Траты на пени, штрафы за счет полученных субсидий
349₽ VIP
Данную консультацию нужно готовить, а это платная услуга. (ст. 779 ГК РФ) Юристы не работники сайта, нужно поднимать законодательство, а потом отвечать на вопрос. Выберите юриста и договоритесь с ним по услуге и по оплате.
СпроситьЗдравствуйте! Нет, это прямо противоречит федеральному бюджетному законодательству, так как субсидии должны использоваться строго по целевому назначению.
Включение таких трат в региональное постановление будет расценено как нецелевое использование средств, что влечет административную ответственность.
СпроситьНет, предусмотреть траты на пени, штрафы и неустойки за счет полученных субсидий недопустимо.
Согласно положениям Бюджетного кодекса РФ и разъяснениям Минфина России, субсидии должны расходоваться строго на цели, установленные соглашением о предоставлении субсидии.
СпроситьИмеется ли возможность в соответствии с законодательством РФ предоставлять СОНКО субсидии для погашения штрафов, пений, судебных издержек в связи с осуществлением деятельности такой СОНКО? В постановлении Правительства Ульяновской области от 13.12.2017 № 637-П "Об утверждении правил предоставления субсидий Автономной некоммерческой организации" п.п.5 предусмотрено погашение кредиторской задолженности. Возможно ли так же предусмотреть и погашение штрафов пений, судебных издержек в связи с кредиторской задолженности?
Спросить1)Возможность включения штрафов, пеней и судебных издержек зависит от буквального толкования формулировки “погашение кредиторской задолженности” в Постановлении № 637-П:
-Если толкование строгое (только основной долг): Нет, нельзя.
2)Если толкование широкое (финансовое оздоровление) и это подтвердит уполномоченный орган: Да, возможно.
-В отсутствие прямого указания в тексте Постановления, включать штрафы и пени в целевое назначение субсидии рискованно, так как это может быть расценено как нецелевое использование бюджетных средств.
3)Тут вы поймите, нужно деятельно изучать внутренние региональное, а тогда уже можно точный ответ дать.
Я вам рекомендую выбрать юриста и лично с ним проконсультироваться
СпроситьДобрый вечер, Анна.
1)В общем случае, предусматривать траты на пени, штрафы и неустойки за счет полученных субсидий, как правило, нельзя.
-Это связано с целевым характером субсидий и строгими правилами их расходования, установленными как на федеральном, так и на региональном уровне.
2)Субсидия — это форма государственной поддержки, предоставляемая на строго определенные цели, указанные в соглашении о предоставлении субсидии или в региональном (или федеральном) нормативном акте, на основании которого она выделяется.
-Расходование субсидий на оплату штрафов, пеней или неустоек почти всегда квалифицируется как нецелевое использование средств.
3)Штрафы и пени являются финансовой санкцией за неисполнение обязательств (например, просрочка оплаты, невыполнение условий контракта). Они не являются прямыми затратами, необходимыми для достижения цели предоставления субсидии.
-Если получатель субсидии будет использовать эти средства для покрытия своих штрафов, это может быть расценено как попытка избежать ответственности за ненадлежащее управление средствами или нарушение обязательств.
4)В случае проверки (например, Счётной палатой или региональными контрольно-счётными органами) расходование субсидии на пени и штрафы приведет к требованию о возврате этих средств в бюджет, а также может повлечь административную или даже уголовную ответственность (за нецелевое использование бюджетных средств).
5)Исключения, если они и существуют, должны быть явно прописаны в самом региональном акте, регулирующем предоставление данной конкретной субсидии.
-Например, очень теоретически, если субсидия предоставляется на покрытие всех операционных расходов организации (что редкость для субсидий, обычно они идут на компенсацию затрат), и если региональный закон явно разрешает включать в состав таких расходов штрафные санкции, это могло бы быть допустимо.
6)Если вы разрабатываете проект постановления, который регулирует предоставление субсидий, категорически не рекомендуется включать в перечень разрешенных расходов пункты, позволяющие тратить субсидии на пени, штрафы и неустойки.
-В тексте проекта постановления, как правило, должен быть прямой запрет на такое использование средств.
7) Постановление Правительства Ульяновской области от 13.12.2017 № 637-П "Об утверждении правил предоставления субсидий Автономной некоммерческой организации" п.п.5 предусмотрено погашение кредиторской задолженности.Спросить
Смотрите, в региональном проекте постановления можно предусмотреть траты на пени, штрафы и неустойки за счёт полученных субсидий, если это указано в соглашении о предоставлении целевой субсидии.
Так например, средства от поступления неустойки по государственным (муниципальным) контрактам, для софинансирования которых предоставляются субсидии, относятся к неналоговым доходам бюджетов и в полном объёме подлежат зачислению в доход бюджета публично-правового образования, от имени которого заключался контракт.
На основании ст. 313 ГК РФ условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по указанному контракту своих обязательств по уплате неустойки, государственный (муниципальный) заказчик вправе осуществить перечисление суммы неустойки в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации за поставщика из средств, подлежащих выплате поставщику (подрядчику, исполнителю) в связи с приемкой поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги.
- см. ст. 40, 41, 46 БК РФ
СпроситьАнна, добрый день!
Нет, в региональном проекте постановления нельзя предусмотреть траты на пени, штрафы и неустойки за счет целевых субсидий.
Расходование бюджетных средств, в том числе субсидий, строго регламентировано Бюджетным кодексом и другими нормативными актами.
Субсидии предоставляются на конкретные, заранее определенные цели (например, на выполнение госзадания, реализацию проекта, компенсацию определенных затрат). Использование средств на цели, не предусмотренные соглашением о субсидии или правовым актом, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Пени, штрафы и неустойки по своей правовой природе являются мерой гражданско-правовой ответственности (наказанием) за нарушение обязательств. Они не относятся к основным расходам на выполнение работ, оказание услуг или реализацию проекта, на который выделена субсидия.
Письма Минфина России и арбитражная практика подтверждают, что уплата неустоек и штрафов не может производиться за счет средств целевых субсидий, поскольку это не является расходом на выполнение муниципального (государственного) задания или реализацию целевой программы.
Нецелевое использование влечет за собой ответственность по ст. 15.14 КоАП (административный штраф для должностных и юридических лиц), а также обязанность вернуть всю сумму субсидии в бюджет.
СпроситьНет, нельзя.
Субсидии, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предназначены исключительно для финансирования конкретных мероприятий, указанных в соответствующих нормативных актах.
Использование субсидий на оплату пеней, штрафов и неустоек прямо противоречит целям предоставления бюджетных средств.
Такой запрет вытекает из норм Бюджетного кодекса РФ, статья 132, пункт 1 которой гласит, что субсидии выделяются на реализацию государственных программ и выполнение полномочий органов исполнительной власти регионов. Оплата штрафных санкций и иных финансовых обязательств не входит в перечень целей, на которые разрешено расходовать средства федеральных субсидий.
Более того, использование субсидий не по целевому назначению влечет серьезные последствия, вплоть до возврата выделенных средств обратно в федеральный бюджет и привлечения виновных должностных лиц к ответственности.
СпроситьИщите решение через региональное софинансирование и корректировку правил проекта. Не пытайтесь "замаскировать" штрафы под цели субсидии – это прямой путь к проблемам. Бюджетный кодекс РФ: (ст. 161 Казенные, бюджетные, автономные учреждения), (ст. 306 Нецелевое использование бюджетных средств), (ст. 309 Возврат в бюджет).
Использовать субсидии на погашение штрафов и пеней за счет целевых средств нельзя, это нецелевое расходование бюджетных средств, ведущее к нарушениям Бюджетного кодекса РФ. Можно предусмотреть компенсации из регионального бюджета при строгом соблюдении условий и целей проекта (БК РФ ст. 161 ст. 162, ст. 306-309).
Субсидии даются на конкретные цели ( развитие, капитальный ремонт). Пени и штрафы — это санкции за неисполнение обязательств и не входят в цели проекта.
Это нецелевое использование средств (ст. 306 БК РФ).
Можно потерять субсидию, вернуть её в бюджет, привлечь к ответственности.
Попробуйте через региональное софинансирование (компенсации):
Внести изменения в Порядок предоставления субсидии путём разработатки и принятия регионального нормативного акта, где будет прописано, что при возникновении штрафных санкций за нарушения, не связанные с нецелевым использованием самой субсидии, регион может компенсировать часть этих затрат из регионального бюджета (а не из полученной субсидии!).
Это будет не трата субсидии, а поддержка проекта.
Если штрафы возникли из-за непредвиденных обстоятельств, можно обосновать это и внести изменения в параметры проекта, получив одобрение кураторов.
Если это предусмотрено региональными нормативными актами, можно обратиться за выделением средств из резервного фонда.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, предоставление СОНКО субсидий для погашения штрафов, пеней и судебных издержек, как правило, не допускается. Субсидии из бюджетов бюджетной системы РФ носят целевой характер и предоставляются на финансовое обеспечение конкретных затрат или в целях возмещения документально подтвержденных расходов, связанных с выполнением уставной деятельности или достижением определенных результатов (ст. 78.1 БК РФ).
СпроситьЗдравствуйте!
Категорически нет. Включение такого пункта в региональный акт сделает его незаконным, так как региональные нормы не могут противоречить федеральному законодательству.
Согласно ст. 38 БК РФ (Принцип адресности и целевого характера), бюджетные деньги выделяются строго на определенную цель (построить объект, оказать услугу, закупить оборудование).
Штрафы, пени и неустойки — это меры гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств (ст. 330 ГК РФ).
Государство дает деньги на развитие. Оплата штрафа не создает продукта и не приносит пользы обществу. Следовательно, это не соответствует цели субсидии.
Ст. 34 БК РФ (Принцип эффективности) требует достигать заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
Направление денег на покрытие санкций означает, что часть субсидии ушла "в никуда", а не на дело. Это прямое нарушение принципа эффективности.
Если вы потратите субсидию на штраф, проверяющие квалифицируют это как «нецелевое использование бюджетных средств».
Даже если вы напишете в своем региональном постановлении, что "так можно", этот пункт будет ничтожным, так как он противоречит Бюджетному кодексу (федеральному закону), который имеет высшую юридическую силу.
На этапе проверки проекта постановления прокурор укажет на коррупциогенный фактор и нарушение БК РФ.
Если деньги будут потрачены, руководителю грозит штраф по ст. 15.14 КоАП РФ, а организации — штраф до 25% от суммы траты.
Суд обяжет вернуть потраченные на штрафы суммы обратно в бюджет (ст. 270.2 БК РФ).
Платить штрафы и пени можно только из собственной прибыли или внебюджетных источников организации, но никогда — за счет целевых государственных денег.
СпроситьНет, тратить субсидии из бюджета на уплату пеней, штрафов и неустоек нельзя.
Согласно ст. 40 Бюджетного кодекса РФ, бюджетные средства, включая субсидии, предоставляются на конкретные цели, указанные в государственной (муниципальной) программе или соглашении о предоставлении субсидии. Использование средств не по целевому назначению влечёт административную (ст. 15.14 КоАП РФ) или уголовную ответственность (ст. 270.2 УК РФ — при крупном размере).
Пени, штрафы, неустойки — это санкции за нарушение обязательств, а не расходы, направленные на достижение целей проекта. Согласно п. 4 ст. 41 БК РФ, бюджетные учреждения не вправе направлять субсидии на покрытие убытков, штрафов или иных санкций.
Кроме того, ст. 313 ГК РФ предусматривает, что обязательства исполняются за счёт собственных средств должника, а не за счёт целевых бюджетных субсидий.
Практика Минфина РФ и КС РФ (Постановление от 17.06.2019 № 24-П) подтверждает: субсидии не могут покрывать расходы, не связанные напрямую с реализацией целей, ради которых они выделены.
Вывод: включение в региональный проект нормы о расходовании субсидий на пени, штрафы или неустойки — нарушение бюджетного законодательства. Такие расходы должны покрываться из иных источников (например, из средств, не ограниченных целевым назначением).
СпроситьЗдравствуйте Анна!
В данном конкретном Вашем случае, Принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 268.1 БК РФ органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета; контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Законом № 6-ФЗ.
Поэтому можно в региональном проекте постановления предусмотреть траты на пени, штрафы, неустойки за счет полученных субсидий.
Удачи
СпроситьДополню.
Согласно пункту 2 статьи 268.1 БК РФ при осуществлении данных полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Законом № 41-ФЗ и Законом № 6-ФЗ; направляются объектам контроля представления, предписания.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона № 6-ФЗ внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами: в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего.
В силу ст. 313 ГК РФ предусматривает, что обязательства исполняются за счёт собственных средств должника, а не за счёт целевых бюджетных субсидий.
Спросить