Вопрос возмещения стоимости проезда при обрыве линии троллейбуса - обязан ли кондуктор возвращать деньги на основании закона?

• г. Оренбург

Должен ли кондуктор вернуть деньги за проезд в троллейбусе при предъявлении билета, если пассажира не доставили до пункта назначения по причине обрыва линии? Если да, то на основании какого закона (постановления или другого нормативно-правового акта).

Ответы на вопрос (1):

Отклонение транспортного средства от заявленного маршрута в частности и невыполнение обязанности по доставке в конкретные пункты назначения в целом следует считать неисполнением обязательств перевозчика по заключенному с заказчиком договору.

Сроки перевозки фиксируются в расписании, последствия его нарушения регулируются ст. 28 Закона "О защите прав потребителей". Незамедлительное предоставление перевозчиком другого транспортного средства взамен неисправного, неспособного продолжать движение, следует расценивать как надлежащее исполнение обязательства по договору перевозки, поскольку в этом случае не происходит нарушения ни маршрута, ни сроков. Значит, пассажир не вправе требовать возврат провозной платы, если перевозчик предоставил ему другое транспортное средство. Безусловно, это нисколько не умаляет право потребителя отказаться от исполнения договора в любой момент на основании ст. 32 Закона "О защите прав потребителей" при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Если автобус, троллейбус, трамвай не могут продолжить движение, а указанное перевозчиком другое, исправное транспортное средство было предоставлено с задержкой (с отступлением от расписания), можно говорить о нарушении срока оказания услуги (в частности, срока доставки пассажира в остановочный пункт). Кроме того, если во время оказания услуги потребителю стало очевидно, что она не будет оказана в срок, потребитель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора и потребовать возврата провозной платы в полном объеме. Также потребитель может рассчитывать на возмещение причиненных убытков (например, выгоды, упущенной в результате опоздания на встречу, и т.д.) (п. 1 ст. 28 Закона "О защите прав потребителей"). Важно понимать: требования потребителя не подлежат удовлетворению, если перевозчик докажет, что нарушение сроков произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя (п. 6 ст. 28 Закона "О защите прав потребителей").

Понятие непреодолимой силы как основания для освобождения от ответственности за нарушение обязательства по договору расшифровано в п. 3 ст. 401 ГК РФ: это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Причем в законе сделана особая оговорка: к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Таким образом, к обстоятельствам непреодолимой силы можно отнести стихийные бедствия, сделавшие невозможным движение по маршруту (например, отключение электричества из-за урагана оставило без питания электротранспорт), а также дорожную ситуацию (затрудненное движение или ДТП, произошедшее не по вине сотрудника организации-перевозчика).

Далее, в каком порядке перевозчик должен вернуть потребителю провозную плату в случае остановки в пути? Пункт 1 ст. 31 Закона "О защите прав потребителей" гласит, что требования потребителя о возврате уплаченной за услугу денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. На эту норму обратил внимание и Верховный Суд (см. Решение от 18.01.2005 N ГКПИ04-1577), который подчеркнул, что Закон предусматривает отсрочку выплаты денежной суммы исполнителем, а поэтому требование заявителя о возврате стоимости проездного билета непосредственно кондуктором автобуса является неправомерным. Приведенный вывод обоснован ссылкой на п. 2 ст. 1096 ГК РФ, согласно которому вред, причиненный вследствие недостатков услуги, подлежит возмещению лицом, ее оказавшим (исполнителем). А исполнителем по договору перевозки является транспортная организация, к которой и следует предъявлять требования, связанные с ненадлежащим исполнением договора.

Добавим, что п. п. 79 и 80 Правил перевозок пассажиров предусматривают порядок возврата денег за проезд. В частности, согласно этим нормам возврат денег производится в пункте продажи билетов, в котором пассажир приобрел билет, а также в иных пунктах продажи билетов, указанных перевозчиком. Деньги выдаются пассажиру под его расписку в ведомостях по приему билетов, багажных квитанций и квитанций на провоз ручной клади, в которых указываются дата и номер маршрута регулярных перевозок, номер и стоимость билета, багажной квитанции и квитанции на провоз ручной клади.

Вместе с тем в силу п. 49 Правил перевозок пассажиров продажа билетов для проезда по городу производится в транспортных средствах (кондукторами или водителями) либо в специализированных пунктах и иных местах продажи билетов вне транспортных средств. Это означает, что п. п. 79 и 80 рассматриваемого нормативного документа указывают на право пассажира получить обратно провозную плату именно от кондуктора. Кроме того, действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника (ст. 402 ГК РФ). Однако, по мнению автора, закон позволяет перевозчику указать иные пункты, в которых производится возврат денег. Этот момент должен быть доведен до сведения пассажиров.

Если кондуктор, который уполномочен (согласно должностной инструкции) возвращать деньги за проезд в определенных ситуациях, не оформит ведомость по приему билетов, возврат денег пассажирам не будет иметь юридической силы, следовательно, перевозчик будет вправе взыскать с кондуктора недостачу.

ИТАК:

если автобус, троллейбус или трамвай городского маршрута остановился на линии и не имеет возможности продолжить движение, перевозчик должен принять все меры к надлежащему исполнению договора перевозки, в частности предоставить другое транспортное средство. Пассажир вправе воспользоваться им по ранее выданному билету и не может требовать возврата провозной платы. Если подменное транспортное средство прибыло с опозданием (с нарушением расписания) или в период его ожидания пассажиру стало ясно, что опоздание (отклонение от расписания движения) неизбежно, он вправе отказаться от исполнения договора, то есть потребовать возврата платы за проезд. Закон предоставляет перевозчику право вернуть деньги в течение десяти дней с момента предъявления соответствующего требования потребителя. А это означает, что кондуктор не обязан незамедлительно возвращать деньги пассажиру. Места возврата платы за проезд должны быть доведены до сведения пассажира. Возврат оформляется в специальных ведомостях, расписка пассажира и предъявление им билета обязательны.

Статья: Непредвиденная остановка на линии: возврат билетов или...

(Емельянова Е.В.)

Спросить
Пожаловаться

Должен ли кондуктор вернуть деньги за проезд в троллейбусе при предъявлении билета, если пассажира не доставили до пункта назначения по причине обрыва линии? Если да, то на основании какого закона (постановления или другого нормативно-правового акта).

при предъявлении билета, если пассажира не доставили до пункта назначения по причине того, что троллейбус ехал не до конечной остановки. На остановке где зашел пассажир было объявление водителя о том что троллейбус следует не по маршруту, но в следствии того, что пассажир зашел последним этой информации он не слышал. При оплате проезда кондуктор не продублировал объявление водителя. (троллейбус двигался с опозданием, по расписанию время движения троллейбусов от 15-30 мин., время ожидания данного транспорта превышало 45 минут)

У пассажира проездной от пункта А до пункта Б при входе в автобус кондуктору был предьявлен проездной билет автобус идёт до пункта С. До пункта С пасажир кондуктору не доплатил за проезд Зашли контралёры.Кого накажут кондуктора или пассажира и на основании каких законов.

12 мая 2012 года. Троллейбус на маршруте №4 14 час. 55 мин. Кондуктор (молодая девушка) забыла о своих обязанностях и считает деньги. Проехали 4 остановки, нужно уже выходить (ос-тановка: ул. Мира), пытаюсь отдать деньги за проезд кондуктору. Реакция нулевая, Пришлось отдать деньги другому пассажиру для оплаты проезда попозже. Как понять и оценить действия кондуктора.

В автобусе сразу после оплаты проезда, кондуктор потребовала надеть маску. После отказа, она сказала выходить из автобуса, иначе автобус не поедет дальше. На мою просьбу вернуть стоимость проезда, так как услуга не была оказана и я не доехала до места назначения, кондуктор отказалась возвращать деньги! В итоге чтобы не задерживать людей, кондуктору предложила другая пассажирка дать кондуктору денег, та охотно согласилась и взяла деньги другой пассажирка и отдала мне. Являются ли действия кондуктора законными?

Как по закону. Пассажир должен оплатить билет в автобусе по цене проезда или кондуктор всегда должен иметь сдачу? Просто один зайдет с тысячей, второй третий, им сдашь, а потом уже на тысячу и сдачи нечем дать, начинаешь просить пассажира выйти он говорит, что у кондуктора всегда должна быть сдача. Но откуда ей взяться если все с тысячами будут? Как это в правилах? Я должна сдачу давать или пассажир рассчитаться за проезд? Спасибо!

Имеет-ли право кондуктор троллейбуса высадить пассажира из-того что у него (кондуктора) нет сдачи с крупной купюры? И может-ли пассажир ехать дальше бесплатно?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Сегодня сел на троллейбус, оплатил за проезд. И на следующей остановке, на кольце мне сказали что троллейбус идет не по маршруту! На просьбу вернуть деньги за билет, мне сказали что не обязаны этого делать! На просьбу посадить меня на другой троллейбус так же поступил ответ что, не обязанный этого делать! Закономерно ли такое поведение? И должны ли вернуть деньги за проезд? И куда можно обратиться за хамское поведение кондуктора? Имеется номер троллейбуса, личный номер водителя и кондуктора. На звонки в троллейбусе никто не отвечал. Хотя время было 17:00.

На основании какого нормативно-правового акта производится смена категории земли сельскокохозяйственного назначения на земли населённого пункта в случаи если человек имеет право собственности на земли личного подсобного хозяйства (ЛПХ).

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение