательства, например фотографию с паспортом.
Если пишете по поводу фотографии, то, скорее всего, вам пойдут навстречу: на крупных сайтах подобные обращения поставлены на поток. По закону компания обязана убрать фотографию в течение 10 рабочих дней. Если обращаетесь по поводу имени, могут отказать, если сложно понять, имели в виду вас или это совпадение имен.
Если рекламодатель и служба поддержки отказались убрать рекламу, можно подать иск в суд. Чтобы было больше шансов на победу подготовьтесь:
Зафиксируйте факт публикации рекламы — сохраните ссылку и обратитесь к нотариусу, чтобы он составил протокол.
Если написали информацию, которая портит честь и достоинство, тоже зафиксируйте ее нотариально в протоколе и требуйте в суде опровержения.
Если из-за фотографии вы пострадали, соберите доказательства и представьте их в суд. Например, если вас уволили с работы, принесите копию приказа об увольнении. А если избили или причинили другой вред здоровью — справку от врача.
Если требуете компенсации морального вреда, подготовьте заранее аргументы и доказательства, почему она вам положена. Например, если из-за публикации раскрылась семейная тайна, будьте готовы рассказать, какая именно и как ее раскрытие вам навредило.
СпроситьНикаких последствий не будет.
СпроситьНе будет никаких последствий.
СпроситьЗдравствуйте вы должны соблюдать ФЗ О РЕКЛАМЕ.
Спросить