Количество дней по пути следования в отпуск и обратно
349₽ VIP

• г. Ханты-Мансийск
Законно ли работодатель ограничивает мой законный отдых по пути следования в отпуск и обратно днями указанных в тексте ниже (выписка из Положения об отпусках). В случае отсутствия задержек в пути оплата стоимости проезда в льготный отпуск и (или) обратно до конечного пункта производится по фактически произведенным затратам. Если задержка в пути превысила три календарных дня при наличии одной остановки или пять календарных дней суммарно при нескольких остановках в пути в каждую сторону при отсутствии документально подтвержденных уважительных причин (болезнь, травма, смерть работника или членов его семьи, указанных в настоящем Положении, стихийные бедствия, иные причины, не зависящие от воли работника), оплата стоимости проезда и провоза багажа осуществляется до (и обратно) пункта, где задержка превысила три календарных дня при одной остановке или пять календарных дней при нескольких остановках.
Читать ответы (10)
Ответы на вопрос (10):

Работодатель имеет право ограничивать оплату проезда в отпуск и обратно в соответствии с внутренними положениями компании, если они соответствуют трудовому законодательству. В вашем случае, если задержка в пути превышает указанные сроки и не имеет документально подтвержденных уважительных причин, работодатель может законно ограничить оплату проезда до места, где произошла задержка.

Если вы считаете, что ваши права нарушены, вы можете обратиться в трудовую инспекцию или к юристу для получения подробной консультации и защиты своих интересов.

Спросить

В каждом конкретном случае вопрос о том, проводил ли работник свой очередной отпуск в нескольких местах или следовал через пункты остановки проездом, решается администрацией организации на основании объяснительной записки работника и предоставленных проездных (см. разъяснения, содержащиеся в письме Федерального казначейства от 10.11.2009 № 42-8.2-07/62-1965 и письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.02.2009 № 194-13).

Спросить

На основании ст.325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.

В той же статье указано, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Если у вас частный работодатель, он вправе определять размер, условия и порядок компенсации расходов на проезд в локальных нормативных актах.

Вместе с тем, стоимость проезда определена к месту использования отпуска и обратно в тексте самого закона, поэтому она не может быть ограничена пунктом остановки. Это условия незаконно.

Требуйте доплаты расходов до фактического размера независимо от длительности остановки. В случае отказа обращайтесь в комиссию по трудовым спорам и в суд.

Спросить

Наталья доброго времени!

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра относится к районам Крайнего Севера.

Статья 325. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

(часть первая в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)

Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)

Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.

(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)

Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.

Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или федерального государственного учреждения и членам его семьи только по основному месту работы работника.

(в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 50-ФЗ)

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

(в ред. Федеральных законов от 02.04.2014 N 50-ФЗ, от 03.07.2016 N 347-ФЗ)

далее

нужно знать в какой отрасли вы работаете, чтоб понимать какой нормативно правовой акт нужно смотреть именно "отраслевой"

Спросить

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 февраля 2024 г. N 60-КГ23-4-К9

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Ленковой С.А. о взыскании с индивидуального предпринимателя Лезвинской Н.И. компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно за 2021 год, суд первой инстанции сослался на статьи 6, 8, 313, 325 Трудового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что льготы и компенсации для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, являются обеспечиваемыми государством гарантиями работникам независимо от того, с какими работодателями они состоят в трудовых отношениях, уровень этих гарантий и компенсаций установлен федеральным законом и не может быть снижен в зависимости от условий финансового обеспечения деятельности работодателей различных организационных форм.

таким образом, действия Вашего работодателя НЕ законны,

Спросить

Работодатель не в отпуске ограничивает, а в его оплате.

При этом положение об отпусках должно соответствовать трудовому законодательству РФ.

Так здесь при этом нет никаких нарушений.

Здесь указано, что если в пути у Вас будет задержка, должны будете документально это подтвердить. Если такого подтверждения не будет с Вашей стороны, отпуск рассчитают без учёта задержек в пути, которые оплачены Вам не будут.

Поэтому, следует позаботиться о наличии любых документов, которые подтвердят удовлетворительные причины задержек в пути. Всё просто.

Вот если работодатель неправильно рассчитает отпуск или любыми действиями нарушит Ваши права, следует в рамках самозащиты своих прав обращаться с жалобой в ГИТ Роструда.

Независимо от времени, затрачиваемого сотрудником для проезда к месту проведения отпуска и обратно, минимальное количество дней на проезд — 2 суток (не менее чем 1 день в одну сторону).

При этом временные рамки остановки по пути следования к месту отдыха и обратно законодательством не установлены.

Сотрудник может останавливаться в населённых пунктах по пути следования на любое количество дней в пределах предоставленного отпуска.

При этом значение имеет не продолжительность задержки, а её причина.

Если сотрудник задержался по объективным причинам, ему нужно оплатить расходы на проезд к месту отдыха и обратно (включая проезд до транзитного населённого пункта).

Если же никаких препятствий для продолжения движения не было, и работник задержался по собственной инициативе, оплатить нужно только проезд к одному из мест отдыха и обратно (по выбору сотрудника).

Каждый случай решается в индивидуальном порядке.

Отпуск предоставляется всем работникам, осуществляющим свою трудовую деятельность на основании трудового договора (контракта), в том числе лицам, работающим по совместительству.

По общему правилу продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней.

Продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается.

- см. ст. 114-115, 120, 122-123, 287, 352 ТК РФ

Спросить
Это лучший ответ

Наталья, здравствуйте.

В соответствии с действующим законодательством, вопросы компенсации расходов на проезд к месту отпуска и обратно регулируются трудовым законодательством и локальными нормативными актами организаций. Согласно Положению, которое вы указали, если задержка в пути превышает установленные сроки и не подтверждена уважительными причинами, работодатель вправе ограничить оплату стоимости проезда до пункта, где произошла задержка.

Вопрос об оплате проезда и о задержке на пути к месту отпуска, как правило, решается на основе внутренних актов работодателя, но эти акты не могут ущемлять права работников в рамках действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации

Лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

ВС РФ отмечал, что компенсацию выплатят при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (если иное не установлено НПА, локальным актом). Данная позиция изложена в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014

Разрешая споры о компенсации расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно, суды исходят из того, что действующим законодательством обязанность устанавливать размер, условия и порядок указанной компенсации работникам организаций, финансируемых не из федерального бюджета, возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в отношении работодателей, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно), а также на работодателей, не относящихся к бюджетной сфере.

В случае отсутствия нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, определяющих размеры, условия и порядок выплаты компенсации стоимости проезда к месту использования отдыха и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых не из федерального бюджета, суды руководствовались положениями федерального законодательства, регулирующими сходные отношения, то есть положениями ст. 325 ТК РФ и Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 455 (по материалам обобщения судебной практики Тюменского областного суда, Верховного Суда Республики Бурятия).

Соответственно вывод следующий.

Если в вашем Положении четко указаны правила компенсации расходов на проезд в зависимости от задержки, и эти правила соответствуют нормам ТК РФ и другим нормативным актам, такие ограничения являются законными.

Надеюсь мой ответ был для Вас полезен!

Спросить

Основной нормативный акт, регулирующий оплату проезда в отпуск сотруднику, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных местностях, — это Федеральный закон от 19 февраля 1993 года № 4520–I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Основные положения, относящиеся к оплате проезда, содержатся в статье 325 ТК РФ и статье 33 Закона № 4520–I.

По закону каждый работник, работающий в условиях Крайнего Севера, имеет право один раз в два года получить компенсацию стоимости проезда в отпуск и обратно независимо от способа передвижения и количества остановок в пути. То есть права сотрудника в данном аспекте определяются федеральным законодательством и носят обязательный характер.

Проблема возникает тогда, когда компания пытается ограничить возмещение расходов условиями, отсутствующими в законе. Ваша компания ввела дополнительное правило — оплачивать стоимость проезда лишь частично, если общая продолжительность отдыха превышает установленный лимит, несмотря на наличие законных оснований на компенсацию всей суммы.

Эти внутренние правила работодателя противоречат нормам федерального законодательства, гарантирующим работникам полную компенсацию расходов на проезд. Закон предусматривает возмещение расходов вне зависимости от длительности пребывания в пункте назначения и наличия промежуточных остановок, кроме случаев форс-мажорных ситуаций, болезни или иных непредвиденных обстоятельств.

Нет, такие ограничения неправомерны. Внутреннее положение предприятия не может устанавливать нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с установленными федеральными законами. Оплата стоимости проезда положена сотрудникам независимо от продолжительности периода отдыха, места проживания и числа промежуточных пунктов остановки.

Поэтому требование компенсировать только часть расходов противоречит установленным правовым нормам, закрепленным в Трудовом кодексе РФ и Федеральном законе № 4520–I.

Вы можете обратиться к работодателю письменно с требованием разъяснить основания введения таких условий возмещения расходов, ссылаясь на указанные законы. Если нарушение подтвердится, обращайтесь в инспекцию труда или суд для восстановления ваших нарушенных трудовых прав.

Спросить

Здравствуйте!

В данном случае, это неправомерно.

Следует направить жалобу в Прокуратуру, для проведения проверки за незаконные действия, самоуправство и привлечение к ответственности (ст.10 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1).

Всего доброго Вам!

Спросить

Дополню.

Предварительно необходимо направить письменную досудебную претензию (п.2 ст.132 ГПК РФ).

В противном случае Вы вправе предъявить иск в суд о возмещения ущерба, прочих расходов и убытков (ст.15 ГК РФ), компенсации морального вреда (ст.151 ГК РФ), в судебном порядке (ст.131-132 ГПК РФ).

Всего доброго Вам!

Спросить

Ханты-Мансийск - онлайн услуги юристов

Ирина
10.10.2018, 08:03

Ограничение прав на пересадку - Отказ организации в оплате билетов по пути следования в отпуск

Я работаю в ооо, согласно соглашению я имею право по пути следования в отпуск на пересадку 24 часа (что ограничивает мое перемещение и сокращает отпуск) мне не хотят оплатить билеты ссылаясь на то, что на обратном пути моя остановка была на 3 дня. Маршрут Апатиты-СПб-Симферополь и обратно. Права ли организация.
Читать ответы (5)
Алан
15.06.2010, 12:48

Если срок действия водительского удостоверения закончился во время командировки в пути следования по маршруту

Если срок действия водительского удостоверения закончился во время командировки в пути следования по маршруту, что делать при этом? И какие могут быть последствия?
Читать ответы (1)
Ольга
29.06.2012, 14:39

По пути следования будут пересекать границу с Казахстаном.

Отправляю свою дочь на отдых с бабушкой. По пути следования будут пересекать границу с Казахстаном. Дочери - 15 лет, паспорт есть. С бабушкой одна и та же фамилия. Нужна ли доверенность? За ранее спасибо.
Читать ответы (1)
Алена Юрьевна
20.07.2017, 10:02

Как получить справку о кратчайшем пути следования, выданную территориальным уполномоченным органом?

Помогите. На работе требуют справку о кратчайшем пути следования, выданную территориальным уполномоченным органом. Куда не обращалась никто не может Ее дать. Так где ее можно получить?
Читать ответы (1)
Наталья
01.07.2010, 18:12

Вопрос: могут ли возникнуть какие-либо проблемы при посадке в поезд и в пути следования до Москвы?

У сына заканчивается срок действия молдавского загранпаспорта, ему необходимо ехать в Молдову, чтобы получить новый паспорт. Он купил билет в Молдову и хочет сразу купить билет обратно (В Москве он учится на третьем курсе института) по старому паспорту (срок действия заканчивается 27.07.2010), т.е. обратно он поедет по новому паспорту, а в билете будет указаны серия и номер старого, который у него сейчас на руках. Вопрос: могут ли возникнуть какие-либо проблемы при посадке в поезд и в пути следования до Москвы? Спасибо, Наталья.
Читать ответы (1)
Ирина
10.07.2010, 14:11

Если мотоциклист уже оштрафован за езду без шлема, можно ли штрафовать его несколько раз по пути следования в этот день?

Скажите, пожалуйста, сколько раз в день можно штрафовать водителя за одно и то же нарушение. На примерах: 1) При нарушениях скоростного режима - столько раз, сколько нарушил. Это понятно. 2) При таком нарушении как нечитаемые номера (стерлись от песка и дождя). Да, водитель нарушил правило, не убедившись выезжая из гаража в читаемости номерных знаков. Наказали его за это, выписав штраф. Но ведь нельзя в этот день выписывать штрафы на каждом перекрестке. Не вернувшись в гараж водитель не сможет на дороге устранить это нарушение. 3) Если мотоциклист уже оштрафован за езду без шлема, можно ли штрафовать его несколько раз по пути следования в этот день? Надеюсь на Вашу помощь!
Читать ответы (1)
Светлана
27.07.2005, 11:18

Что полис есть, только срок его истёк в пути следования домой.

Муж уехал в рейс, а 28 ииля заканчивается срок действия полиса ОСАГО. Новый полис оформлен уже давно, но находится в страх. Компании (Не было времени забрать). Какая ответственность и в каких размерах предусмотрена за отсутствие полиса автогражданской ответственности. Получается, что полис есть, только срок его истёк в пути следования домой.
Читать ответы (1)
Ирина
05.07.2023, 07:20

Оплату льготного проезда при остановках по пути следования в новом коллективном договоре - возможность расширения условий.

В настоящее время работаем над проектом нового коллективного договора и хотим внести пункт по оплате льготного проезда (проживаем в районах приравненным к крайнему северу). в настоящем колдоговоре прописано: ". Если работник проводит время своего отпуска в нескольких местах отдыха, то ему возмещаются расходы по проезду и провозу багажа только до одного избранного им места от места жительства, а также расходы по обратному проезду от того же места до места жительства, на основании справки транспортной организации о стоимости проезда по кратчайшему пути следования, но не выше фактических расходов. В случае если маршрут следования работника предполагает пункты остановки для пересадки, то такая остановка может длиться не более трех суток. В случае если остановка продлится более трех суток не по вине работника, то такая остановка не будет считаться местом отдыха, при условии предоставления подтверждающих документов (например, справка транспортной организации о задержке рейса). При этом если остановки (пересадки), сделанные по пути к избранному месту отдыха и обратно, совпадают с кратчайшим путем следования, в том числе с использованием различных транспортных средств и их категорий, компенсация осуществляется по фактическим расходам." Меня смущает последний абзац, т.е его трактование не однозначно, я считаю, что если остановки по пути следованию к месту отдыха совпадают с кратчайшим путём, то время остановки не имеет значения (3 дня, как прописано выше, или 5-10 дней), так как фактически не влияет на стоимости окончательного расчета при оплате льготного проезда. Пример я планирую отпуск в Сочи. Прямого сообщения с нашим городом нет и я покупаю билет через Москву, еду по маршруту Нижневартовск-Москва-Сочи, т.е Москва пункт пересадки. Если в Москве я остановлюсь на 3 дня - мне оплатят льготный проезд, а если на более длительный срок - нет, т.к Москва будет считаться местом отдыха. У меня вопрос: можем ли мы прописать в новом колдоговоре, что если остановки (пересадки), сделанные по пути к избранному месту отдыха и обратно, совпадают с кратчайшим путем следования, в том числе с использованием различных транспортных средств и их категорий, то время остановки (пересадки) не ограничивается?
Читать ответы (1)
Александр
11.07.2017, 12:03

Сотрудник ДПС имеет право развернуть т.с на прохождение весового контроля, находившегося не по пути следования т.с?Спасибо.

Сотрудник ДПС имеет право развернуть т.с на прохождение весового контроля, находившегося не попути следования т.с?Спасибо.
Читать ответы (1)
Дарбя
02.09.2014, 10:05

Раздел участка с сохранением категории земель и изменением назначения на объекты жилой застройки - возможные пути следования

Имеется участок общей площадью 1917 кв.м Категория земель: Земли населенных пунктов. Территориальная зона Ж-3 Разрешенное использование: Индивидуальная жилая застройка (по классификатору), Индивидуальный жилой дом (по документу) Статус учтенный. Как правильно поступить для раздела участка между тремя таунхаусами (которые относятся к блокированным жилым домам - не где так не прописано) и одним коттеджем (который относится к одноквартирному жилому дому - не где так не прописано) при этом не меняя Категорию но изменив назначение на Для объектов жилой застройки и Чем черевато изменение на дачное хозяйство под раздел предлагаются площади: 479,539, 479 (тауны) и 420 кв.м. Подскажите путь следования Спасибо!
Читать ответы (3)
Александр
21.08.2018, 13:37

Право на остановку в пути следования при санаторно-курортном лечении - требования и положения по разрыву маршрута

Я пенсионер МО РФ (подполковник в отставке, инвалид 3 группы, выслуга 28 лет, уволен в запас по достижении предельного возраста в 1999 г. В этом году хочу использовать право на санаторно-курортное лечение в Ялте. К месту лечения лететь самолётом по маршруту Санкт-Петербург - Симферополь. Могу ли я прибыть в Симферополь раньше и на сколько дней, т.к. у нас там родительская квартира? На какой срок я могу сделать остановку в г. Симферополе, чтобы сохранить право на возмещение затрат по оплате проезда к месту проведения лечения и обратно? - Если есть требования по срокам остановки в пути следования, то какой статьей и какого нормативного документа это определено? В 2008-20011 г. г. я работал в военном комиссариате г. Будённовске Ставропольского края в должности ПНО 2. Никогда не было проблем с оплатой проездных с разрывом в пути следования до 10 суток. 20 августа с.г. я обратился с этим вопросом в военный комиссариат Приморского р-на г. Санкт-Петербурга и мне был дан ответ, что разрыв по маршруту следования невозможен. И что нет такого положения: для инвалидов и лиц сопровождающих возможны 2 разрыва в пути следования. Это положение отменено или это полнейшая некомпетентность работника военного комиссариата? С уважением А. Каретников.
Читать ответы (1)