Как потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи, если он уже оплатил товар и принял его в магазине
995₽ VIP

• г. Магадан

Помогите разобраться.

Потребитель купил в магазине колбасу. Дома съел её кусок. Почувствовал себя плохо. Посмотрев этикетку выяснил, что колбаса просрочена. Решил прийти в магазин и вернуть за неё все оплаченные деньги. Согласно статьи 18 ЗЗоПП и ст.503 п.5 ГК РФ, потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи. Вот тут и возникают вопросы. Как потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи, если он исполнил его ещё в магазине? Исполнение закончилось на кассе, когда потребитель принял товар и оплатил его. Как можно отказаться от исполнения того, что уже исполнено? Вернуться в прошлое на кассу и отказаться оплачивать переданный товар? Кассир, конечно удивится, увидев на кассе "близнецов" . Но потребитель может сойти с ума, увидев рядом самого себя. ))

Читать ответы (19)
Ответы на вопрос (19):

Здравствуйте!

На вашей стороне Закон РФ «О защите прав потребителей», п.4 ст.5 закона гласит, что согласно которому по истечению срока годности товар считается не пригодным для использования по назначению.

Ситуация разрешится достаточно просто, если у вас сохранился чек (поэтому чеки лучше не выкидывать сразу). В этом случае достаточно принести в магазин просроченный товар и чек на него, и вам заменять товар или вернут деньги.

В случае если магазин отказывается возвращать деньги или заменить товар вы должны написать жалобу в роспотребнадзор.

Кроме того если вы отравились этой колбасой и у вас есть заключение врача вы можете взыскать вред причиненный вашему здоровью в судебном порядке

Спросить

Я другой вопрос задал.

Спросить

Права потребителей при обнаружении в товаре недостатков (например, продукт с истекшим сроком годности) регулируются ст. 18 закона «О защите прав потребителей». Согласно этой статье, потребитель в случае обнаружения в товаре (в т.ч. и продовольственном) недостатков может предъявить продавцу некачественного товара следующие требования:

потребовать замены на товар этой же марки, на товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать уменьшения покупной цены;

потребовать безвозмездного устранения недостатков товара;

может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Действия покупателя:

1. Обратиться в магазин с устной просьбой вернуть деньги или заменить просроченный продукт на аналогичный качественный.

2. Если в магазине отказались это сделать, то нужно обязательно оформить претензию в письменном виде – один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу (законному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, либо лицу, уполномоченному на принятие претензии), либо направить по почте письмом с уведомлением о вручении. В случае личного вручения претензии, на втором экземпляре продавец должен указать дату, должность, Ф.И.О. лица, принявшего претензию.

В соответствии со статьей 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» представители торговых компаний, реализующих продовольственный товар, обязаны рассмотреть претензию и обращение потребителя в течение 10 дней.

3. Если с момента обращения прошло более 10 дней и Вам не ответили, не решили вопрос о возврате денег или Вас не удовлетворил ответ, то можете обратиться с жалобой в Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу, но Вы обязательно должны приложить копию претензии, которую вы написали и копию ответа (в случае его наличия), так как в соответствии с требованиями ФЗ № 294, от 26.12.08 г. ст.10,п.2, в) - основанием для проведения внеплановой проверки является: нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).

Спросить

Я другой вопрос задал: "Как потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи, если он исполнил его ещё в магазине?"

Спросить

Вы вправе предъявить претензию о некачественном товаре, далее обратиться с иском в суд. В соответствии с п.5 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случаи необходимости провести проверку качества. Покупатель вправе присутствовать при этом.

В случае возникновения спора о причинах появления недостатка товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе оспорить такое заключение в суде.

Потребитель вправе предъявить требования о недостатках товара в течение срока годности.

Спросить

Я другой вопрос задал: "Как потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи, если он исполнил его ещё в магазине?"

Спросить
Это лучший ответ

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей"

Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков

1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В статье 458 ГК РФ сказано:

1. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент: вручения товара покупателю

Получается, что договор купли-продажи колбасы считается исполненным с момента вручения покупателю этой колбасы после пробития чека на кассе.

Я думаю, что иное (ст 458 ГКРФ) при продаже колбасы, не предусмотрено.

На мой взгляд имеет место неудачная формулировка этой нормы статьи 18 Закона РФ о Защите прав потребителей.

Если подходить к описанной Вами ситуации с продажей колбасы, то исходя из прав предоставленных покупателю (потребителю) статьей 18 данного закона прав при продаже некачественного товара, покупатель

(потребитель) не может реализовать такое право: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. Невозможно отказать от исполнения договора купли-продажи, если он уже исполнен. Эта норма статьи 18 применима только для случаев: Если иное не предусмотрено договором купли-продажи (ст 458 ГК РФ) , к примеру для случаев продажи товара в рассрочку В этом случае договор купли продажи считается исполненным только после полной оплаты товара покупателем В случае обнаружения покупателем недостатка товара, покупатель имеет право отказаться от исполнения договора купли-продажи. И потребовать возврата уже уплаченной суммы.

К стати говоря, российское законодательство грешит многими неудачными формулировками

Спросить

Я другой вопрос задал: "Как потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи, если он исполнил его ещё в магазине?"

Спросить

Никак. Только вернув товар продавцу в порядке статей 502, 503 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Спросить

Здравствуйте.

1. Собираете все доказательства и отправляете жалобу в Роспотребнадзор.

Жалобу в Роспотребнадзор можно подать лично через канцелярию или направить в электронном виде через специальную форму, размещенную на сайте управления вашего города, и загрузить там же приложения.

2. Напишите заявление в магазин: оформить претензию в письменном виде (В соответствии со статьей 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» представители торговых компаний, реализующих продовольственный товар, обязаны рассмотреть претензию и обращение потребителя в течение 10 дней.)

Спросить

Я другой вопрос задал: "Как потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи, если он исполнил его ещё в магазине?"

Спросить
Это лучший ответ

Действительно, ситуация здесь не совсем стандартная. Фактически потребитель уже исполнил свою часть договора (т.е. оплатил товар и принял его), а продавец не исполнил свою часть договора (т.е. продал товар с истекшим сроком годности).

Однако, в данном случае потребитель может использовать свои права, предусмотренные законодательством. Действительно, согласно ст.18 ЗЗоПП, продавец несёт ответственность за качество товара, потребитель имеет право потребовать замены товара надлежащего качества, возврата уплаченной за товар денежной суммы или уменьшения ее стоимости.

То есть, потребитель может требовать возврата денег за просроченную колбасу, даже если он уже её съел, поскольку продавец нарушил свои обязательства.

Конечно, в такой ситуации вероятно придется доказывать, что продавец продал товар с истекшим сроком годности, например, предъявив чек с датой покупки.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей"

Спросить

Здравствуйте, Пётр Петрович. Согласно статье 458 Гражданского кодекса РФ:

"Статья 458. Момент исполнения обязанности продавца передать товар

1. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче. Товар не признается готовым к передаче, если он не идентифицирован для целей договора путем маркировки или иным образом.

2. В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное."

Что касается возврата товара, согласно статьям 502, 503 Гражданского кодекса РФ:

"Статья 502. Обмен товара

1. Покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

2. Перечень товаров, которые не подлежат обмену или возврату по указанным в настоящей статье основаниям, определяется в порядке, установленном законом или иными правовыми актами.

Статья 503. Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества

(в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)

1. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать:

замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

соразмерного уменьшения покупной цены;

незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

возмещения расходов на устранение недостатков товара.

2. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и тому подобное), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены.

3. В отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475).

4. Вместо предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

5. При отказе от исполнения договора розничной купли-продажи с требованием возврата уплаченной за товар суммы покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.

При возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств.

6. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если законами о защите прав потребителей не установлено иное."

Таким образом потребитель может вернуть денежные средства за товар в течение 14 дней в случае не входящего в перечень невозвратных товаров товар ненадлежащего качества.

Спросить

Второе Ваше сообщение. И снова не ответили на вопрос: "Как потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи, если он исполнил его ещё в магазине?"

Отказаться от исполнения договора купли-продажи потребитель может только в том случае, если исполнение происходит в данный момент. Например, если оплата в рассрочку. Либо если некачественность замечена до оплаты.

P.S. Полагаю, в описанном мною случае речь идёт о расторжении договора, а не об отказе от исполнения.

Спросить
Это лучший ответ

Здравствуйте, Пётр!

Очень интересный вопрос, связанный скорее с толкованием нормы)

На мой взгляд, данные нормы нужно толковать в совокупности с п.2 ст.450 ГК РФ, где сказано, что

2. По требованию одной из сторон договор может быть изменён или расторгнут …

1) при существенном нарушении договора другой стороной

А нарушение может быть выявлено

- до оплаты

- в момент оплаты

- после оплаты

В данном случае следует толковать норму как:

- отказ от того, что исполнил покупатель (отказ от уже осуществлённой уплаты денег)

- отказ от того, что уже принято покупателем в качестве встречного исполнения (то есть от уже принятого товара).

Суть в том, что отказаться от исполнения можно на любом его этапе:

- до самого совершения действия исполнения

- в момент совершения действия

- после совершения действия.

А так, в целом, более корректной именно в вашей была бы формулировка «заявить о расторжении договора», но закон есть закон!)

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

В таких обстоятельствах целесообразно как можно быстрее (лучше всего в день покупки) обратиться к продавцу того магазина, в котором вы делали покупку. При себе должен быть просроченный товар, оригинал или копия кассового чека (если он сохранился), паспорт или другой документ, подтверждающий личность (водительские права, заграничный паспорт, военный билет и т. д.) и банковская карта (если вы оплачивали товар картой).

Когда придете в магазин, вызовите администратора, изложите ему суть вопроса. Покажите просроченный товар и потребуйте возврата денег.

Ну а если все в отказе, то обращайтесь в Роспотребнадзор в порядке закон 59 об обращении граждан

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Я другой вопрос задал: "Как потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи, если он исполнил его ещё в магазине?"

Спросить
Это лучший ответ

Здравствуйте, Петр Петрович!

Договор купли-продажи (КП) уже исполнен, уже стороны договора выполняли свои обязательства по договору, Продавец продал, передал вещь, продукт, а Покупатель принял и оплатил.

Покупатель не может отказаться от исполнения договора купли-продажи (ст.454 ГК РФ), т.к. договор уже исполнен. Речь может идти только о расторжении договора КП, о возврате товара и возврате денежных средств.

В соответствии со ст.18 закона "О защите прав потребителей" потребитель, который приобрел некачественный (просроченный) продукт вправе требовать его замены на качественный продукт или требовать возврата денег.

При отказе Вы можете обратиться в местные органы РосПотребНадзора, а также в суд с иском о защите прав потребителей, взыскании уплаченных денежных средств, взыскании компенсации морального вреда согласно ст.151, 1099-1101 ГК РФ.

Вопрос конечно в доказательствах (ст.55, 56 ГПК РФ).

Это может кассовый чек, сам просроченный продукт, записи видеонаблюдения, показания сторон, свидетелей.

Спросить
Это лучший ответ

Добрый вечер, Петр.

1)Интересный вы вопрос задали однако...

2)Смотрите, потребитель формально тут исполнил договор, так как оплатил данный товар, а значит его принял.

Однако, продавец тут же нарушает договор, заведомо зная, что продает испорченный товар, тут продавец должен был убедиться в просрочке товара.

3)Ведь в соответсвии со ст.18 ЗЗоПП, продавец несёт ответственность за качество товара, потребитель имеет право потребовать замены товара надлежащего качества, возврата уплаченной за товар денежной суммы или уменьшения ее стоимости.

4)Делаем вывод из этого, что потребитель имеет полное право потребовать возврата денег за просроченную колбасу, не смотря на то, что он ее откусил, в данной ситуации продавец нарушил свои обязательства.

5)Но тут сами понимаете вопрос в доказательствах, но и это тут легко.

Спросить
Евгений
06.03.2012, 00:58

Вопросы о продлении договора и возможных компенсациях при покупке квартиры в обременении сбербанка

В кратце ситуация следующая. Купили квартиру по предварительному договору купли продажи (ПДКП). Образец могу разместить где то. Так вот основной договор они не подписали в назначенные сроки и мы подписали продление до 15 марта. Сейчас уже подходят сроки и что делать не знаем. Никакие штрафные санкции не предусмотрены, они говорят что будет опять продление. И более того как мы узнали позже, что наша квартира находится в обременении сбербанка. Такая ситуация у многих. Кому то уже собственность отдали. И вопросы в основном сейчас связаны, что можем ли мы чтото требовать с ойкумены, какие то компенсации. Вроде как... 1. Не имели продавать нам квартиру когда она находилась в обременении 2. Говорят что по какому то закону, ПДКП, если оплачен полность то приравнивается к Договору купли продажи, и тогда можно требовать компенсацииЧтото можете прокомментировать по этому поводу? С уважением Евгений.
Читать ответы (2)
Роман
09.09.2019, 17:14

Продавец авто не хочет вписываться в ПТС, но возможно ли поставить авто на учет с помощью ДКП 1 и ДКП 2?

Продавец авто владеет им на основании ДКП 1. Но в ПТС не вписан (подпись прежнего владельца в ПТС есть). Вписываться не хочет. Если я с этим продавцом составлю ДКП 2, и с этим ДКП 2, ПТС и копией ДКП 1 смогу поставить авто на учет?
Читать ответы (1)
Юрий
19.08.2016, 19:43

Мне человек перепродал авто по дкп 18 числа, купивший её по дкп 15 числа того же месяца. Мне теперь в мрэо идти с двумя дкп и ПТС?

Мне человек перепродал авто по дкп 18 числа, купивший её по дкп 15 числа того же месяца. Мне теперь в мрэо идти с двумя дкп и птс?
Читать ответы (1)
Оксана
14.10.2015, 07:00

Что делать, если товар из интернет-магазина не пришел в установленный срок и деньги не возвращаются?

Купила в интернет магазине товар оплатила, товар в установленные сроки (90) суток не пришел и деньги мне не возвращают, что делать?
Читать ответы (1)
Денис
11.06.2023, 06:14

У меня нет дкп между перекупом и хозяином авто, машина снята с учёта по дкп хозяин-перекуп, могу ли я поставить авто на учёт

У меня нет дкп между перекупом и хозяином авто, машина снята с учёта по дкп хозяин-перекуп, могу ли я поставить авто на учёт, если есть дкп между перекупом и мной.
Читать ответы (4)
Егор
27.02.2017, 00:19

Как оформить машину, купленную не у собственника, в ГИБДД

Купил машину не у собственника, у него был дкп и в ГИБДД он не оформлялся катаясь по дкп, мы составили с ним дкп, он передал СТС и птс мне на руки, могу ли оформить эту машину в ГИБДД на себя или мне придётся искать собственника.
Читать ответы (1)
Новосибирск
05.05.2018, 10:43

Продажа машины - нужно ли платить налог и какую сумму?

Год назад продал машину, брал по дкп, сумма машина была указана 10 тысяч в дкп, оформил её на себя по такому дкп. Через 4 месяца продал машину за 100 тысяч и в договоре указано 100000. Должен ли я платить налог и сколько? Скажите, пожалуйста. Первая машина была вообще не разбираюсь в этом.
Читать ответы (1)
Алексей
14.03.2015, 16:47

Возможно ли продать автомобиль на основе ДКП без регистрации на себя и как указывать данные в документе?

Можно ли продать автомобиль на основании ДКП (договора купли продажи)т. е я купил автомобил по ДКП и хочу продать его без регистрации на себя тоже по ДКП, Ваш юрист ответил безусловно можете скажите пожалуйста ДКП нужно будет указывать мои данные или данные последнего владельца который вписан в птс.
Читать ответы (2)
Муслима
16.01.2015, 09:59

ООО, занимающееся ремонтом транспортных средств, может ли оформлять ДКП при упрощенной форме налогообложения?

Наше ооо занимается ремонтом и то транспортных средств, можем ли мы оформлять дкп (договора купли-продажи) тс? форма налогооблажения-упрощенная.
Читать ответы (1)
Александр
13.03.2023, 10:14

Купил авто по дкп. Прежний хозяин тоже купил по дкп и на учёт не ставил. Владелец умер. Смогу ли я поставить на учёт по двум дкп?

Купил авто по дкп. Прежний хозяин тоже купил по дкп и на учёт не ставил. Владелец умер. Смогу ли я поставить на учёт по двум дкп?
Читать ответы (2)
Гость_9270482
22.10.2022, 21:27

Суд рассмотрит иск о невыполнении договора купли-продажи - продавец отказался принять товар и вернуть деньги.

По иску о ЗПП об отказе продавцом принять товар от покупателя и вернуть деньги - назначено предварительное судебное заседание. Узнав о суде, продавец направил истцу почтой ответ на его претензию с согласием удовлетворить требования истца о возврате товара. Мирится с продавцом не хочу, хочу по решению суда вернуть товар и взыскать деньги с продавца. Какое решение вправе вынести суд, если 1) Истец не получит ответ на претензию, а продавец докажет, что извещал истца о согласии удовлетворить его требования? 2) Истец получит ответ, но не будет связываться с продавцом и "мирится" с ним для возврата товара, т.к. уже будет суд? В обоих случаях суд обяжет вернуть товар продавцу, и взыскать с продавца деньги по решению суда, или как?
Читать ответы (4)
Татьяна Николаевна
08.09.2017, 21:30

Возможность взыскания долга с мужа в случае неисполнения договора купли-продажи товара с рассрочкой платежа

Здравствуйте. Я ИП продала шубу по договору купли-продажи товара с рассрочкой платежа, купила женщина. Долг не выплачивает. Могу ли я взыскать долг с мужа, если договор оформлен на жену? Если да, то я должна сделать это при подаче иска в суд, в процессе судебного разбирательства или писать заявление судебным приставам после решения суда? Спасибо.
Читать ответы (3)
Ольга
21.08.2015, 16:25

Необходимость прописывать использование материнского капитала и рассрочку в договоре купли-продажи недвижимости

Наш покупатель вносит за частный дом 70% стоимости материнский капитал, а оставшуюся часть выплачивает в рассрочку. Подскажите, это нужно прописать в договоре купли-продажи, либо на сумму рассрочку правильнее оформить договор, где будут указаны их финансовые обязательства.
Читать ответы (1)
Алексей
19.02.2010, 18:30

Договоры Аренды помещений, и договоры купли продажи товаров, причем купли-продажи в обоих направлениях.

Есть ООО "Эра", директор Иванов В.В. и есть ИП Иванов В.В., можно ли заключать официальные договора между данными субъектами, насколько это правомерно, и чем черевато? Договоры Аренды помещений, и договоры купли продажи товаров, причем купли-продажи в обоих направлениях. Заранее благодарен.
Читать ответы (1)
Олег Валентинович
07.06.2017, 19:00

Кража товара на 159 рублей в магазине - что делать, если охранник требует уплату в десятикратном размере?

"случайно украл в магазине" товар на сумму 159 рублей (вышел не оплатив, другой товар оплатил) через неделю мне предъявляет охранник магазина кражу товара (по видео), обещает направить видео в милицию, но на видео нет явного выноса товара из магазина (750 грамм мяса якобы убраны в карман), меня задержали и требуют оплатить в десятикратном размере-что делать.
Читать ответы (1)
Нати
03.07.2016, 12:59

Что делать, если продавец требует исполнения и полной оплаты при подписании ДКП по завышенной цене

В случае подписания ДКП по завышенной цене продавец в праве требовать исполнения ДКП и полной оплаты? Но покупатель не согласен на такие условия. Как быть?
Читать ответы (2)