Списание комиссии банком за неактивированный пакет услуг задним числом спустя месяцы
398₽ VIP

• г. Москва
В марте была доставлена банком премиальная карта и в день доставки якобы автоматически "получен" (это слова банка) премиальный пакет услуг. Карта была активирована 8 июля и только с этого дня "активировался" начали фактически оказываться услуги пакета. В этот же день 8 июля, банком автоматически были сделаны переводы с моего другого счета на счет премиальной карты в размере комиссий за предыдущие месяцы и сразу же эта комиссия была списана. При этом в тарифах на обслуживание премиального пакета есть следующий пункт 5: "Ежемесячная комиссия за обслуживание Пакета услуг списывается в течение календарного месяца, следующего за отчетным месяцем. В случае неуплаты комиссии в течение 2 месяцев и более и отсутствии операций по картсчету с использованием или без использования Карты, Пакет Услуг отключается, при этом Карты, входящие в Пакет Услуг, закрываются." Получается, комиссии за месяцы апрель и май были списаны по факту 8 июля, а не в течении мая и июня, соответственно, что мне видится прямым нарушением данного пункта тарифов. Хочется услышать ваше мнение по законности таких действий банка. Может ли, например, под списанием тут пониматься некое сферическое списание, которое в воображении банка случилось действительно в мае и июне, а не фактическое списание со счета карты? И в целом по законности списания комиссий за период, когда по факту никакие услуги даже не могли оказываться? Буду также благодарен в помощи по составлению досудебной претензии в банк, если в этом будет смысл.
Читать ответы (16)
Ответы на вопрос (16):

Полные тарифы, на всякий случай.

Прикреплённые файлы:
Спросить

Здравствуйте Алексей!

В рассматриваемом случае действия банка являются неправомерными, поскольку нередко скрытые комиссии появляются без нарушений законодательства, но из-за невнимательности потребителя или заблуждения, неполноты доведенной информации по премиальным картам.

Все дополнительные неожиданные платежи такого рода чаще всего относятся к навязанным услугам: платежам по добровольному страхованию, смс-информированию, предоставлению справок и выписок расчетного счета, юридическому сопровождению

Таким образом с юридической точки зрения списания комиссий за период, когда по факту никакие услуги не могли по факту оказываться являются незаконными.

Вы вправе обратиться с жалобой как в Центральный банк России так и в Прокуратуру для проведения проверки в отношении банка, за незаконные действия превышения должностных полномочий и самоуправство и привлечения виновных лиц к ответственности (ст.10 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1).

В противном случае Вы вправе обратиться с иском в суд о расторжении договора обслуживания карточного счета, и решать в судебном порядке (ст.131-132 ГПК РФ).

При необходимости можете обратиться к любому из юристов портала для содействия и защиты и подготовки правовых документов (ст.779 ГК РФ оказание юр.услуг).

Удачи вам

Спросить

Дополню.

Да и Банк России на своем официально информационнм письме от 14 июня 2022 г. № ИН-03-59-/821, в котором обращается внимание кредитных организаций на необходимость:

- не допускать включения в заключаемые с потребителями договоры банковского счета и банковского вклада положений, предусматривающих право кредитной организации на одностороннее увеличение или установление комиссионных вознаграждений за совершение операций;

не допускать взимания с потребителей комиссионных вознаграждений, увеличенных или установленных кредитной организацией в одностороннем порядке, без получения выраженного клиентом конкретного, информированного и сознательного согласия на применение новых тарифов.

А также списания комиссий за период, когда никакие услуги не могли по факту оказываться.

Спросить

Уточнение:

Карта была активирована мной, не банком, формально я мог активировать карту раньше и начать получать услуги пакета.

Спросить

Дополню.

В данном случае вне зависимости от того что карта была активирована Вами. Банк не вправе взимать и списывать в одностороннем порядке комиссии за период, когда по факту никакие услуги не могли по факту оказываться (Информационное письмо ЦБ РФ от 14 июня 2022 г. № ИН-03-59-/821).

Спросить

В соответствии с п.1 ст.845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

В силу п. 1 ст. 851 ГК РФ в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете.

Обслуживаются не карты, и не банковский счет, а владелец счета.

Если операций не проводилось, основания для взыскания комиссии отсутствуют, так как услуги владельцу счета не предоставлялись.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" комиссионное вознаграждение банка по совершаемым им операциям устанавливается по соглашению с клиентом.

Однако "обслуживание счета" не является операцией по счету, это вообще нелепая формулировка, так как обслуживается не счет, а его владелец. Поэтому установление комиссии только по факту открытия счета и выпуска карты, на которой записан синоним номера счета, незаконно.

Таким образом, при отсутствии операций по счетам списание комиссионных вознаграждений за май и июнь незаконно, так как противоречит п. 1 ст. 851 ГК РФ, ч. 1 ст. 29 закона от 02.12.1990 N 395-1.

Претензии от граждан по договору банковского счета не предусмотрены законами, поэтому вы вправе направить требование, которое не признается претензией. Требование можно составить на основе этой консультации, повторив предыдущие абзацы и дополнив строкой о возврате списанных сумм с указанием их размера и даы списания.

Спросить

Банк утверждает, что комиссии списались за обслуживание именно ''Пакета услуг", а не карты или счета. То есть это якобы иной продукт.

Спросить

Но фактически до активации карты никакие услуги из пакета не оказываются.

Спросить

Главное сколько вы потеряли и стоит ли овчинка выделки

Спросить

Карта является только принадлежностью счета, инструментом для дистанционной передачи платежных распоряжений, что следует из Положения Банка России от 24 декабря 2004 г. N 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием".

В частности, п.1.8 Инструкции предусмотрено, что предоставление кредитной организацией денежных средств клиентам для расчетов по операциям, совершаемым с использованием кредитных карт, осуществляется посредством зачисления указанных денежных средств на их банковские счета.

Поэтому утверждение о том, что по карта является объектом обслуживания, неосновательно. Это обман клиентов, так как обслуживается владелец счета, а операции совершаются по счету, а не по карте. Карта лежит у вас в кошельке и никакого "обслуживания" не требует.

В информационной системе банке хранится таблица соответствия между номерами карт и номерами счетов. Ведение такой таблицы является ( и одной строки в ней, относящейся к вашему счету) не является операцией по вашим счетам.

Спросить

Здравствуйте Алексей

Вы все правильно мыслите. Но по поводу смысла на подачу претензии, нужно знать все обстоятельства. А это можно узнать только после анализа - это платно

Согласно договору банковского счета банк обязуется письменно уведомлять клиента о введении новых банковских тарифов не позднее чем за пять рабочих дней до введения их в действие.

Действия банка в части списания со с вашего счета комиссии в новом размере являются неправомерными, банк обязан возвратить сумму неосновательного обогащения и проценты за пользование чужими денежными средствами.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 845 Гражданского кодекса РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Согласно п. 1 ст. 851 ГК РФ в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете.

В силу ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

В случаях несвоевременного зачисления банком на счет клиента поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания со счета, а также невыполнения или несвоевременного выполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены ст. 395 ГК РФ, независимо от уплаты процентов, предусмотренных п. 1 ст. 852 ГК РФ (ст. 856 ГК РФ)

Спросить

Добрый вечер, Алексей.

1)Начнем с того, что нудно обратиться к ст. 29 закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" комиссионное вознаграждение банка по совершаемым им операциям устанавливается по соглашению с клиентом.

2)если внимательно изучить ее, то можем сделать вывод, данное взимание средств незаконно, так как фактически вам услуга не оказывалась.

3)К тому же они сами противоречат своим словами по условиям договора.

4)Но вы должны быть точно уверены, что никакое опции и услуги вы точно не осуществляли с данной картой.

5)Если вы готовы, то разумеется вам нужно составлять досушенную претензию и возвращать списанные средства, но опять же, стоит ли оно того, хорошая претензия будет от 1500-2000 стоить...

6)Так же в качестве аргумента вы имеете право привести в пример ст. 851 ГК РФ в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете.

Спросить
Это лучший ответ

Уважаемый Алексей, здравствуйте!

Согласно ч. 1 ст. 29 закона "О банках и банковской деятельности" (N 395-1),

комиссионное вознаграждение банка устанавливается по соглашению с клиентом.

Если услуги фактически не оказывались до активации карты 8 июля, то взимание комиссии за апрель и май может быть неправомерным.

—————

Если карта была активирована только 8 июля, то и услуги премиального пакета могли оказываться только с этого момента.

Следовательно, взимание комиссии за апрель и май, когда услуги не предоставлялись, может быть оспорено.

✅В тарифах на обслуживание премиального пакета указано, что комиссия за обслуживание пакета услуг списывается в течение календарного месяца, следующего за отчетным месяцем. Это означает, что комиссия за апрель должна была быть списана в мае, а за май — в июне

——————

✅Если комиссия за апрель и май была списана только 8 июля, это является нарушением данного пункта тарифов.

✅Понятие "сферического списания" в воображении банка не имеет юридической силы. Важно фактическое списание средств со счета клиента.

Если фактическое списание произошло 8 июля, то это и должно считаться датой списания, а не предполагаемое списание в мае и июне.

✅В тарифах указано, что в случае неуплаты комиссии в течение 2 месяцев и более и отсутствии операций по картсчету, пакет услуг отключается. Если операций по картсчету не было до 8 июля, это также может быть основанием для оспаривания списания комиссии.

Ваши действия:

✅Направьте письменное обращение в банк с изложением всех фактов и ссылками на соответствующие пункты тарифов и законодательства. Попросите предоставить вернуть неправомерно списанные денежные средства

✅Если банк откажется удовлетворить ваше требование, вы можете подать жалобу в Центральный банк России, который осуществляет надзор за деятельностью банков.

Ну а далее обращаетесь в суд с иском о возврате неправомерно списанных средств.

Таким образом, действия банка по списанию комиссии за апрель и май могут быть признаны неправомерными, так как услуги фактически не оказывались до активации карты 8 июля, и списание комиссии произошло с нарушением установленных тарифов.

С уважением, Дарья Алексеевна

Спросить

Комиссионное вознаграждение банка по совершаемым им операциям устанавливается по соглашению с клиентом.

В случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете.

По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

- см. ст. 29 ФЗ «О банках и банковской деятельности», ст. 845, 851 ГК РФ

Спросить

1. Согласно условиям тарифов, ежемесячная комиссия за обслуживание пакета услуг должна списываться в течение календарного месяца, следующего за отчетным. Однако банк списал комиссии за апрель и май только 8 июля, что нарушает эти условия.

2. Комиссии были списаны за период, когда фактически услуги по пакету не предоставлялись, так как активация карты и пакета услуг произошла только 8 июля. Это противоречит нормам ГК РФ, согласно которым банк вправе взимать комиссию только за фактически оказанные услуги.

3. Формулировка "обслуживание счета" действительно некорректна, так как обслуживается не счет, а его владелец. Установление комиссии только за открытие счета и выпуск карты является незаконным.

В целом, действия банка по списанию комиссий за апрель-май, когда услуги не оказывались, нарушают гражданское законодательство.

Ваши аргументы в претензии могут основываться на следующем:

1. Ссылка на нарушение условий тарифов банка в части сроков списания комиссии.

2. Ссылка на ст. 845, 851 ГК РФ, согласно которым банк вправе взимать комиссию только за фактически оказанные услуги.

3. Некорректность формулировки "обслуживание счета" и незаконность установления комиссии только за открытие счета и выпуск карты.

В претензии требуйте возврата незаконно списанных сумм комиссий за апрель-май. Практика показывает, что такие требования часто удовлетворяются банками во избежание судебных разбирательств. Желаю успешного разрешения ситуации!

Спросить
Это лучший ответ

Ситуация, описанная вами, действительно вызывает вопросы о правомерности действий банка. Давайте разберем ее поэтапно:

1. Автоматическое подключение пакета услуг:

- Незаконность? Возможно, банк нарушил ваши права, автоматически подключив премиальный пакет услуг в день доставки карты, не получив от вас явного согласия.

- Доказательства: Необходимо проверить договор на обслуживание карты и условия предоставления премиального пакета. В договоре должна быть четко прописана процедура подключения премиального пакета, включая условия автоматического подключения и возможность отказа от него.

2. Списание комиссий за период до активации:

- Нарушение тарифов: Действия банка по списанию комиссий за апрель и май 8 июля, а не в течение мая и июня, действительно могут быть расценены как нарушение пункта 5 тарифов на обслуживание.

- Невозможность предоставления услуг: Списание комиссий за период, когда услуги не предоставлялись, также вызывает вопросы. По логике, банк должен списывать комиссию за период, в течение которого фактически оказываются услуги.

3. Сферическое списание:

- Интерпретация: Сферическое списание, которое банк мог иметь в виду, могло бы означать, что в их системе было зафиксировано списание комиссий в мае и июне, хотя фактически деньги не были списаны с вашего счета.

- Доказательства: Если такое было, то банк должен предоставить вам подтверждающие документы, демонстрирующие, что списание в их системе было действительно зафиксировано в мае и июне, а не 8 июля.

4. Досудебная претензия:

- Основания: На основании изложенных выше аргументов вы можете подать досудебную претензию банку.

- Составляющие претензии:

- Описание ситуации: Четко опишите обстоятельства, включая дату доставки карты, активации, списания комиссий.

- Ссылка на пункт 5 тарифов: Укажите, что действия банка противоречат пункту 5 тарифов.

- Требования: Потребуйте вернуть незаконно списанные комиссии, отказаться от премиального пакета услуг, если он был подключен без вашего согласия.

- Срок: Установите банку разумный срок для ответа на вашу претензию (например, 14 дней).

5. Юридическая консультация:

- Помощь специалиста: В целях повышения шансов на успех, рекомендуется обратиться к юристу, специализирующемуся на банковском праве. Юрист поможет вам правильно сформулировать претензию и оценить перспективы решения ситуации в судебном порядке.

Важно:

- Сохраняйте документы: Сохраняйте все документы, подтверждающие ваши действия и действия банка: выписки по картам, договор на обслуживание, тарифные условия, переписку с банком.

- Запись телефонных разговоров: Записывайте телефонные разговоры с банком, если это разрешено законодательством в вашей стране.

Надеюсь, информация была полезной. Удачи в решении ситуации!

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7