Как применить ККТ, ведь если деньги еще не в кассе, то выбить чек нельзя, притом клент еще может отказаться от товара.

• г. Санкт-Петербург

У нас магазин (не интернет) осуществляет прием заказов по телефону. И потом должен доставить товар клиенту (формы оплаты как нал, так и безнал).

Как это правильно оформить? Как применить ККТ, ведь если деньги еще не в кассе, то выбить чек нельзя, притом клент еще может отказаться от товара.

С какими документами ехать машине с товаром?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Достаточно подробно описано ниже.

"Интернет-магазин

Возможность приобрести товар не выходя из дома привлекает все больше и больше потребителей. В числе прочих такую услугу предоставляют интернет-магазины, преимущества которых очевидны и для продавца. Они позволяют гибко планировать ресурсы, минимизировать арендную плату за офисы и торговые площади, дают возможность расширять территорию распространения и снижать количество посредников. А вот для бухгалтера деятельность интернет-магазина представляет определенные сложности. Как учесть расходы на создание виртуального магазина? Каким образом оформить продажу и вести расчеты с покупателями?

Варианты доставки и оплаты

На виртуальную торговлю распространяются те же нормы законодательства, что и на обычную. Особенность же реализации товаров через Интернет состоит в том, что моментом заключения сделки купли-продажи является передача товара покупателю. В этот момент и нужно отражать реализацию в бухгалтерском и налоговом учете.

Стоимость же заказа зависит от дальности потребителя, способа доставки (курьером, по почте, клиент приходит за товаром сам) и способа оплаты. Рассмотрим самые сложные и спорные моменты.

Оф-лайн платеж за он-лайн товар

Многие потребители предпочитают оплачивать товар наличными, считая этот способ более надежным. Если фирма, которой принадлежит интернет-магазин, принимает наличные деньги или пластиковые карточки, то она должна использовать кассовый аппарат. Это следует из статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ.

Итак, покупатель заказал в интернет-магазине товар и сам пришел за ним. В этой схеме сайт играет роль электронной витрины, а сама сделка происходит там, где размещаются товары, - на складе, в торговом зале или в офисе. Тут же, передавая заказ клиенту, и выбивают чек - все просто.

Сложнее, если, сделав заказ, человек ждет, что товар ему привезет курьер. В таком случае курьер получает на складе товар и необходимую документацию. Как правило, в интернет-магазинах установлена специальная программа, которая автоматически передает данные о заказе - сумму, наименование товара, его количество и т. д. - в бухгалтерию. На основе этой информации бухгалтер и выписывает накладную. Получив товар, покупатель оплачивает его и подписывает путевой лист курьера. Но как оформить получение денег, ведь курьер не может возить с собой ККТ?

Большинство фирм в подобных ситуациях идут на риск, пробивая чек, когда только выдают товар курьеру. То есть практически в каждый момент времени в кассе недостача. Да и если покупатель откажется от заказа, придется оформлять возврат: составлять акт*(1) и пр. Так может, выбить чек потом, когда курьер уже вернется с деньгами? Учтите, многие клиенты отказываются принимать товар без чека. Кроме того, нарушаются положения статьи 5 Закона N 54-ФЗ, где сказано, что магазин обязан выдавать покупателям чеки в момент оплаты. Каждому интернет-магазину приходится решать, какой из рисков на себя взять.

Выручка от продажи товаров в интернет-магазине является доходом от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99) и показывается на счете 90 "Продажи". Отразить ее нужно в момент перехода права собственности, то есть в момент передачи. Об этом говорится в пункте 12 ПБУ 9/99.

Товар пересылают по почте

Если покупатель и магазин находятся в разных регионах, то товар, заказанный на сайте, чаще всего доставляется почтой*(2). Клиент оплачивает заказ в почтовом отделении перед тем, как получить его на руки. Обычно почтовые услуги составляют 10-15 процентов от стоимости бандероли. Оплату доставки магазин отражает на счете 44 "Издержки обращения".

Самая большая проблема в этой ситуации - определить момент реализации. Если фирма применяет метод "по оплате", то доход надо показывать, когда на счет продавца поступят деньги. А если используется метод "по отгрузке"? Тогда момент перехода права собственности установить сложнее. Статья 223 Гражданского кодекса РФ гласит: право собственности переходит во время передачи товара. Но кому - почте или уже покупателю? Это зависит от условий договора с заказчиком. Если продавец не несет ответственности за доставку заказа, то право собственности переходит (а значит, и реализация происходит) в момент передачи товара почтовому отделению согласно квитанции. Если же магазин взял обязанность по доставке на себя, то реализацию нужно отразить, когда клиент получит посылку. О дате магазину сообщит отделение связи специальным уведомлением с пометкой о вручении товара покупателю.

Пример 2

В интернет-магазин "Гид" поступил заказ от Фоминой С.С. на надувную кровать стоимостью 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Покупная стоимость кровати - 8000 руб. без НДС. Товар доставляется по почте. Услуги почты составляют 10 процентов от стоимости бандероли. В договоре указано, что магазин обязан доставить кровать покупателю. Товар отправлен 5 апреля 2004 года. Оплата - наложенным платежом при получении на почте. Уведомление почтового отделения о том, что товар вручен Фоминой С.С., поступило 26 апреля 2004 года. Оплата от почты пришла на расчетный счет магазина 28 апреля 2004 года.

Бухгалтер магазина сделал следующие проводки.

5 апреля 2004 года:

Дебет 71 Кредит 50

- 1180 руб. (11 800 руб. x 10%) - выданы денежные средства подотчетному лицу на оплату почтовой доставки;

Дебет 44 Кредит 71

- 1000 руб. (1180 руб. : 118% x 100%) - учтена оплата почтовых услуг на основании авансового отчета и квитанции почтового отделения;

Дебет 68 субсчет "НДС" Кредит 71

- 180 руб. (1180 - 1000) - принят к вычету НДС по оплате почтовых услуг, выделенный в квитанции отдельной строкой;

Дебет 45 Кредит 41

- 8000 руб. - передан товар почтовому отделению (на основании квитанции).

26 апреля 2004 года:

Дебет 62 Кредит 90 субсчет "Выручка"

- 11 800 руб. - получено уведомление почты о вручении товара покупателю;

Дебет 90 субсчет "НДС" Кредит 68 субсчет "НДС"

- 1800 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 45

- 8000 руб. - списана стоимость проданной кровати.

28 апреля 2004 года:

Дебет 51 Кредит 62 субсчет "Расчеты с покупателями и заказчиками"

- 11 800 руб. - получена оплата на расчетный счет.

Права потребителя

Интернет-магазин в своей работе руководствуется Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также Правилами продажи товаров по образцам*(3). Поскольку покупатель вынужден ориентироваться на картинку и аннотацию, продавец обязан о товаре сообщать следующие сведения:

- наименование;

- фирменное название изготовителя (продавца), его юридический адрес;

- местонахождение организации, уполномоченной принимать претензии от покупателя и производящей гарантийное обслуживание;

- гарантийный срок;

- данные об основных потребительских свойствах, качестве и безопасности товара;

- цена, порядок и условия оплаты;

- срок службы (годности), а также информация о том, что делать, когда он истечет, и о возможных последствиях;

- обозначение стандартов, которым должен соответствовать товар;

- условия, на которых покупатель должен известить продавца о том, что согласен заключить договор купли-продажи;

- способы, сроки и условия доставки.

Возврат товара

Договор купли-продажи считается заключенным только после оплаты и передачи товара покупателю. Клиент может отказаться от доставленного заказа, поэтому продумайте способы возврата и публикации этой информации на сайте. Если покупателя не устраивает качество товара, то, согласно пункту 33 Правил, он вправе потребовать по своему выбору:

- безвозмездного устранения недостатков;

- возмещения затрат на устранение недостатков;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар надлежащего качества той же или другой марки с пересчетом цены;

- расторжения договора и возврата товара за счет продавца.

Сроки исполнения этих требований определены в Законе о защите прав потребителей. Чтобы вернуть товар, покупатель должен предъявить документ, который подтверждает, что покупка сделана в этом магазине: кассовый или товарный чек, гарантийный талон с печатью продавца. Возврат денег покупателю оформляется соответствующим актом.

Пример 3

Иванов К.С. 10 января 2004 года заказал в интернет-магазине лыжи за 4130 руб. (в том числе НДС - 630 руб.). Курьер доставил заказ и получил оплату наличными, передал покупателю кассовый и товарный чеки. 11 января 2004 года Иванов обнаружил брак и вернул заказ. Себестоимость лыж - 3000 руб. Бухгалтер сделал проводки.

10 января 2004 года:

Дебет 50 Кредит 90 субсчет "Выручка"

- 4130 руб. - проданы лыжи Иванову К.С.;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 41

- 3000 руб. - списана себестоимость лыж;

Дебет 90 субсчет "НДС" Кредит 68 субсчет "НДС"

- 630 руб. - начислен НДС.

11 января 2004 года:

Дебет 76 субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 50

- 4130 руб. - возвращены Иванову К.С. денежные средства;

Дебет 62 Кредит 90 субсчет "Выручка"

- 4130 руб. - сторнирована выручка от реализации лыж;

Дебет 62 Кредит 76 субсчет "Расчеты по претензиям"

- 4130 руб. - учтена задолженность перед покупателем;

Дебет 90 субсчет "НДС" Кредит 68 субсчет "НДС"

- 630 руб. - восстановлен НДС;

Дебет 90 субсчет "Выручка" Кредит 41

- 3000 руб. - восстановлена себестоимость лыж.

Ю.В. Волкова,

эксперт журнала "Главбух"

О.C. Юнисова,

аудитор"

Спросить