Обязанность задекларировать зарубежные счета для граждан РФ с ВНЖ - нет выхода из ситуации?
995₽ VIP
Я гражданин РФ, постоянно проживающий за рубежом (ВНЖ).
Федеральным законом от 21.07.2014 № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена обязанность физических лиц – резидентов РФ с 1 января 2015 г. предоставлять в налоговые органы отчеты о движении денежных средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках. Ранее данная обязанность существовала только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом речь в данном случае идет не о налоговом резидентстве (с которым проблем нет), а о ВАЛЮТНОМ, понятия о котором в законе четко не прописаны. Между тем именно Законом о валютном регулировании предусмотрена основная ответственность: наказывается штрафом в размере от ¾ до одного размера суммы операции (75-100%) на незадекларированных зарубежных счетах. Важное значение в вопросе привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства имеет содержание понятия «валютный резидент» (не путать с налоговам резидентом). Ранее валютным резидентом признавалось лицо, являющееся гражданином РФ, за исключением лиц, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с его законодательством. Однако новая редакция Закона о валютном регулировании, вступившая в силу 5 июня 2012 г., изменила данное правило. Теперь, в соответствии с подп. «а» п. 6 ст. 3 Закона о валютном регулировании, для непризнания лица валютным резидентом данное лицо должно не менее года:
–постоянно проживать в иностранном государстве (в т.ч. на основе соответствующего паспорта или вида на жительства)
–временно пребывать в иностранном государстве (в т.ч на основе рабочей или учебной визы или их совокупности).
При этом при въезде на территорию России (даже однократном) указанное лицо приобретает статус валютного резидента РФ, что было подтверждено Росфиннадзором и судами общей юрисдикции. В частности, в Определении Московского городского суда от 04.04.2014 по делу № 33-10871/14 судом было прямо указано, что «при въезде на территорию Российской Федерации гражданин РФ, получивший в соответствии с положениями валютного законодательства статус нерезидента, утрачивает такой статус. В этом случае гражданин Российской Федерации может восстановить статус нерезидента при непрерывном пребывании в иностранном государстве не менее года». Аналогичная позиция обозначена в Апелляционном определении Московского городского суда от 14.12.2012 по делу № 11-31155. Для потери данного статуса и приобретения статуса валютного нерезидента лицо может только по истечении непрерывного годового проживания (пребывания) в иностранном государстве.
Означает ли это, что согласно действующему законодательству все граждане РФ (в т.ч. имеющие двойное гражданство или ВНЖ и постоянно проживающие за рубежом) даже при однократном краткосрочном въезде на территорию РФ обязаны задекларировать свои зарубежные счета и ежегодно представлять отчеты о всех операциях по ним? Но это нонсенс! Есть ли какой-то выход из этой ситуации?
Поскольку Федеральным законом от 21.07.2014 № 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» такая обязанность была предусмотрена, то ее нужно исполнять. Это не нонсенс. Во многих странах есть подобное.
СпроситьВсе верно, вот выдержка из Апелляционного определения Московского городского суда от 14.12.2012 по делу N 11-31155, которая фактически означает, что резидентами являются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.
Согласно ст. 12 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации.
Переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления, за исключением операций, требуемых в соответствии с законодательством иностранного государства и связанных с условиями открытия указанных счетов (вкладов).
В силу пп. "а" п. 6 ст. 1 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резидентами являются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.
Спросить"Есть ли какой-то выход из этой ситуации?"
Не обращать внимание на казуистику законов.
Ст. 14 ГК РФ указывает:
"Допускается самозащита гражданских прав.
Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения".
Пока Вам не предъявят требование о декларации зарубежных счетов, Вы невиновны.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
СпроситьДо сих пор четкого регулирования Вашей ситуации на законодательном уровне нет.
с 01.01.2015 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
В соответствии со ст.12 указанного Закона для граждан РФ, помимо обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ, с 1 января 2015 г. введена обязанность представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по указанным счетам (вкладам) с подтверждающими банковскими документами.
Форма отчета и Правила представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819.
Согласно этому Постановлению резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете, по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории РФ, представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.
Однако в п.1 данных Правил указано, что они не распространяются на физических лиц - резидентов. В то же время иного порядка преставления отчёта о движении денежных средств на данный момент не утверждено.
Поэтому во избежание претензий со стороны налоговых органов физическому лицу всё же следует представить в налоговый орган по месту своей регистрации отчёт о движении денежных средств по каждому счету, открытому за пределами РФ, в соответствии с утверждёнными Правилами в 2-х экземплярах до 30 числа месяца следующего за отчётным кварталом. Следует отметить, что указанный отчет представляется независимо от наличия либо отсутствия движения денежных средств по счету.
При этом по действующим Правилам подтверждающие банковские документы представляются в виде нотариально заверенных копий. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, также заверенный у нотариуса (п.7 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819).
В то же время следует отметить, что в настоящее время возможность привлечения к ответственности граждан за нарушение сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами на основании ч.6 ст.15.25 КоАП является спорной, поскольку, как было указано выше, действующие в настоящее время Правила на физических лиц не распространяются.
Источник www.4dk-audit.ru
СпроситьПриняты изменения в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», на основании которых все резиденты, имеющие счета в зарубежных банках, будут обязаны предоставлять в налоговые органы отчеты о движении средств по этим счетам, прикладывая оригиналы документов и нотариально-заверенные переводы.
СпроситьДобрый день!
Согласно ст.14 ГК РФ допускается самозащита гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
СпроситьГраждане России (кроме чиновников) имеют право открывать личные счета в зарубежных банках, уведомляя об этом российские налоговые органы. Но перечень операций по этим счетам, разрешенных валютным законодательством, довольно узок. На них можно переводить собственные средства из России, получать подарки от родственников и зачислять доходы от ряда зарубежных операций. Не входящие в перечень разрешенных операции нужно проводить сначала через счета в российских банках. Средствами с зарубежных счетов можно оплачивать товары и услуги (кроме территории России).
С конца 2012 г. Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрены штрафы в размере 75-100% от суммы операции за совершение не только запрещенных валютным законодательством операций, но и за совершение операций с нарушением валютного законодательства (в случаях, не предусмотренных валютным законодательством), и за совершение операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на зарубежные счета (в случаях, не предусмотренных валютным законодательством), подчеркивают авторы статьи. Таким образом под фактически конфискационные штрафы попадают практически все не перечисленные в законодательстве зачисления на зарубежные счета и последующие расходные операции с использованием этих средств.
В 2014 г. правила, определяющие режим зарубежных счетов физлиц, были смягчены: на них разрешили зачислять проценты по вкладам, зарплату и некоторые другие виды дохода, а на счета в странах - членах ОЭСР и ФАТФ - и доходы от сдачи в аренду зарубежной недвижимости, процентный (купонный) доход и иные доходы по внешним ценным бумагам. Но перечень разрешенных зачислений до сих пор не включает в себя многие типичные операции, которые невозможно или технически сложно проводить через российские счета. Например, в него не вошли стандартные инвестиционные операции, совершаемые гражданами России за рубежом в иностранных банках, а также операции, необходимые для ликвидации КИК и возврата активов на личные задекларированные счета россиян.
Еще одной проблемой является разница в определении понятий валютного и налогового резидента. Валютными резидентами РФ сейчас не признаются граждане России, постоянно или временно находящиеся за рубежом не менее года. При этом признанный в соответствии с положениями валютного законодательства нерезидентом россиянин утрачивает этот статус при въезде на территорию РФ - такова позиция Росфиннадзора, подтвержденная судами общей юрисдикции. Для восстановления статуса нерезидента гражданину необходимо опять провести на территории иностранного государства не менее года. При этом зачастую валютный резидент РФ не является ее налоговым резидентом и не имеет обязанности по уплате налогов в российский бюджет, но должен будет заплатить штрафы за нарушение валютного законодательства.
Среди возможных нарушений валютного законодательства авторы статьи указывают такие ситуации, как, например, продажа недвижимости в Австралии (страна - член ОЭСР и ФАТФ) проживающим там гражданином РФ, налоговым нерезидентом, дважды в год приезжающим на родину - зачислив доход от этой сделки на свой счет в австралийском банке, гражданин совершает операцию, не разрешенную валютным законодательством РФ, ему грозит штраф до 100% от суммы сделки. Или гражданин РФ, налоговый нерезидент, постоянно проживающий в Болгарии или на Кипре (не являются членами ОЭСР и ФАТФ), приезжающий в Россию раз в год, сдает в аренду свои апартаменты в этих странах и получает арендные платежи на свой счет в местном банке - это нарушение валютного законодательства, так как получать доходы от аренды недвижимости разрешено только на счета в странах-членах ОЭСР и ФАТФ, штраф составит до 100% от суммы доходов. Если же указанные граждане будут оплачивать свои расходы за рубежом из упомянутых средств, они снова нарушат валютное законодательство РФ и должны будут заплатить штраф до 100% от израсходованной суммы.
По мнению юристов, такая практика может привести к массовым отказам от приезда на родину, а также от российского гражданства. Кроме того, объявленная кампания по деофшоризации и амнистия капиталов не могут быть успешно реализованы без параллельной серьезной либерализации валютного законодательства в РФ, полагают авторы статьи.
Спросить---выход один. принимать гражданство страны пребывания. а согласно ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ,
4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет Центральный банк Российской Федерации.[u][/u]
(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ)
---вам есть над чем подумать. можете заказать платную консультацию у любого выбранного вами юриста.
Спроситьсогласно "пункту 6 части 1 статьи 1" Закона N 173 резидентами являются, в том числе:
- физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;
- постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Из этого не следует, что после истечения 1 года с момента получения вида на жительство нельзя приезжать в РФ без риска утратить статус валютного нерезидента. Суд вольно трактует закон. Это может относиться только к временно пребывающим за границей, а не постоянно проживающим.
СпроситьУважаемые господа юристы! Порядок представления отчетов и сроки прекрасно расписаны в действующем законодательстве и в уточнении не нуждаются. Мой вопрос заключается в том, что статус ВАЛЮТНОГО нерезидента нечетко прописан и не очень понятно теряет ли гражданин РФ, постоянно проживающий за рубежом (имеющий двойное гражданство или ВНЖ) этот статус даже при однократном краткосрочном въезде в РФ. При такой постановке вопроса все наши соотечественники имеющие второе гражданство (включая те миллионы, кто родился и всю жизнь прожил за рубежом), даже при однократном краткосрочном визите в родные пенаты автоматически становятся ВАЛЮТНЫМИ резидентами и вынуждены будут задекларировать все свои зарубежные счета и ежегодно представлять отчеты по ним. Но это означает железный занавес на въезд в РФ для граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом! Есть ли уже какая-то практика по этому вопросу?
СпроситьПрактики нет почти никакой. Есть только позиция отдельных органов. Так, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора России придерживается
следующей позиции:при въезде на территорию РФ гражданин РФ, получивший в соответствии с положениями валютного законодательства статус нерезидента, утрачивает такой статус. В этом случае гражданин РФ может восстановить статус нерезидента при непрерывном пребывании в иностранном государстве не менее одного года.
Следовательно, по мнению Росфиннадзора для утраты статуса нерезидента имеет значение только факт пересечения границы РФ, при этом не имеет значение на какой срок приехал гражданин РФ.
Данная позиция подвергается значительной критике. Законодатель в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» использует термин «постоянное проживание», а не «непрерывное пребывание». Указанные термины вовсе неидентичные.
Является ли российский гражданин «постоянно проживающим» в иностранном государстве или нет может решаться только в соответствии с законодательством этого иностранного государства. В связи с чем, представляется, что утрата российским гражданином статуса нерезидента по валютному законодательству России может быть обусловлена только прекращением его статуса в качестве лица, постоянно проживающего в иностранном государстве, исходя из положений законодательства этого
государства. И если законодательство иностранного государства не связывает факт выезда российского гражданина на свою родину с утратой им статуса лица постоянно проживающего в этом иностранном государстве, то это не должно влечь для последнего утрату статуса нерезидента для целей российского валютного законодательства.
Верховный суд РФ пока что эту проблему никак не обозначил. Поэтому остается пока что только ждать либо обращаться самостоятельно в высшие судебные органы,
СпроситьСогласно статье 4 пункту 6. Закона 173-ФЗ, Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
Учитывая вышеизложенное и в целях соблюдения валютного законодательства, может ли гражданин России, приезжающий в РФ в краткосрочную командировку, но имеющий статус постоянного жителя в иностранном государстве в соответствии с нормами этого государства, считаться по российскому законодательству нерезидентом, если это ему это выгодно?
СпроситьЕсли исходить из анализа иностранного законодательства (гражданин РФ остается в качестве постоянно проживающего на территории иностранного государства), и из того, что все сомнения будут трактоваться в его пользу, то он может сохранить статус нерезидента. Но опять же - четкого понятия в законе нет.
СпроситьЮристы ОнЛайн: 113 из 47 429 Поиск Регистрация