Как потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи, если он уже оплатил товар и принял его в магазине
995₽ VIP
Помогите разобраться.
Потребитель купил в магазине колбасу. Дома съел её кусок. Почувствовал себя плохо. Посмотрев этикетку выяснил, что колбаса просрочена. Решил прийти в магазин и вернуть за неё все оплаченные деньги. Согласно статьи 18 ЗЗоПП и ст.503 п.5 ГК РФ, потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи. Вот тут и возникают вопросы. Как потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи, если он исполнил его ещё в магазине? Исполнение закончилось на кассе, когда потребитель принял товар и оплатил его. Как можно отказаться от исполнения того, что уже исполнено? Вернуться в прошлое на кассу и отказаться оплачивать переданный товар? Кассир, конечно удивится, увидев на кассе "близнецов" . Но потребитель может сойти с ума, увидев рядом самого себя. ))
Здравствуйте!
На вашей стороне Закон РФ «О защите прав потребителей», п.4 ст.5 закона гласит, что согласно которому по истечению срока годности товар считается не пригодным для использования по назначению.
Ситуация разрешится достаточно просто, если у вас сохранился чек (поэтому чеки лучше не выкидывать сразу). В этом случае достаточно принести в магазин просроченный товар и чек на него, и вам заменять товар или вернут деньги.
В случае если магазин отказывается возвращать деньги или заменить товар вы должны написать жалобу в роспотребнадзор.
Кроме того если вы отравились этой колбасой и у вас есть заключение врача вы можете взыскать вред причиненный вашему здоровью в судебном порядке
СпроситьЯ другой вопрос задал.
СпроситьПрава потребителей при обнаружении в товаре недостатков (например, продукт с истекшим сроком годности) регулируются ст. 18 закона «О защите прав потребителей». Согласно этой статье, потребитель в случае обнаружения в товаре (в т.ч. и продовольственном) недостатков может предъявить продавцу некачественного товара следующие требования:
потребовать замены на товар этой же марки, на товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать уменьшения покупной цены;
потребовать безвозмездного устранения недостатков товара;
может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Действия покупателя:
1. Обратиться в магазин с устной просьбой вернуть деньги или заменить просроченный продукт на аналогичный качественный.
2. Если в магазине отказались это сделать, то нужно обязательно оформить претензию в письменном виде – один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу (законному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, либо лицу, уполномоченному на принятие претензии), либо направить по почте письмом с уведомлением о вручении. В случае личного вручения претензии, на втором экземпляре продавец должен указать дату, должность, Ф.И.О. лица, принявшего претензию.
В соответствии со статьей 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» представители торговых компаний, реализующих продовольственный товар, обязаны рассмотреть претензию и обращение потребителя в течение 10 дней.
3. Если с момента обращения прошло более 10 дней и Вам не ответили, не решили вопрос о возврате денег или Вас не удовлетворил ответ, то можете обратиться с жалобой в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу, но Вы обязательно должны приложить копию претензии, которую вы написали и копию ответа (в случае его наличия), так как в соответствии с требованиями ФЗ № 294, от 26.12.08 г. ст.10,п.2, в) - основанием для проведения внеплановой проверки является: нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).
СпроситьЯ другой вопрос задал: "Как потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи, если он исполнил его ещё в магазине?"
СпроситьВы вправе предъявить претензию о некачественном товаре, далее обратиться с иском в суд. В соответствии с п.5 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случаи необходимости провести проверку качества. Покупатель вправе присутствовать при этом.
В случае возникновения спора о причинах появления недостатка товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе оспорить такое заключение в суде.
Потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара в течение срока годности.
СпроситьЯ другой вопрос задал: "Как потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи, если он исполнил его ещё в магазине?"
СпроситьЗакон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей"
Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В статье 458 ГК РФ сказано:
1. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент: вручения товара покупателю
Получается, что договор купли-продажи колбасы считается исполненным с момента вручения покупателю этой колбасы после пробития чека на кассе.
Я думаю, что иное (ст 458 ГКРФ) при продаже колбасы, не предусмотрено.
На мой взгляд имеет место неудачная формулировка этой нормы статьи 18 Закона РФ о Защите прав потребителей.
Если подходить к описанной Вами ситуации с продажей колбасы, то исходя из прав предоставленных покупателю (потребителю) статьей 18 данного закона прав при продаже некачественного товара, покупатель
(потребитель) не может реализовать такое право: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. Невозможно отказать от исполнения договора купли-продажи, если он уже исполнен. Эта норма статьи 18 применима только для случаев: Если иное не предусмотрено договором купли-продажи (ст 458 ГК РФ) , к примеру для случаев продажи товара в рассрочку В этом случае договор купли продажи считается исполненным только после полной оплаты товара покупателем В случае обнаружения покупателем недостатка товара, покупатель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи. И потребовать возврата уже уплаченной суммы.
К стати говоря, российское законодательство грешит многими неудачными формулировками
СпроситьЗдравствуйте.
1. Собираете все доказательства и отправляете жалобу в Роспотребнадзор.
Жалобу в Роспотребнадзор можно подать лично через канцелярию или направить в электронном виде через специальную форму, размещенную на сайте управления вашего города, и загрузить там же приложения.
2. Напишите заявление в магазин: оформить претензию в письменном виде (В соответствии со статьей 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» представители торговых компаний, реализующих продовольственный товар, обязаны рассмотреть претензию и обращение потребителя в течение 10 дней.)
СпроситьЯ другой вопрос задал: "Как потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи, если он исполнил его ещё в магазине?"
СпроситьДействительно, ситуация здесь не совсем стандартная. Фактически потребитель уже исполнил свою часть договора (т.е. оплатил товар и принял его), а продавец не исполнил свою часть договора (т.е. продал товар с истекшим сроком годности).
Однако, в данном случае потребитель может использовать свои права, предусмотренные законодательством. Действительно, согласно ст.18 ЗЗоПП, продавец несёт ответственность за качество товара, потребитель имеет право потребовать замены товара надлежащего качества, возврата уплаченной за товар денежной суммы или уменьшения ее стоимости.
То есть, потребитель может требовать возврата денег за просроченную колбасу, даже если он уже её съел, поскольку продавец нарушил свои обязательства.
Конечно, в такой ситуации вероятно придется доказывать, что продавец продал товар с истекшим сроком годности, например, предъявив чек с датой покупки.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей"
СпроситьЗдравствуйте, Пётр Петрович. Согласно статье 458 Гражданского кодекса РФ:
"Статья 458. Момент исполнения обязанности продавца передать товар
1. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;
предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче. Товар не признается готовым к передаче, если он не идентифицирован для целей договора путем маркировки или иным образом.
2. В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное."
Что касается возврата товара, согласно статьям 502, 503 Гражданского кодекса РФ:
"Статья 502. Обмен товара
1. Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.
Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.
2. Перечень товаров, которые не подлежат обмену или возврату по указанным в настоящей статье основаниям, определяется в порядке, установленном законом или иными правовыми актами.
Статья 503. Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества
(в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)
1. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать:
замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
соразмерного уменьшения покупной цены;
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
возмещения расходов на устранение недостатков товара.
2. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и тому подобное), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены.
3. В отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475).
4. Вместо предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
5. При отказе от исполнения договора розничной купли-продажи с требованием возврата уплаченной за товар суммы покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.
При возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств.
6. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если законами о защите прав потребителей не установлено иное."
Таким образом потребитель может вернуть денежные средства за товар в течение 14 дней в случае не входящего в перечень невозвратных товаров товар ненадлежащего качества.
СпроситьВторое Ваше сообщение. И снова не ответили на вопрос: "Как потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи, если он исполнил его ещё в магазине?"
Отказаться от исполнения договора купли-продажи потребитель может только в том случае, если исполнение происходит в данный момент. Например, если оплата в рассрочку. Либо если некачественность замечена до оплаты.
P.S. Полагаю, в описанном мною случае речь идёт о расторжении договора, а не об отказе от исполнения.
СпроситьЗдравствуйте, Пётр!
Очень интересный вопрос, связанный скорее с толкованием нормы)
На мой взгляд, данные нормы нужно толковать в совокупности с п.2 ст.450 ГК РФ, где сказано, что
2. По требованию одной из сторон договор может быть изменён или расторгнут …
1) при существенном нарушении договора другой стороной
А нарушение может быть выявлено
- до оплаты
- в момент оплаты
- после оплаты
В данном случае следует толковать норму как:
- отказ от того, что исполнил покупатель (отказ от уже осуществлённой уплаты денег)
- отказ от того, что уже принято покупателем в качестве встречного исполнения (то есть от уже принятого товара).
Суть в том, что отказаться от исполнения можно на любом его этапе:
- до самого совершения действия исполнения
- в момент совершения действия
- после совершения действия.
А так, в целом, более корректной именно в вашей была бы формулировка «заявить о расторжении договора», но закон есть закон!)
СпроситьВ таких обстоятельствах целесообразно как можно быстрее (лучше всего в день покупки) обратиться к продавцу того магазина, в котором вы делали покупку. При себе должен быть просроченный товар, оригинал или копия кассового чека (если он сохранился), паспорт или другой документ, подтверждающий личность (водительские права, заграничный паспорт, военный билет и т. д.) и банковская карта (если вы оплачивали товар картой).
Когда придете в магазин, вызовите администратора, изложите ему суть вопроса. Покажите просроченный товар и потребуйте возврата денег.
Ну а если все в отказе, то обращайтесь в Роспотребнадзор в порядке закон 59 об обращении граждан
СпроситьЯ другой вопрос задал: "Как потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи, если он исполнил его ещё в магазине?"
СпроситьЗдравствуйте, Петр Петрович!
Договор купли-продажи (КП) уже исполнен, уже стороны договора выполняли свои обязательства по договору, Продавец продал, передал вещь, продукт, а Покупатель принял и оплатил.
Покупатель не может отказаться от исполнения договора купли-продажи (ст.454 ГК РФ), т.к. договор уже исполнен. Речь может идти только о расторжении договора КП, о возврате товара и возврате денежных средств.
В соответствии со ст.18 закона "О защите прав потребителей" потребитель, который приобрел некачественный (просроченный) продукт вправе требовать его замены на качественный продукт или требовать возврата денег.
При отказе Вы можете обратиться в местные органы РосПотребНадзора, а также в суд с иском о защите прав потребителей, взыскании уплаченных денежных средств, взыскании компенсации морального вреда согласно ст.151, 1099-1101 ГК РФ.
Вопрос конечно в доказательствах (ст.55, 56 ГПК РФ).
Это может кассовый чек, сам просроченный продукт, записи видеонаблюдения, показания сторон, свидетелей.
СпроситьДобрый вечер, Петр.
1)Интересный вы вопрос задали однако...
2)Смотрите, потребитель формально тут исполнил договор, так как оплатил данный товар, а значит его принял.
Однако, продавец тут же нарушает договор, заведомо зная, что продает испорченный товар, тут продавец должен был убедиться в просрочке товара.
3)Ведь в соответсвии со ст.18 ЗЗоПП, продавец несёт ответственность за качество товара, потребитель имеет право потребовать замены товара надлежащего качества, возврата уплаченной за товар денежной суммы или уменьшения ее стоимости.
4)Делаем вывод из этого, что потребитель имеет полное право потребовать возврата денег за просроченную колбасу, не смотря на то, что он ее откусил, в данной ситуации продавец нарушил свои обязательства.
5)Но тут сами понимаете вопрос в доказательствах, но и это тут легко.
Спросить