Правомерность сноса гаражей мэрией без судебного решения и обоснованность решения на основании правил пожарной безопасности
597₽ VIP
Правомерны ли действия мэрии по сносу гаражей?
В 2010 мэрией города утверждена схема расположения земельного участка нашего дома с обозначением на ней ранее стоящих некапитальных строений жильцов дома.
В 2012 году Общим собранием собственников МКД принято решение об использовании придомовой территории для размещения временных металлических построек (контейнеров, гаражей) для хранения имущества собственников. Старые ветхие строения были снесены и взамен их были установлены новые. Протокол был направлен в управляющую компанию.
В 2023 году мэрия уведомила жильцов, что согласно решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации города, необходимо вывезти свои строения, а в случае неисполнения они будут демонтированы силами мэрии.
В обоснование своего решения мэрия сослалась на ст. 4 Федерального закона от 22.08.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Свод правил системы противопожарной защиты МЧС «СП 4.13130.2013»,а именно, размещение объектов с нарушением обязательных требований пожарной безопасности, на расстоянии менее 10 метров от фасадов жилых домов.
Обоснованно ли решение мэрии, ведь гаражи/контейнеры были установлены в 2012 году, а противопожарные правила были приняты в 2013 году?
Является ли законным снос гаражей без судебного решения?
Спасибо!
Является ли законным снос гаражей без судебного решения? - является. Если не согласны - можете обжаловать решение мэрии в суд.
СпроситьФедеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.03.2023)
Статья 4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности
Если прочитать эту статью то в ней ровным счетом ничего не сказано о полномочиях местной администрации в области пожарной безопасности.
В статье 35 Конституции РФ прямо сказано:
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В силу прямого указания, содержащегося в статье 35 Конституции РФ собственники этого имущества (гаражи, контейнеры) не могут быть лишены своего имущества без решения суда. Поэтому будет являться незаконным снос гаражей, если нет решения суда
СпроситьВиктор!
Ссылка на СП 4.13130.2013 возможно не вполне корректна по отношению к уже существующим объектам, однако во всех существенных моментах СП 4.13130.2013 повторяет ранее действующие "СП 4.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям". Поэтому, если что-то нарушает действующие СП, скорее всего оно нарушало и ранее действовавшие.
Оценить обоснованность претензий МЧС по существу, разумеется, нельзя без документов.
Хотя если вы полагаете, что по сути мэрия не права, то её решение может быть оспорено в порядке, установленном гл. 22 КАС РФ ("об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего"). В том числе, вы можете, в порядке ст. 223 КАС РФ
приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия.
Что касается сноса без судебного решения, то тут необходимо учитывать, что несмотря на наличие этих сооружений на схемах и рассмотрение этих вопросов на общих собраниях собственников МКД, данные объекты не зарегистрированы как объекты недвижимости либо иным способом, поэтому для МЧС это просто складируемые на земельном участке материалы, причем у жильцов скорее всего нет даже подтверждений прав собственности на них.
Поэтому речь идет не о сносе, а просто о приведении земельного участка в соответствие с требованиями безопасности.
СпроситьВ СП 4.13130.2013 есть пункт:
4.15. Противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до некапитальных сооружений (построек) следует принимать в зависимости от их степени огнестойкости и класса функциональной пожарной опасности по таблице 1.
Ранее действовавший СП 4.13130.2009 указывал:
4.15 Размещение временных построек, ларьков, киосков, навесов и других подобных строений должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными в таблице 1, кроме специально оговоренных случаев.
Обе таблицы 1 в сводах правил устанавливают сходные нормативы. Поэтому дата издания свода правил тут особо не важно. Важно же разобраться - насколько эти нормы обязательны для применения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 14.07.2022)"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности":
2. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
А в ст. 4 этого же закона указано:
2. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.3. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся:
1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона
Вот и получается, что нормы эти действуют давно и они обязательны для исполнения. Поэтому орган власти мог использовать подобное обоснование при составлении предписания.
Я полагаю, что Вам нужно внимательно проанализировать действующий свод правил применительно к Вашему случаю (нужно учесть особенности жилого дома и некапитальных объектов). Возможно, что решением вопроса была бы какая-нибудь противопожарная стена из огнеупорного материала между жилым домом и объектами. В том же п. 4.15 актуального Свода правил указано:
Расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до некапитальных, временных сооружений (построек) не нормируется при применении противопожарных стен в соответствии с пунктом 4.11.Спросить
Виктор, добрый день.
Права собственника хорошо защищены, согласно статьи 209 ГК РФ
______
Оценить сейчас, будет ли законным снос гаражей Без анализа документов почти невозможно.
______
Если Вы не исполните в добровольном порядке требование мэрии, то она может обратиться в суд с требованием о сносе гаражей либо самостоятельно снести гаражи, ведь не во всех случаях требуется судебное решение.
Ниже Поясню
______
С 4 августа 2018 года вступил в действие Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 339-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Законодатель уточнил, когда постройку будут считать самовольной, в каких случаях орган местного самоуправления сможет без суда принять решение о сносе или о приведении постройки в соответствие с установленными требованиями, а также что грозит собственникам земельных участков за невыполнение таких решений.
Из новой формулировки следует, что невозможно признание постройки самовольной, если она возведена с нарушением градостроительных или строительных норм и правил, которые утратили силу на момент выявления такой постройки.
Кроме того, не будет являться самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенное с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка. То есть, если этих сведений не было в публичном доступе на момент возведения постройки.
По общему правилу решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимает суд. Органы местного самоуправления поселения или городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) обладают таким правом теперь в строго ограниченных случаях.
Во-первых, органы местного самоуправления принимают решение о сносе самовольной постройки, если она возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования.
Во-вторых, они могут принять решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
В любом случае органы местного самоуправления не вправе принимать такие решения:
1) если самовольные постройки возведены на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности. Исключение - если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан;
2) в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН или признано судом либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома;
3) в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных на земельном участке до дня вступления в силу Земельного кодекса (30 октября 2001 г.);
4) в связи с отсутствием разрешения на строительство в отношении здания, сооружения или другого строения, созданных до 14 мая 1998 г.
Источник
Всех благ Вам!
С уважением, Дарья Алексеевна
СпроситьС 4 августа 2018 года вступил в действие Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 339-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Законодатель уточнил, когда постройку будут считать самовольной, в каких случаях орган местного самоуправления сможет без суда принять решение о сносе или о приведении постройки в соответствие с установленными требованиями, а также что грозит собственникам земельных участков за невыполнение таких решений.
СпроситьЗдравствуйте, уважаемый Виктор!
В данном случае, с правовой точки зрения в силу ст. 55.32 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа по месту нахождения самовольной постройки, вправе:
1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями; 2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
Таким образом, с юридической точки зрения, мэрия не вправе принять решение в одностороннем порядке о сносе самовольной постройки (снос гаражей) без решения суда вступившего в законную силу (ст.209 ГПК РФ).
В этой связи, необходимо оспорить решения органа местного самоуправления в судебном порядке (ст.218 КАС РФ).
*При необходимости можете обратиться к любому из юристов портала 9111 для содействия и подготовке правовых документов (ст.779 ГК РФ "оказание юр.услуг").
Всего доброго Вам!
Рад был помочь, уважаемый Виктор!
СпроситьЮристы ОнЛайн: 39 из 47 429 Поиск Регистрация
Нарушение норм складирования и правил пожарной безопасности - Куда обращаться в подобной ситуации?
Как решить проблему с дымом от курения в собственной квартире при нарушении правил пожарной безопасности соседями?
Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности при отсутствии оформленного права собственности
Установка металлической двери соседом - нарушение правил пожарной безопасности и возможное демонтаж нашей двери
В школе крышка от пожарной сигнализации заклеина скотчем. Разрешено ли это правилами пожарной безопасности или нет?
Для кого из наших руководителей обязательно обучение по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности?
Несоблюдение СНиП и правил пожарной безопасности при строительстве гаража рядом с домом
Правонарушения в общежитии - пожарная служба выносит решение о штрафах за нарушение правил пожарной безопасности
Возможность прописывания штрафных санкций в типовом договоре за нарушение правил техники безопасности и охраны труда
Головная фирма планирует подать в суд на бывшего директора для взыскания штрафа за нарушение правил пожарной безопасности
Действуют ли сейчас НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности.
Заголовок - Отключение света в гараже из-за нарушений правил пожарной безопасности и эксплуатации - законное решение?
Жертвы пожара в частном секторе требуют компенсацию, но застройка нарушила правила пожарной безопасности
Вопрос получения разрешения на проведение отрядного огонька в лагере при соблюдении правил пожарной безопасности
