Нужно ли мне сейчас обращаться в ФРС для получения свидетельства о праве собственности на эту квартиру?
Я купила квартиру в 1998 году. Сделка была заверена нотариусом и зарегистрирована в БТИ. Тогда не было регистрации в ФРС, и свидетельства не выдавались. Нужно ли мне сейчас обращаться в ФРС для получения свидетельства о праве собственности на эту квартиру?
Если ничего делать с ним не собираетесь, можете не обращаться. Если собираетесь - то, возможно, и надо.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
(с изменениями от 5 марта, 12 апреля 2001 г., 11 апреля 2002 г., 9 июня 2003 г., 11 мая, 29 июня, 22 августа, 2 ноября, 29, 30 декабря 2004 г., 5, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3, 30 июня, 18 июля, 4, 18 декабря 2006 г., 24 июля, 2, 18 октября, 8, 23 ноября 2007 г.)
" Статья 6. Признание ранее возникших прав
1. Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
2. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества документов.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины.
В иных случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за государственную регистрацию возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества взимается государственная пошлина в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав".
"Письмо Минюста РФ от 16 августа 1999 г. N 6677-ПК
Министерство юстиции Российской Федерации, дополнительно рассмотрев пункты 1 и 2 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее именуется - Закон), направляет свое мнение по порядку их применения на практике.
Возвращение к рассмотрению указанного вопроса вызвано тем, что в Минюст России продолжают в большом количестве поступать обращения, жалобы граждан и организаций, касающиеся действий учреждений юстиции по регистрации прав при осуществлении ими государственной регистрации прав на недвижимость, возникших до введения в действие Закона. Кроме того, комментируемый вопрос нашел отражение и в решениях судов, суть которых сводится к неправомерности "расширительного" толкования статьи 6 Закона, то есть в настоящее время начала формироваться судебная практика, свидетельствующая о необходимости дополнительного рассмотрения комментируемого вопроса.
Приложение: на 4 листах.
И.о. Министра П.Крашенинников
Порядок
применения пунктов 1 и 2 статьи 6 Федерального закона
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним"
Пункты 1 и 2 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее именуется - Закон) посвящены вопросам признания прав на недвижимое имущество, возникших у заинтересованных лиц до 31 января 1998 г. - момента введения в действие Закона, а также их государственной регистрации по правилам, введенным Законом.
Суть положений комментируемых норм Закона и соответственно порядок их реализации сводятся к следующему.
1. Права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу Закона, и прошедшие регистрацию по правилам, действовавшим до этого момента, признаются юридически действительными. Учитывая содержание статьи 2 Закона в части указания на дальнейшее применение в тексте Закона понятия "государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в сокращенном варианте - "государственная регистрация прав", можно сделать вывод и о том, что подлежавшие регистрации сделки, являвшиеся основаниями возникновения таких прав, зарегистрированные по ранее действовавшему порядку, признаются юридически действительными.
Кроме того, сама регистрация прав на недвижимость и сделок с ней, осуществлявшаяся до вступления в силу Закона, также является юридически действительной (абзац второй пункта 1 статьи 6 Закона).
Представляется, что в указанных случаях учреждение юстиции по регистрации прав не может отказать в государственной регистрации прав или уклониться от нее. В этой ситуации заявитель в целях государственной регистрации ранее возникшего права должен представить в учреждение юстиции по регистрации прав документы-основания, свидетельствующие о возникновении прав (пункт 1 статьи 17 Закона). Естественно, также требуется представить и документы, удостоверенные органами (организациями), осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости, необходимые для краткого описания объекта недвижимости в подразделе I Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуется - ЕГРП), и, прежде всего, - план объекта недвижимости.
При этом Минюст России не исключает возможности, что у регистратора прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут возникнуть достаточные основания полагать, что проведенная ранее регистрация права и (или) сделки не может быть юридически действительной, например, в силу того, что ранее зарегистрированная сделка не соответствует законодательству, действовавшему в момент ее совершения. Однако Закон и иные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с ним, не предоставляют учреждению юстиции по регистрации прав право признать такую регистрацию, а также зарегистрированную сделку и возникшее на ее основании право недействительными. Кроме того, Закон не предусматривает и возможности непосредственного обращения учреждения юстиции по регистрации прав в суд с соответствующим иском. В данной ситуации обратиться в суд может прокурор на основании заявления учреждения юстиции по регистрации прав.
Если же судом иск будет удовлетворен, то запись о прекращении зарегистрированного учреждением юстиции по регистрации прав права будет внесена в ЕГРП на основании вступившего в силу решения суда.
Дополнительно следует отметить, что в случаях, когда из представленных на регистрацию документов следует, что, несмотря на требования законодательства об обязательности государственной регистрации сделки и (или) права они не были зарегистрированы, то у учреждения юстиции по регистрации прав, по нашему мнению, есть основания для отказа в государственной регистрации права.
2. Возникшие до введения в действие Закона права на недвижимое имущество и сделки с ним, не прошедшие регистрацию, поскольку в соответствии с правилами, действовавшими до вступления в силу Закона, такая регистрация не требовалась, также признаются юридически действительными.
В целях государственной регистрации ранее возникшего права заявитель должен представить в учреждение юстиции по регистрации прав документы, на основании которых приобретались права (статья 17 Закона), а также документы, удостоверенные органами (организациями), осуществляющими кадастровый и технический учет объектов недвижимости, необходимые для краткого описания объекта недвижимости в подразделе I ЕГРП, и, прежде всего, - план объекта недвижимости.
В этом случае учреждение юстиции по регистрации прав, проведя правовую экспертизу правоустанавливающих документов, может, по нашему мнению, отказать в регистрации такого права при наличии оснований для отказа в регистрации, указанных в статье 20 Закона.
3. Государственная регистрация прав, возникших до введения в действие Закона, осуществляется по желанию их обладателей, то есть при отсутствии такого желания правообладатель может не обращаться в учреждение юстиции по регистрации прав с целью их государственной регистрации. Исключением из этого правила являются случаи, когда после введения в действие Закона возникли ограничения (обременения) таких прав или иные сделки с объектами недвижимости, подлежащие обязательной государственной регистрации. В этом случае требуется государственная регистрация прав, возникших до введения в действие Закона.
Этот вывод можно сделать исходя из комплексного рассмотрения пункта 1 и 2 статьи 6 Закона.
При рассмотрении пункта 2 статьи 6 Закона, прежде всего, необходимо ответить на следующий вопрос. Являются ли "иные сделки" (см. также пункт 2 статьи 13 Закона) только сделками, связанными с ограничением (обременением) права собственности или иных вещных прав, или речь идет о любых сделках, в том числе о сделках, на основании которых осуществляется переход права собственности и иных вещных прав.
В этой связи следует рассмотреть положения определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 1999 г. N 103-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Дмитровского районного суда Московской области о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". При этом в запросе Дмитровского районного суда речь шла о проверке конституционности именно пункта 2 статьи 6 и абзаца третьего пункта 2 статьи 13 Закона.
Согласно названному определению анализ положений статей 4, 6, пункта 3 статьи 13 Закона в их взаимосвязи позволяет сделать однозначный вывод о том, что применение этих норм Закона поставлено в зависимость от характера сделки, то есть от того, связана ли она с реализацией права собственности (купля-продажа, дарение и др.) либо с ограничением (обременением) этого права (аренда и др.), а также от иных фактических обстоятельств дела (от момента возникновения права собственности, момента оформления правоустанавливающих документов, от отношения участников сделки к осуществлению государственной регистрации и др.). Кроме того, в определении Конституционного Суда Российской Федерации также указывается на то, что законодатель, устанавливая различный порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с одной стороны, и ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и связанных с ними сделок - с другой, не ограничивает, а, напротив, усиливает гарантии защиты права собственности граждан, а также прав и законных интересов других лиц.
На основании изложенного полагаем, что государственная регистрация прав, возникших до введения в действие Закона, независимо от желания правообладателя требуется в случаях, когда подлежат обязательной государственной регистрации возникшие после введения в действие Закона ограничения (обременения) таких прав, в том числе, когда подлежат обязательной государственной регистрации сделки, связанные с ограничением (обременением) этих прав. Таким образом, если после введения в действие Закона лицо заключает, например, договор об ипотеке или договор доверительного управления (согласно статье 1017 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной регистрации подлежит передача недвижимого имущества в доверительное управление), то права, возникшие до введения в действие Закона, требуют государственной регистрации. Однако в случае, когда лицо после введения в действие Закона заключает, например, договор купли-продажи (в зависимости от объекта недвижимости как требующий государственной регистрации, так и не требующий таковой) или договор дарения, то права, возникшие до введения в действие Закона, могут быть зарегистрированы по правилам, установленным Законом, по желанию их обладателей".
Спросить