Можно ли принять на работу в Крыму специалиста из зоны конфликта без патента?
398₽ VIP
К нам обратился гр.Украины со справкой, подтверждающей, что он зарегистрирован в журнале учета ли, прибывших из зоны конфликта. Можно ли с таким документов и при отсутствии прочих, принять такого специалиста на работу в Крыму без получения им патента или нет?
По общему правилу работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующего разрешения, а иностранные граждане, в свою очередь, имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (п. 1 ст. 2, п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; далее - Закон N 115-ФЗ). Однако такой порядок не распространяется на категории иностранных граждан, перечисленные в подпунктах 1-12 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, в том числе на лиц, признанных беженцами на территории Российской Федерации (пп. 11 указанной нормы).
В свою очередь, пунктом 9 ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-I "О беженцах" (далее - Закон о беженцах) также установлено, что лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены семьи имеют право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, в силу прямого указания закона гражданину Украины, признанному беженцем в РФ, для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу, а его работодателю в этом случае не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
Согласно положениям ст. 11 ТК РФ действие трудового законодательства в полной мере распространяется и на трудовые отношения с участием иностранных граждан. Следовательно, если с иностранным гражданином заключается трудовой договор, то он обязан предъявить работодателю документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ (с учетом ряда особенностей):
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина. В рассматриваемой ситуации это должно быть удостоверение беженца (в соответствии с п. 8 ст. 7 Закона о беженцах при получении удостоверения беженца национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, признанного беженцем, остаются на хранении в ФМС России либо в его территориальном органе на срок признания данного лица беженцем);
- трудовую книжку. Республика Украина входила в состав СССР, соответственно, если иностранный гражданин представит трудовую книжку образца 1974 г. или 2004 г., заводить новую нет необходимости. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1);
- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, то иностранный гражданин должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).
Разъяснений компетентных органов и судебной практики, касающихся порядка трудоустройства беженцев, нам обнаружить не удалось. Полагаем, это связано с тем, что нормы Закона о беженцах сформулированы достаточно однозначно и не допускают двойных толкований.
ГАРАНТ.РУ: www.garant.ru
СпроситьБез патента - только если он получил статус беженца.
Основания и порядок признания лица беженцем на территории Российской Федерации, экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (в ред. от 02.07.2013; далее — Федеральный закон № 4528-1).
СпроситьНет, нужна справка ФМС о предоставлении временного убежища гр. Украины.
Иначе будете отвечать по ст. 18.15 КоАП РФ (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток).
Спроситьдоброго времени!
1. Документы, предъявляемые иностранным гражданином при приеме на работу
При приеме на работу иностранный гражданин должен предъявить те же документы, что и россиянин. Перечень таких документов определен в ст. 65 ТК РФ. Это:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
- документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
- справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. Такая справка представляется при поступлении на работу, которую запрещено выполнять при наличии судимости, уголовного преследования.
Кроме перечисленных документов работодателю необходимо затребовать следующие документы (ч. 2 ст. 65 ТК РФ):
1) у иностранца, временно пребывающего на территории РФ:
- договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ и обеспечивающий оказание такому иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медпомощи в неотложной форме. Данный документ не представляется, если работодатель сам заключает с медорганизацией договор на предоставление работнику-иностранцу платных медуслуг, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами или международными договорами РФ. Это предусмотрено п. 10 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, абз. 2 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ;
- разрешение на работу или патент, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 3 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ).
Разрешение на работу может быть предъявлено после заключения трудового договора, если он входит в перечень документов, на основании которых оформляется разрешение (ч. 2 ст. 327.3 ТК РФ). Такая ситуация имеет место, например, при оформлении разрешения на работу высококвалифицированному иностранному специалисту (пп. 2 п. 6 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ). В этом случае трудовой договор вступает в силу не раньше дня получения разрешения на работу (ч. 2 ст. 327.3 ТК РФ). Подробнее о патенте см. п. 4 настоящего материала;
2) у иностранца, временно проживающего на территории РФ, - разрешение на временное проживание, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 4 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ);
3) у иностранца, постоянно проживающего на территории РФ, - вид на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 5 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ).
В отдельных случаях (с учетом специфики работы иностранца) Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. При этом требовать иные документы запрещается (ч. 2, 3 ст. 65 ТК РФ).
СпроситьСтатус «временное пребывание» дает иностранцу право только лишь на житье-бытье на территории России в течение 90 дней (разрешение на работу нужно оформлять отдельно)согласно ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Статус «временное проживание» — ряд социальных льгот плюс трудоустройство. Статус «беженец» дает гражданам Украины возможность работать без дополнительного разрешения, патента и квот и получать пенсии в соответствии с ФЗот 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»
Поэтому Вы не можете принять на работу только потому что гражданин Украины зарегистрирован в журнале учета ли, прибывших из зоны конфликта.
СпроситьЗдравствуйте!
У гражданина Украины для работы без патента должно быть разрешение на временное проживание либо он должен обладать статусом беженца.
Если у него нет РВП или статуса беженца, то Вы не можете принять его на работу.
СпроситьОн должен получить временное убежище в РФ , тогда на работу принять можно без патента .
ст. 8 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-I "О беженцах" в ред. от 02.07.2013
СпроситьНет, закон этого не предусматривает. - Перечень ч. 4 ст. 13 исчерпывающий. Это гражданин должен оформить патент или свидетельство о предоставлении временного убежища.
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 31.12.2014)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации 4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 320-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;
(пп. 7 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;
(пп. 8 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;
(пп. 8.1 введен Федеральным законом от 21.04.2011 N 80-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
(пп. 9 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 106-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации;
(пп. 10 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 204-ФЗ)
11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;
(пп. 11 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 127-ФЗ)
12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.
(пп. 12 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 127-ФЗ)
СпроситьС 16 мая 2014 года действуют упрощенные правила приема на работу для иностранцев, получивших временное убежище на территории РФ, - до утраты или лишения их временного убежища (подп. 12 п.4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Такие иностранцы не должны получать разрешение на работу.
СпроситьЮристы ОнЛайн: 83 из 47 429 Поиск Регистрация