Арендодатель в Санкт-Петербурге незаконно устанавливает цены на электроэнергию и включает несанкционированные потери в счета
995₽ VIP

• г. Санкт-Петербург

Снимаем помещение для производства в Санкт-Петербурге. Арендодатель выставляет счета за электроэнергию в произвольном формате с ценами +15-20% по настроению, мотивируя тем, что сам покупает электроэнергию у соседней базы по произвольной цене и не может контролировать потребления без потерь. Приборы учета у нас установлены по требованию Арендодателя. Арендодатель не является сбытовой компанией и договоров с ПСК у него нет.

На сколько законны действия арендодателя по продаже электроэнергии по "цене с потолка" и с включением потерь вне показаний счетчиков.

Читать ответы (6)
Ответы на вопрос (6):

Здравствуйте, Ева!

Действия совершенно незаконны.

Если он хочет перепродавать электроэнергию, то должен утвердить тариф.

Если он этого не делает, то можно на него жаловаться.

Жалобу можно подать в УФАС по Вашему региону.

Они проведут проверку, привлекут его к ответственности.

В силу п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Федеральный закон от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии (статья 1).

Действия арендодателя противоречат этому закону.

Спросить
Это лучший ответ (выбран автоматически)

ЕВА, ответ дан со ссылкой на источник. В соответствии с абзацем шестнадцатым ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) энергосбытовыми организациями признаются организации, осуществляющие энергосбытовую деятельность.

В свою очередь, энергосбытовой деятельностью является деятельность по продаже произведенной и (или) приобретенной электрической энергии (за исключением деятельности по зарядке электрической энергией аккумуляторных батарей, в том числе аккумуляторных батарей транспортных средств, оборудованных электродвигателями), осуществляемая на розничных рынках в пределах Единой энергетической системы России и на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует (абзац сорок седьмой ст. 3 Закона N 35-ФЗ).

Законодательством в сфере электроэнергетики установлен запрет юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам на совмещение в границах одной ценовой зоны оптового рынка деятельности по передаче электрической энергии (далее также - электроэнергия) и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электроэнергии (часть седьмая ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 36-ФЗ).

Вместе с тем закон не предусматривает, что энергосбытовые организации вправе осуществлять исключительно энергосбытовую деятельность.

Поэтому, на наш взгляд, в рассматриваемом случае организация не лишена возможности совмещать деятельность по купле-продаже электроэнергии с деятельностью по управлению недвижимым имуществом, сдаче в аренду помещений и любой иной деятельностью, за исключением подпадающей под запрет, который установлен ст. 6 Закона N 36-ФЗ.

Пунктом 1 ст. 23.1 Закона N 35-ФЗ определено, что государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электроэнергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с указанным федеральным законом.

Перечень цен (тарифов) на электроэнергию (мощность), которые подлежат государственному регулированию на розничных рынках электроэнергии, установлен п. 3 ст. 23.1 Закона N 35-ФЗ, а также подп. 2 п. 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, далее - Основы ценообразования). В этот перечень входят, помимо прочего, цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электроэнергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей; цены (тарифы) на электроэнергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка (за исключением электроэнергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей); предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электроэнергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка.

Орловская область включена в Перечень территорий, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности (приложение N 1 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172). Из вопроса следует, что электроэнергия будет поставляться не населению или приравненным к нему категориям потребителей, а лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность с использованием помещений бизнес-центра.

В соответствии с п. 2 ст. 40 Закона N 35-ФЗ цены (тарифы) на электроэнергию (мощность), поставляемую с 01.01.2011 потребителям электроэнергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками, являются свободными, складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, для которых упомянутым федеральным законом предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на электроэнергию (мощность).

Таким образом, в рассматриваемом случае для организации, планирующей осуществлять энергосбытовую деятельность, цена продажи электроэнергии не является регулируемой (смотрите также определение ВАС РФ от 21.11.2013 N ВАС-15731/13, постановление Первого ААС от 25.06.2018 N 01 АП-2960/18).

Отметим, что согласно п. 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442) расчеты за электроэнергию (мощность) осуществляются с учетом того, что стоимость электроэнергии (мощности) по договору купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности) включает стоимость объема покупки электроэнергии (мощности), сбытовую надбавку, стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии потребителям, и не включает стоимость услуг по передаче электроэнергии.

Для энергосбытовых организаций, в отличие от гарантирующих поставщиков, размер сбытовой надбавки нормативно не ограничен и, следовательно, устанавливается соглашением сторон договора купли-продажи электроэнергии (постановление АС Северо-Кавказского округа от 30.01.2019 N Ф 08-10865/18, апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26.06.2019 N 39-АПГ 19-2).

Вместе с тем энергосбытовые организации вправе заключать с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электроэнергии в интересах обслуживаемых ими потребителей (п. 4, подп. "в" п. 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, далее - Правила недискриминационного доступа).

Поскольку тарифы на услуги по передаче электроэнергии являются регулируемыми (п. 4 ст. 23.1 Закона N 35-ФЗ, подп. 3 п. 3 Основ ценообразования), в случае, если услуги по передаче электроэнергии будут оказываться собственникам (арендаторам) помещений в бизнес-центре на основании договора, заключенного в их интересах организацией - собственником этого бизнес-центра, данная организация вправе будет предъявлять этим лицам к оплате стоимость оказанных сетевой организацией услуг по утвержденным тарифам на передачу электроэнергии. Иными словами, при расчетах с потребителями она не вправе будет взимать оплату в части услуг по передаче электроэнергии в размере свыше установленных для сетевой организации тарифов (смотрите определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22.10.2019 N АПЛ 19-368, постановление АС Центрального округа от 26.10.2020 N Ф 10-4151/20).

Таким образом, в настоящей ситуации цена электроэнергии может быть определена с учетом сбытовой надбавки, максимальный размер которой для энергосбытовой организации законодательство не предусматривает. Определенные ограничения при определении размера такой надбавки, по нашему мнению, могут вытекать лишь из установленного антимонопольным законодательством запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке (п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"). В случае спора по вопросу о цене договора купли-продажи электроэнергии, установленной с учетом сбытовой надбавки, оценку правомерности действий энергосбытовой организации может дать антимонопольный орган или суд.

Отметим также, что как сетевая организация, так и иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электроэнергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электроэнергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электроэнергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством сроки обязаны представить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства (абзац третий п. 4 ст. 26 Закона N 35-ФЗ, смотрите также п. 6 Правил недискриминационного доступа). Таким образом, представляется, что организация - собственник здания бизнес-центра не вправе будет препятствовать владельцам помещений в здании в заключении договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии) напрямую с гарантирующим поставщиком (смотрите также постановления ФАС Центрального округа от 06.09.2012 N Ф 10-2905/12, Девятого ААС от 10.03.2020 N 09 АП-6139/20, решение Новосибирского УФАС России от 27.07.2011 N 02-01-35-10-11).

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

30 января 2023 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Перепечатка

Отсюда вывод, свои отношения с арендодателем, нужно регулировать договором аренды и оплаты. Всего хорошего.

Спросить
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Действия арендодателя по продаже электроэнергии по "цене с потолка" и с включением потерь вне показаний счетчиков являются незаконными.

Продажа электрической энергии должна осуществляться на основании договора с субъектом ее сбыта, который является лицом, получившим лицензию на осуществление сбыта.

Арендодатель, который не является сбытовой компанией и не имеет договора с поставщиками электроэнергии, не имеет права продавать электроэнергию. Такие действия являются нарушением закона и могут повлечь ответственность.

Если установленные приборы учета электроэнергии находятся под контролем арендодателя, то он не имеет права произвольно повышать цены на электроэнергию или включать в счет потери, не отраженные в показаниях счетчиков. Арендодатель не может произвольно изменять договорные условия и выставлять счета с произвольными наценками.

Ст. 544 ГК РФ

Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ)

Спросить
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Ева, здравствуйте.

Я думаю, правы Вы. Скорее всего завышают Вам начисления.

Ниже Поясню

_____

1.Надо внимательно изучать Ваш договор аренды.

Отмечу, согласно статьи 614 ГК РФ

Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

______

2. На основании ст. 614 ГК РФ, указан порядок расчет переменной цены договора аренды, при этом в Вашем случае завышение имеет место быть, поэтому следует у Арендодателя запросить все счета с момента заключения договора аренды, а также документы об оплате электроэнергии, что они закупают.

______

Сделать расчет этой разницы, а потом направить претензию о зачет оплаченной суммы или возврата средств.

_______

С уважением, Дарья Алексеевна

Спросить
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Ева, добрый день!

Произвольные счета со стороны арендодателя - незаконны. Тем более у Вас установлены приборы учета и по ним Вы можете контролировать потребление. Все, что Вы переплачиваете - это неосновательное обогащение со стороны арендодателя.

Согласно ст. 1102 ГК РФ:

Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Кроме того, право арендодателя на перепродажу Вам электроэнергии не предусмотрено договором аренды. Предметом договора аренды выступает помещение (ст. 606 ГК РФ).

К объектам договора аренды согласно ст. 607 ГК РФ относятся предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Поэтому электроэнергия не может является объектом договора аренды. Соответственно оплата за ее потребление должна производиться строго по фактическому потреблению.

При таких обстоятельствах, Вы вправе направить арендодателю претензию с требованием произвести корректный перерасчет ранее выставленных Вам счетов за электроэнергию, а также потребовать возмещения излишне выплаченных сумм за конкретный период.

_________

С уважением, Татьяна Николаевна

Спросить
Это лучший ответ

Арендодатель не статус перепродавца электроэнергии или поставщика. Цены на э/э устанавливается органами исполнительный власти. А не каким - то Арендодателем "с потолка".

По сути Вы являетесь субабонентом в этих договорных отношениях по электроснабжению (ст.545 ГК РФ). И цены не могут быть выше, поскольку они установлены органом власти.

Потребление э/э допускается только при наличии приборов учета в соответствии с п.136 Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 29.07.2023) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями..., со ст.541 ГК РФ

У Вас установлены приборы учета.

Действия Арендодателя незаконны. Переговорите с Арендодателем или сообщите о нарушении в Энергосбыт, Энергонадзор (Потребнадзор).

Если будет установлено, что есть нарушение в потреблении э/э, то его строго накажут... Правда это может отразиться на Вас. Но сможете сами заключить напрямую с Энергосбытовой компанией договор на э/э. Но это более сложный процесс.

Спросить