Право на приватизацию земли при продаже дома - кто может его получить?
₽ VIP
Господа юристы. В 1958 г. мой дед купил дом стоящий на участке 6 сот (об этом написано в договоре купли-продажи), в дальнейшем на дом оформили право собственности, а на землю нет. В 2006 г. дед умер, его жена (моя бабушка) вступила в права наследства на дом. Сейчас дом решили продать, будет ли новый хозяин иметь право на приватизацию этой земли или ее может приватизировать только моя бабушка и вообще у нее есть такое право?
Да, и бабушка, и новый хозяин могут оформить земельный участок в собственность. Статья 36 Земельного кодекса РФ.
СпроситьИнга! Бабушка Ваша вправе приобрести земельный участок в собственность. Ей это в настоящее время обойдется дешевле, и одновременно существенно увеличится цена домовладения в случае его продажи.
Статья 35 Земельного кодекса РФ. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение
1. При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
СпроситьЗдравствуйте, Инга!
Новый хозяин будет иметь право на приватизацию земли, сейчас еще идет дачная амнистия, но Вам нужно с продажей торопиться.
По деньгам ничего особо не изменилось: кадастрирования-то никто не отменял. Существенная разница лишь в том, что дачникам теперь нужно обращаться с просьбой о приватизации не в суды, а к чиновникам. В этом и заключается суть амнистии: существование нелегального самостроя перестает рассматриваться государством как преступление. Нужно иметь хотя бы одну бумажку, удостоверяющую ваши права на участок, — можно даже бумажку советского или дореволюционного образца. Именно это обстоятельство и вызвало опасение у многих граждан: а ну как алчные соседи захотят под шумок отхватить себе часть участка, пользуясь его временной «бесхозностью»?
Правительство подобных опасений не разделяет. Правда, логика этого олимпийского спокойствия весьма спорная: мол, каждая сотка будет облагаться налогом, а значит, регистрировать лишнюю землю без надобности неразумно.
Куда важнее то, что каждому желающему отхватить лишнюю сотку земли сначала необходимо будет получить на это разрешение дачного сообщества, как это предписывает закон.
«Основанием для регистрации является кадастровый план земельного участка, при изготовлении которого проводятся работы по межеванию и установлению границ земельного участка, в которых участвуют собственники соседних участков. В случае спора о границах регистрация участка оформляется на основании решения суда. Таким образом, захватить чужие земли, не нарушив закона, невозможно», — объяснил директор юридической фирмы «Частное право» Михаил Лукьянчиков.
Поскольку принятый закон упрощает процедуру оформления права собственности лишь на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не стоит опасаться возможной регистрации крупных участков земель. Трудно найти граждан, которые владеют десятками гектаров дачных участков и при этом способны платить налог за зарегистрированные излишки земли.
Более того, чтобы воспользоваться упрощенной процедурой оформления, необходимо, чтобы земля была предоставлена до 30 октября 2001 г. (дата вступления в силу действующего Земельного кодекса РФ).
«Немногие смогли заглянуть на пять лет вперед и в ожидании желаемой амнистии выбить себе максимально крупный земельный участок (особенно если учесть, что земли в личное пользование граждан предоставлялись не гектарами, а по установленным нормам: пресловутыми шестью сотками). Вряд ли начнутся самозахваты типа «пришел, огородил себе участок и зарегистрировал на него право собственности». Прокрутить такую операцию невозможно, ведь в Регистрационной палате у гражданина потребуют документ о предоставлении участка и кадастровый план. При этом не исключена возможность мелких злоупотреблений амнистией — например, попыток регистрации участка размера, немного превышающего указанный в правоустанавливающем документе. Закон запрещает отказывать в госрегистрации в случае несовпадения данных о площади земельного участка в правоустанавливающем документе и кадастровых данных. Пожалуй, в этом нет большой беды. Если земля попросту ничейная, то, может, будет лучше, если у нее появится собственник?» — пояснил генеральный директор управляющей компании Prime Development Всеволод Карлов.
В случае несогласия землевладельца с назначенными границами участка он может обратиться к местным властям с просьбой перемерить земли.
По оценке специалистов, сегодня полностью оформленные документы имеют не больше 10% дачников ближнего Подмосковья. 12% объектов обеспечены в лучшем случае документами на землю. 78% владельцев недвижимости и земель вообще не имеют никаких бумаг или располагают неправильно оформленными документами. В дальнем Подмосковье не легализованы до 90% участков.
Аналитики полагают, что с введением новой системы регистрации несанкционированных построек и земель эти цифры резко сократятся, ведь поддержать идею правительства — в интересах населения. Законно оформив нелегальное имущество в собственность, граждане получат на него все права, в том числе смогут передавать по наследству.
Тем временем государство тоже не останется в проигрыше, уверена часть аналитиков. «Вследствие регистрации прав на недвижимое имущество все данные о владельцах недвижимости будут внесены в единый государственный реестр прав. У государства появится доступ к информации о каждом владельце недвижимости и — как следствие — дополнительные источники для пополнения государственной казны за счет сбора налогов», — пояснил Михаил Лукьянчиков.
При этом любопытно, что федеральный бюджет, в отличие от муниципалитетов, получит прямые доходы не в перспективе, а уже сейчас. «Дело в том, что в федеральный бюджет зачисляется лишь госпошлина за регистрацию прав в упрощенном порядке. Если принимать во внимание, что в России порядка 20 млн потенциальных собственников, а размер госпошлины всего 100 рублей, то общий максимальный доход федерального бюджета от реализации законопроекта составит порядка 2 млрд рублей. Согласитесь, это весьма незначительная сумма по государственным меркам. Прибыль со сборов земельного налога и налога на собственность федеральный бюджет получать не будет, ведь ведение этими налогами передано муниципалитетам — они и получат основной доход от реализации закона о «дачной амнистии», — заключил Всеволод Карлов.
Впрочем, «даже» два миллиарда — это, согласитесь, не так уж плохо, учитывая тот факт, что государство не приложит для их получения практически никаких усилий. Не стоит также забывать и о доходах фирм, которые будут проводить кадастрирование, — они могут получить до 300 миллиардов рублей, а это, согласитесь, уже более чем существенно. (Кстати, эти фирмы не всегда далеки от чиновников, в смысле сообщающихся карманов.)
Наконец, ставка налога на недвижимое имущество, которое будет легализовано после «дачной амнистии», еще не определена и едва ли будет определена до 2008 года. Но, как показывает история с введением налога на землю — а в некоторых регионах он уже превышает тысячу долларов в год за стандартный участок (см. № 67 «Новой» за этот год), — расслабляться не стоит.
По мнению экспертов, амнистия может повлиять и на объемы рынка страхования загородной недвижимости. Поскольку около 80% фактических владельцев дачной недвижимости не могут подтвердить свои законные права на нее, страховщикам приходилось принимать решение о страховке по косвенным документам. Теперь же ситуация изменится.
Словом, во всей этой истории есть только одна категория, которая не получит никакой финансовой выгоды: простые владельцы садовых участков, которым сейчас и в перспективе придется существенно раскошелиться только для того, чтобы государство признало их право на собственность.
Спроситьсогласно ч. 3, ст. 28 ФЗ "о приватизации государственного и муниципального имущества" собственник объекта недвижимости, не являющейся самовольной постройкой и расположенного на земельном участке, относящегося к государственной и муниципальной собственности, обязан либо взять в аренду (49 лет) либо приобрести у государства или муниципального образования указанный земельный участок. Отказ в выкупе земельного участка или предоставления его в аренду не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с абз. 1, п. 9.1 ФЗ "о введении в действие Земельного кодекса РФ" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства на праве пожизненно наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок .
аб. 3 п. 9.1 вышеуказанного закона: Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, указанных выше и находящихся в гос. или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки.
Спросить