Правомерность и допустимость протоколов осмотра места преступления оперативниками - вопросы в рамках УПК РФ
У меня вопрос состоит в следующем. Нередко еще до возбуждения уголовного дела оперативники ОБЭП и НОН при обнаружении преступления составляют протоколы осмотра места происшествия, после чего сами изымают вещественные доказательства, опечатывают и упаковывают, ставя свои печати и подписи. Однако согласно нормам УПК РФ такие действия должны проводиться следователем либо дознавателем. Вопрос: Правомерны ли действия оперативных работников и могут ли эти документы в суде быть признаны недопустимыми?
Дело в том, что описываемые Вами действия оперативники проводят в рамках оперативно-следственных мероприятиях. В последствии, если будет выявлены признаки уголовного правонарушения и возбужденно уголовное дело, указанные Вам документы изымаются у оперативников протоколом выемки, осматриваются и приобщаются к уголовному делу. Таким образом они приобретают доказательственное значение по конкретному уголовному делу.
СпроситьУважаемый Роман, сотрудники органов дознания, к которым относятся названные Вами подразделения криминальной милиции, вправе проводить осмотр места происшествия, в ходе которого ими действительно могут изыматься и упаковываться вещественные доказательства. Протокол осмотра места происшествия приобретает доказательственную силу немедленно, и не нуждается в последующей выемке. Вещественные доказательства, если они хранятся у сотрудника органа дознания, по возбуждении уголовного дела действительно изымаются у него следователем в ходе выемки. Если же сотрудники криминальной милиции производят не осмотр места происшествия, а оперативный осмотр территории, помещения, осуществляя негласное, то есть оперативно-розыскное мероприятие, то оно приобретает доказательственную силу только при наличии в материалах дела постановления о легализации результатов оперативно-розыскных мероприятий.
СпроситьКак уже разъяснили в предыдущих ответах мои коллеги, сотрудники оперативно-розыскных органов, органов дознания до возбуждения уголовного дела действуют в рамках не УПК, а иного федерального законодательства - Закона "Об оперативно-розыскной деятельности", Закона "О милиции" и т.п. Эти нормативные акты предоставляют право производить осмотры территории и помещений, истребование либо изъятие документов, предметов, осуществлять контрольные закупки (в т.ч. наркотиков), производить оперативные эксперименты (например, контролировать дачу взятки мечеными деньгами), подслушивать, подсматривать, принудительно входить в помещения... В дальнейшем полученные такими путями сведения могут быть установленным законом порядком легализованы и признаны доказательствами в рамках уголовного дела.
Однако в дополнение к разъяснениям коллег хочу указать ещё вот на что. Непосредственно в УПК РФ также содержатся нормы, дающие ряд прав на осуществление сотрудниками органов дознания следственных (по сути) действий на стадии ДО возбуждения уголовного дела.
Так, ст. 176 УПК РФ устанавливает, что в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия, помещения, территории может осуществляться и до возбуждения уголовного дела.
Ст.144 ч.1 УПК РФ прямо обязывает орган дознания, получивший информацию о совершённом или готовящемся преступлении, провести проверку и принять решение, а при проведении проверки дозволяет проводить документальные проверки и даже ревизии.
СпроситьУфа - онлайн услуги юристов
Правомерно ли изъятие ножа участковым в ходе осмотра места происшествия?
Вопрос допустимости доказательства - можно ли принимать во внимание документ без печати следователя и подписей понятых?
Законность изъятия документации без возбуждения уголовного дела сотрудниками ОБЭП и оформление протокола осмотра
Возможность возбуждения уголовного дела против организатора преступления - вопросы и доказательства

Осмотр места происшествия без уголовного дела - протокол омп и сомнительные доказательства
Недопустимость протокола осмотра места происшествия без вещественного доказательства - на каком основании?
