Не согласна с ответом банка - мошенничество и потеря денежных средств

• г. Славгород

Меня зовут Галина. 28.06.2015 года примерно в 23.18 по местному времени пришло смс сообщение от службы сбербанка (номер 900) о том, что с моей карты была снята сумма 7950+ 79,50 комиссия, но я данную операцию не совершала. Я зашла в систему сбербанк онлайн, убедилась, что действительно была снята данная сумма и незамедлительно обратилась в службу поддержки по номеру 495-500-5550. О том, что произошло, я сообщила оператору. Оператор заблокировала карту и посоветовала обратиться с претензией в отделение сбербанка и написать заявление в отделение полиции, так как на лицо был факт мошенничества. Что я утром и сделала.

Я получила ответ на свою претензию. Там было написано, что деньги были переведены на карту ХХХХХХХ 2739 и банк не имеет право на списание денежных средств со счетов получателей.

Я не согласна с данным ответом, так как я незамедлительно обратилась в службу поддержки сбербанка и сообщила о факте мошенничества и хотела бы, чтобы данная сумма была мне возвращена (для меня это значительная потеря). Оператор сбербанка прекрасно знает, на чей счет ушли деньги………. Почему мои (как добросовестного клиента банка) интересы не учитываются? Почему учитываются интересы мошенников? В отделении полиции мне сообщили, что сбербанк с полицией не сотрудничает (не сообщают ФИО клиентов, которые незаконным путем присваивают денежные средства) и поэтому вероятность найти мошенников сводиться к нулю. И получается замкнутый круг… Очень хотелось бы вернуть свои деньги, ведь я не сообщала мошенникам пинкод, пароли и пр. …. Все было сделано без моего ведома.

Как быть дальше?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Подавать иск в суд с требованием взыскания денежных средств.

В обоснование требований указываете: ММ ГГГГГ было направлено заявление о возврате денежных средств в размере хх ххх рублей, а также неправомерно удержана комиссия. Однако, ответчиком данное заявление в нарушение ч. 15 ст. 9 Федерального закона «О национальной платежной системе» удовлетворено не было. Никаких доказательств того, что мною был нарушен порядок использования банковской карты ответчиком представлено не было.

В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, а также иных правовых актов.

Согласно п. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежныесредства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Договором банковского счета может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом (п. 3 ст. 847 ГК РФ).

По смыслу п. 3 ст. 847 ГК РФ при совершении операций с банковской картой, проводимых через банкомат, таким распоряжением являются предъявление карты и введение ПИН-кода.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от хх января 1996 года N 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», п. 1 ст. 1 Закона РФ от хх февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги), возникающие правоотношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в подп. «д» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Рф от хх июня 2012 года N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей следует учитывать, что под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежныхсредств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденным Центральным Банком Российской Федерации хх декабря 2004 года N 266-П (в редакции Указаний ЦБ РФ от хх сентября 2006 года N 1725-У, от хх сентября 2008 года N 2073-У, от хх ноября 2011 года N 2730-У, от хх августа 2012 года N 2862-У), предусматривается, что отношения с использованием кредитных карт регулируются договором банковского счета, внутренними правилами (условиями) кредитной организации по предоставлению и использованию банковских карт (пункты 1.10, 1.12).

Банк, как организация, осуществляющая согласно ст. 1 Федерального закона от хх декабря 1990 года N 395-1 «О банках и банковской деятельности» деятельность, связанную с извлечением прибыли, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей перед держателем карты независимо от своей вины, в том числе, за осуществление платежа по распоряжению неуполномоченного лица. Принцип ответственности банка как субъекта предпринимательской деятельности на началах риска закреплен также в п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу положений, которого лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Владелец карты - физическое лицо несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства только при наличии своей вины по основаниям, установленным ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Аналогичные основания ответственности и условия освобождения от ответственности предусмотрены ст. 13, 14 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Исходя из указанных положений следует, что банк в силу своего положения является специалистом на рынке финансовых услуг, занимается предпринимательской деятельностью, в связи с чем, несет риски, определяемые характером такой деятельности.

Банковская услуга должна гарантировать клиенту защиту денежныхсредств от неправомерного получения персональной информации путем дистанционного банковского обслуживания. Иное толкование означало бы освобождение банков от ответственности за создание безопасного банковского продукта, т.е. таких условий (программных продуктов), при которых исключается возможность несанкционированного доступа к счету клиента.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от хх октября 1998 года N 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежнымисредствами» необоснованным списанием денежныхсредств с расчетного счета клиента является списание, произведенное в сумме, большей, чем предусмотрено платежным документом, а также списание без соответствующего платежного документа либо с нарушением требований законодательства.

Согласно п. 3.1.3 Правил выдачи и использования банковских карт VISA в ОАО «БайкалИнвестБанк» в случае утраты ПИН-кода или карты, в случае возникновения риска незаконного использования карты, клиент Банка обязан уведомить об этом Банк любыми доступными средствами связи. В случае утери или кражи Банковской карты , а также если Держатель узнал, что его ПИН-код стал известен другому лицу, Держатель должен незамедлительно сообщить об этом по телефонам в подразделения Банка, либо в службу круглосуточной клиентской поддержки по телефону (495)23-23-7-23 для приостановки операций, совершаемых по счету с использованием Банковской карты. (п. 7.6 Правил). В течение 5 календарных дней после событий, Держатель должен подтвердить свое устное сообщение письменно, направив заявление произвольной формы в подразделение Банка, выдавшее банковскую карту, либо в ближайшее подразделение Банка (п. 7.7 Правил).

Спросить