В Саровский городской суд
Нижегородской области
Истец: Лазарева Раиса Васильевна
Лазарев Николай Михайлович.
Нижегородская область, г.Саров, ул.Некрасова,3-31
5-69-61
Ответчик: Государственное учреждение
Управление Пенсионного фонда
Российской Федерации в городе
Сарове Нижегородской области
Нижегородская область, г.Саров ул.П.Морозова, д.2
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о необоснованном отказе в назначении пенсии.
Мы, Лазарев Николай Михайлович 1935 г.р. и Лазарева Раиса Васильевна 1939 г.р., граждане Республики Казахстан, пенсионеры с 1990 г., проживаем в РФ с 25.05.03 года, имеем разрешение на временное проживание в РФ и зарегистрированы в г. Сарове Нижегородской области по ул. Некрасова,3-31.
17 ноября 2003 года мы обратились в пенсионный отдел ГУ УПФ РФ в г.Сарове Нижегородской области с заявлением о назначении пенсии в РФ с июня 2003 г. (пенсия по прежнему месту жительства выплачена по май 2003 года, т.е. на момент выезда с территории Республики Казахстан в соответствии с международным Соглашением от 13 марта 1992 г.), предоставив необходимые документы (пенсионное дело, справку об окончании выплат по прежнему месту жительства, трудовые книжки и копию национального паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства в г. Сарове на основании разрешения на временное проживание в РФ).
Пунктами 1 и 4 Указания № 1-1-У Министерства социальной защиты населения от 18.01.1996 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение лиц, прибывших на жительство в Россию из государств, бывших республик Союза ССР, осуществляется по месту жительства на территории России при наличии необходимой регистрации об этом.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших Республик Союза ССР, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
В силу ст.1 Соглашения пенсионное обеспечение в этом случае осуществляется по законодательству государства, на территории которого граждане проживают.
Назначение пенсии производится по месту их жительства (ч.1 ст.6 Соглашения).
Конституцией РФ (ч.1 ст.15) и Законом «О государственных пенсиях в РФ» (ст.1) закреплен общий принцип применения норм права, заключающийся в том, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Кроме того, согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, от 20 января 1995 г., гражданин одной Стороны считается постоянно проживающим на территории другой стороны, если он на основании разрешения, выданного этой другой Стороной, постоянно проживает на ее территории, и при этом не является также постоянно проживающим на территории стороны своего гражданства. Адресный листок убытия с отметкой о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства и отметка в паспорте о снятии с консульского учета имеется в доказательство того, что мы не являемся постоянно проживающими на территории Республики Казахстан.
В соответствии с законодательством Российской Федерации под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), аренды или на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.
Согласно ст.3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан по месту жительства.
Таким образом, факт проживания в пределах Российской Федерации (место жительства) удостоверяется регистрацией по месту жительства.
Этот же порядок распространяется и на иностранных граждан.
Документальным подтверждением места жительства в Российской Федерации иностранных граждан являются национальный паспорт с отметкой о регистрации, либо свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное органами регистрационного учета, либо вид на жительство.
Еще раз напоминаем, что регистрация по месту жительства у нас имеется!
Считаем, что в пенсионном отделе необоснованно требуют предоставления вида на жительство, не признавая законную регистрацию по месту жительства как достаточное основание для назначения пенсии.
Инструкциями пенсионного отдела от 1996 г. определен срок обращения за назначением пенсии 6 месяцев после окончания выплат по прежнему месту жительства (т.е. до 17 февраля 2004 г.), однако эти инструкции уже не соответствуют Федеральным законам.
В частности, относительно требований предоставления вида на жительство и соблюдения сроков обращения за назначением пенсии.
Закон ФЗ-115, инструкции и Перечень документов, необходимых для назначения пенсии № 16/19 па от 27 февраля 2002 г Министерства труда и социального развития РФ и пенсионного Фонда РФ противоречат международным соглашениям 1992 и 1999 гг. о приобретении гражданства и пенсионном обеспечении граждан государств - членов Содружества Независимых Государств.
До вступления в силу 25 июня 2002 года ФЗ-115 и введения нового понятия «временное проживание» вид на жительство, был единственным документом, дававшим право на регистрацию по месту жительства и, как следствие - на назначение пенсии. Оформление вида на жительство производилось в течение 2-3 месяцев и, тем самым, соблюдались сроки обращения за назначением пенсии.
Разрешение на временное проживание оформляется в течение 6 месяцев и до получения вида на жительство гражданин обязан прожить на территории Российской Федерации от 1 года до 3-х лет.
Однако, Соглашением от 26 февраля 1999 года между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства (статья 1) предусмотрено предоставление гражданства независимо от срока проживания на территории Стороны предоставляемого гражданства.
Считаем требование предоставления вида на жительство необоснованным, так как законодательство предусматривает лишь понятие «необходимая регистрация по месту жительства».
Кроме того, органы пенсионного обеспечения аргументируют свои требования тем, что «только вид на жительство содержит в себе все необходимые сведения об иностранном гражданине»… Однако «разрешение на временное проживание» содержит абсолютно те же сведения. Оба понятия имеют крайние сроки, поэтому не может вид на жительство, выдаваемый сроком на 5 лет, являться подтверждением факта постоянного проживания.
Нет принципиальной разницы между сроками 3 года и 5 лет.
Основополагающим для назначения пенсии должен быть факт наличия законной регистрации по месту жительства на территории РФ, на основании разрешения, выданного органом исполнительной власти РФ.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст.3 ФЗ-115 от 25 июня 2002 г. правовое положение иностранных граждан в РФ основывается на Конституции Российской Федерации и состоят из настоящего Федерального Закона и иных федеральных законов. Наряду с этим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.
Просим:
1.Вынести решение о необоснованности отказа в назначении пенсии на основании разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации и регистрации по месту жительства в г.Сарове Нижегородской области;
2.Обязать ответчика назначить и выплатить пенсию с июня 2003 года.
Приложение: 1. Копии паспортов с отметкой о регистрации по месту жительства
2. Копия письма Л-25601-09/31665 от 10.12.03
3. Копия ответа и.о. начальника УПВС Нижегородской области
26/5-Л-407 от 11.08.2003 г.
4. Копия письма ГУ УПФ РФ в г.Сарове № 284 от 10.02.04 г
5-6. Копии заявлений о назначении (Лазарев Н.М.) (Лазарева Р.В.).
Дело дошдо до суда, к чему нужно быть готовой? Кто возьмет на себя отвественность дать квалифицированную правовую оценку иска, каков прогноз результата?
Наталья.