Нужно ли предоставлять справку о рыночной стоимости квартиры, если супруг умер в 2004 году? Запрос на помощь в получении содержания письма из Федеральной Нотариальной Палаты № 90/05-08

• г. Москва

Не могли бы Вы мне помочь? Мне нужно содержание письма из Федер. Нотариальной Палаты № 90/05-08 от 02.02.2005 г. или ответить мне, если супруг умер 05.06.2004 какая нужна справка о стоимости квартиры (нотариус который ведет наследствен. Дело требует справку о рыночной стоим. Квартиры) имеет ли право нотариус требовать справку о рын. стоим. Кв. если супруг умер в 2004 году.

ЗАРАНЕЕ СПАСИБО.

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Наталья, добрый день!

Вот это письмо, только оно от 01.02. 2005 года. Я высылаю, начиная с 3 рункта, так как именно он касается Вашего вопроса.

Справка БТИ!

3. Об оценке стоимости недвижимого имущества, являющегося объектом наследства, открывшегося до 1 января 2005 года.

По мнению Федеральной нотариальной палаты оценку объектов недвижимости, наследство по которым открылось до 1 января 2005 года, следует определять исходя из требований Закона Российской Федерации «О государственной пошлине».

При этом позиция Федеральной нотариальной палаты основывается на следующем.

В соответствии с частью первой статьи 8 Федерального закона от 31 июля 1998 г. №147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и частью второй статьи 31 Федерального закона от 5 августа 2000г. №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» положения частей первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах и возникшим после введения этих частей в действие.

В статье 5 (пункты 3, 4) Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, при которых положения Кодекса могут иметь обратную силу. В частности, это касается ситуации, когда: а) акты законодательства о налогах и сборах, устраняют или смягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей; б) в актах законодательства о налогах и сборах, отменяющих налоги и (или) сборы, снижающих размеры ставок налогов (сборов), устраняющих обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающих их положение, прямо предусматривается, что эти акты имеют обратную силу.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 28 февраля 2001 г. №5 (пункт 5) разъяснил, что к нормам, устанавливающим дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, могут быть отнесены, в частности, пункт 7 статьи 3, статьи 6, 108, 109, 111, пункт 1 статьи 112, статья 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. №127-ФЗ не касается вопросов ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах и дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, а также прямо не предусматривает распространение положений этого Закона на ранее возникшие правоотношения, то применение данного Закона и новых положений Налогового кодекса Российской Федерации, введенных указанным Законом, не может иметь обратной силы.

По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие (часть вторая статьи 31 Федерального закона от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»).

Право наследников на принятие наследства в установленном порядке возникает с момента открытия наследства и может быть реализовано в любое время в течение, по общему правилу, шести месяцев со дня открытия наследства (статьи 1114, 1153, 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако законодатель не установил какого-либо срока для представления наследником, принявшим наследство, всех необходимых для оформления наследства документов. Т.е. наследник вправе принять наследство или отказаться от него в течение шести месяцев, а представить в случае принятия наследства документы, необходимые для оформления наследства, включая оценочный документ, может в любое время, например: на следующий день после открытия наследства, в течение шести месяцев со дня открытия наследства или спустя несколько дней, или месяцев, или лет по истечении шести месяцев со дня открытия наследства. Но право на принятие наследства, а также право и одновременно обязанность на представление документов для оформления наследства в установленном порядке у наследника возникло с момента смерти наследодателя.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что для исчисления размера нотариального тарифа для выдачи свидетельства о праве на наследство оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества на день открытия наследства (части первая и вторая статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, подпункт 6 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса Российской Федерации), представляется, что стоимость недвижимого имущества, наследство в отношении которого открылось до 1 января 2005 года, следует определять исходя из требований законодательства Российской Федерации, действовавшего на день открытия наследства, независимо от времени представления (до 01.01.05. или после этой даты) оценочного документа и даты принятия наследства, т. е., исходя из требований Закона Российской Федерации «О государственной пошлине». При этом важно только, чтобы наследник принял наследство в определенном порядке в течение установленного законом срока.

Всего доброго,

С уважением,

Ирина Пономарева

Спросить