Может ли учитель начальных классов со средним спец образованием продолжать учить умственно отсталых детей в старших классах?
349₽ VIP
Умственно отсталые дети обычно не идут в старшие классы. А вообще, учитель должен иметь диплом о профессиональной переподготовке в области коррекционной педагогики.
СпроситьУчитель обязан иметь соответствующее образование.
СпроситьЗдравствуйте,
Нет, для детей с интеллектуальными нарушениями учебный план рассчитан на 9 лет обучения, если это не специализированная школа где есть 10,11,12 класс с профессиональным обучением. По завершению 9 лет обучения, ребенку вручается свидетельство об обучении ( не аттестат), в котором прописаны предметы учебного плана и оценки.
Минпросвещения России в письме от 2 ноября 2018 г. N ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» разъясняет, что лицо с интеллектуальными нарушениями, получившее свидетельство об обучении и (или) профессиональном обучении, вправе продолжить обучение по программам основного общего и среднего общего образования независимо от возраста.
Свидетельство об обучении, полученное лицом с интеллектуальными нарушениями, не является документом об уровне образования, поскольку обучающиеся с интеллектуальными нарушениями не усваивают в процессе получения образования уровни общего образования, установленные ФГОС начального, основного и среднего общего образования, и не проходят государственной итоговой аттестации.
В то же время Свидетельство об обучении дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта (приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292), или обучение в 10-12 классах (группах) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей в части трудового обучения (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015).
Для обеспечения права лиц с интеллектуальными нарушениями, в том числе в возрасте старше 18 лет, изъявивших желание реализовать свое право на получение общего образования, в субъекте может быть определена конкретная образовательная организация, либо необходимые специальные условия могут быть созданы в любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам основного общего и среднего общего образования.
СпроситьЗдравствуйте. Может. Учитель начальных классов со средним специальным образованием может обучать умственно отсталых детей.
Это входит в обязанности преподавателя, которые включают изменение педагогических методик и корректировку заданий.
Обучение умственно отсталых детей возможно в разных формах, в том числе в форме семейного образования или на дому. Форма обучения определяется с учётом пожеланий и согласия законных представителей, состояния здоровья ребёнка и других актуальных жизненных обстоятельств.
Законодательство, регулирующее обучение детей с умственной отсталостью, включает, например, Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599
СпроситьЗдравствуйте.
По профстандарту педагога требования к образованию следующие:
1. Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки» или в области преподаваемого предмета.
2. Непрофильное Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности образовательной организации.
Для таких детей должна быть организована образовательная деятельность по адаптированной программе, с учетом их особенностей и потребностей, что прописано в приказах Минпросвещения России (в частности, приказ от 22.03.2021 N 115).
28. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида .
Должны быть обеспечены специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, включая доступ к специализированным учебным пособиям, техническим средствам, а также возможная помощь со стороны тьюторов или ассистентов.
В случае, если ученик не может посещать учебное заведение по состоянию здоровья, обучение может быть организовано на дому, что также регламентируется федеральными законами и приказами Минпросвещения.
Рекомендации:
1. Убедитесь, что у педагогов есть необходимая квалификация для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Проверьте наличие адаптированных образовательных программ и специальных условий для детей, включая помощь тьюторов и использование технических средств.
Надеюсь мой ответ был для Вас полезен!
СпроситьСмотрите, здесь речь идёт не просто об учителе, а учителе-логопеде.
Требования для учителя-логопеда:
Направление (область) образования: «Дефектология»
Направления (области) образования для работающих с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- По специальности: «Логопедия»;
- По направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии;
- По педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с профпереподготовкой в области логопедии.
При любом варианте профессиональной подготовки учителю-логопеду необходимо дополнительное профессиональное образование в области в области олигофренопедагогики или психологии лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Так что диплома СПО здесь мало.
Профпереподготовка также не поможет, необхожимо высшее профильное образование.
- см. см. Приказ Минтруда РФ от 13.03.2023 № 136Н, Постановление Правительства РФ от 10.04.2023 № 580
СпроситьНорматив закона: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599, в том числе и для умственно отсталых детей.
СпроситьДобрый вечер, Гульнур.
1)Этот вопрос регулируется квалификационными требованиями, установленными для педагогических работников, а также нормативными актами, определяющими специфику обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2)В России действуют Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и профессиональные стандарты, устанавливающие требования к образованию и квалификации педагогических работников.
3)Обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует специальных знаний и навыков в области специальной педагогики и психологии.
4)Как правило, для работы учителем начальных классов требуется среднее профессиональное или высшее образование по направлению “Педагогическое образование” или “Образование и педагогические науки” с присвоением квалификации “учитель начальных классов”.
5)Обучение детей с умственной отсталостью в старших классах (особенно при домашнем обучении) предполагает работу с более сложным учебным материалом и использование специальных образовательных программ и методик, учитывающих особенности развития этих детей.
6)В большинстве случаев, учитель начальных классов со средним специальным образованием, не имеющий дополнительного образования в области специальной педагогики, не может продолжать учить умственно отсталых детей в старших классах (даже при домашнем обучении).
7)Если учитель прошел дополнительную профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации в области специальной педагогики, то онг должен обладать необходимыми компетенциями для работы с ребенком с умственной отсталостью.
8) Хотя учитель начальных классов со средним специальным образованием может иметь опыт работы с детьми, для обучения умственно отсталых детей в старших классах (особенно при домашнем обучении) требуется специальная подготовка и квалификация. В большинстве случаев, такой учитель не сможет соответствовать требованиям, предъявляемым к педагогам, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями.
9)Приказ Минтруда РФ от 13.03.2023 № 136Н, Постановление Правительства РФ от 10.04.2023 № 580Спросить
Можете обучать, если работа по должности "учитель", но не можете, если должность "учитель-дефектолог (профиль: интеллектуальные нарушения)".
На основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах.
При этом, как следует из статьи 195.3 ТК РФ, если трудовым законодательством, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Из системной взаимосвязи указанных мной законов вытекает вывод, что требования к квалификации могут устанавливаться исключительно в соответствии с профессиональным стандартом.
Согласно требованиям к образованию и обучению, установленным профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденным приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544 н, работник имеет право занимать должность учителя при соблюдении требований к уровню образования (высшее или среднее профессиональное) по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" (код направления 44.00.00), либо, при несовпадении направления — дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
В то же время, если должность "учитель- дефектолог", тогда применяется профессиональный стандарт "Педагог-дефектолог", утв. приказом Минтруда России от 13 марта 2023 г. N 136. Согласно п.3.7 указанного стандарта установлены следующие требования к образованию и обучению: Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности
или
Высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования "Образование и педагогические науки", "Психологические науки" и дополнительное профессиональное образование - программа профессиональной переподготовки по направлению "Работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития"
Поэтому на должность учителя-дефектолога вы приняты быть не можете из-за отсутствия у вас высшего образования.
Если вы не являетесь единственным учителем таких детей, тогда вы можете обучать детей с ЗПР, при условии, что часть предметов преподает профильный учитель-дефектолог.
СпроситьЗдравствуйте!
Из письма Министерства просвещения РФ от 2 ноября 2018 г. № ТС-459/07 “О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
"лицо в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), получившее свидетельство об обучении и(или) профессиональное обучение, вправе продолжить обучение по программам основного общего и среднего общего образования независимо от возраста."
"Для обеспечения права лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе в возрасте старше 18 лет, изъявивших желание реализовать свое право на получение общего образования, в субъекте может быть определена конкретная образовательная организация либо необходимые специальные условия могут быть созданы в любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам основного общего и среднего общего образования."
Что касается квалификации преподавателя, то как правило, для обучения в старших классах требуется более высокая квалификация, чем среднее специальное образование. Это связано с усложнением программы и необходимостью более глубоких знаний по предмету. В большинстве стран и регионов для преподавания в старших классах требуется высшее педагогическое образование, соответствующее преподаваемому предмету.
Преподавание детям с ООП требует специальных знаний и навыков. Для такой работы часто необходима специальная (дефектологическая) подготовка или переподготовка.
Скорее всего, учитель со средним специальным образованием, без дополнительной специальной подготовки, не сможет вести полноценное обучение умственно отсталого ребенка в старших классах, особенно по общеобразовательным предметам. Это может быть нарушением прав ребенка на получение качественного образования.
Следует обратиться в органы управления образованием (например, местный департамент образования) или органы опеки и попечительства для получения разъяснений по поводу требований к образованию педагогов, работающих с детьми с ООП, и возможности привлечения данного конкретного учителя.
Спросить