Как перевести мини-гостиницу в нежилое помещение после запрета хостелов в жилых домах?
199₽ VIP

• г. Иркутск

Имею мини гостиницу в жилом доме на 1 этаже,5 комнат/номеров. Приняли закон о запрете хостелов в жилых домах. Как мне перевести площадь в нежилое помещение?

Читать ответы (4)
Ответы на вопрос (4):

Добрый день!

Вам необходимо обратиться в Администрацию с заявлением согласно ст.23 Жилищного кодекса РФ.

1. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). 2. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Спросить

Здравствуйте. Жилищный кодекс в ст. 22 содержит исчерпывающий перечень условий, при наличии которых возможен перевод жилого помещения в нежилое:

– помещение должно иметь отдельный вход либо техническую возможность оборудования такого входа (обычно из оконного проема);

– помещение не должно быть частью жилого помещения (т.е. являться долей, не представляющей собой изолированное помещение);

– в помещении никто не зарегистрирован, то есть оно не является для кого бы то ни было местом постоянного проживания;

– помещение не обременено правами третьих лиц.

Также при переводе в нежилое помещение квартиры в многоквартирном доме необходимо, чтобы эта квартира располагалась на первом этаже. В случае, если квартира располагается выше первого этажа, ее перевод в нежилое помещение возможен только при условии, что все помещения, расположенные непосредственно под квартирой, также являются нежилыми.

Порядок перевода

В Жилищном кодексе содержится общий порядок перевода жилого помещения в нежилое. Более подробная регламентация данного процесса предусматривается, как правила, в актах органов субъектов федерации, поскольку этот вопрос отнесен к их ведению.

Для перевода собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо (на основании доверенности) представляет в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения следующие документы:

1. Заявление о переводе помещения. В Жилищном кодексе не предусмотрена форма такого заявления, но в некоторых субъектах федерации нормативными актами утверждены формы заявлений, которыми и следует руководствоваться. Если же законодательное закрепление формы заявления отсутствует, то заявитель вправе подать заявление в свободной форме.

2. Правоустанавливающие документы на переводимое помещение.

Таковым является свидетельство о праве собственности, выдаваемое в соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Для представления в орган достаточно будет нотариально заверенной копии.

3. Технический паспорт и план помещения (экспликация).

4. Поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.

Технический паспорт и поэтажный план дома выдает БТИ по месту расположения помещения на основании заявления и правоустанавливающих документов на помещение. Срок изготовления данного документа определяется субъектами федерации. В Москве, например, этот срок не может превышать 10 дней.

Стоит помнить о том, что технический паспорт и план помещения (экспликация) имеют ограниченный срок действия – 1 год с даты выдачи.

5. Подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве нежилого помещения).

Перечень документов, установленный ст. 23 Жилищного кодекса, является исчерпывающим и поэтому орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представления других, не предусмотренных законом, документов. В противном случае такое требование может быть обжаловано в суде.

Орган, осуществляющий перевод помещений выдает заявителю расписку в получении документов с указанием их перечня и даты их получения. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято не позднее чем через 45 дней со дня представления документов.

Не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения заявителю выдается или направляется документ, подтверждающий принятие решения. Одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа орган, осуществляющий перевод помещений, информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято решение.

При принятии решения о переводе, в случае если переустройство и (или) перепланировка не требуется, процесс перевода можно считать практически завершенным. Теперь остается только зарегистрировать право собственности на теперь уже нежилое помещение.

В случае необходимости проведения переустройства, или перепланировки переводимого помещения, или иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве нежилого решение о переводе должно содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.

Завершение указанных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений. Акт подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве нежилого помещения. После этого также происходит регистрация права собственности на нежилое помещение.

Спросить

Закон о запрете хостелов в жилых домах пока не принят.

Перевод жилого помещения в нежилое помещение согласно ст.23 Жилищного кодекса РФ вряд ли вам что-то даст. Статус гостиницы в жилом доме не получится оформить.

Спросить

Перевести жилое помещение в разряд нежилых вы сможете, если переводимое помещение принадлежит вам на праве собственности и расположено на первом этаже здания. Если ваше жилое помещение находится на втором этаже и выше, то перевести его в нежилое возможно, только если ниже расположены нежилые помещения (ч. 3 ст. 22 ЖК РФ).

Вход в будущее нежилое помещение должен быть отдельным, изолированным от лестничных площадок и входа в подъезд. Если отдельного входа нет, то должна существовать возможность такой вход построить.

В помещении никто не должен быть зарегистрирован и проживать. Также помещение не должно быть обременено правами иных лиц (например, в силу договоров ипотеки, аренды и т.п.).

Для согласования перевода жилого помещения в нежилое рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подготовьте проект переустройства и (или) перепланировки помещения.

Переустройство и (или) перепланировка помещения могут понадобиться для выполнения санитарных и противопожарных требований к будущему нежилому помещению, а также для оборудования отдельного входа. Консультацию о санитарных и противопожарных требованиях к помещению после его перевода в разряд нежилых для использования в качестве магазина, офиса и другого вы можете получить в отделении Роспотребнадзора и пожнадзора по месту нахождения помещения. Консультацию по вопросу получения разрешения на оборудование отдельного входа вы можете получить в территориальном органе, который занимается вопросами архитектуры и градостроительства (в Москве это ГУП "Главное архитектурно-планировочное управление").

Для экономии времени и защиты от возможного отказа в переводе помещения рекомендуем также проконсультироваться у специалистов компаний, которые занимаются оформлением документов для перевода помещений, по месту нахождения вашего помещения.

Разработку проекта переустройства (перепланировки) рекомендуем заказать в специализированной организации (либо у ИП), имеющей свидетельство СРО о допуске к проектным работам. При разработке проекта исполнитель (организация либо ИП) должен согласовать его в компетентных органах (Роспотребнадзоре, Главном архитектурно-планировочном управлении, пожнадзоре) и получить соответствующие разрешения.

Если переустройство (перепланировка) затрагивает часть общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (например, при оборудовании отдельного входа), то необходимо их согласие в форме решения общего собрания собственников многоквартирного дома. Решение оформляется в виде выписки из протокола общего собрания собственников (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ).

Шаг 2. Подготовьте документы.

Для перевода жилого помещения в нежилое потребуются следующие документы (ч. 2, 2.1 ст. 23 ЖК РФ; п. 3.1 Регламента, утв. Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2007 N 382-ПП):

- заявление о переводе жилого помещения в нежилое в двух экземплярах;

- правоустанавливающие документы (копии с предъявлением оригинала) на переводимое помещение, права на которое не зарегистрированы в ЕГРП;

- проект переустройства или перепланировки переводимого помещения в двух экземплярах.

Кроме того, могут потребоваться технический паспорт на помещение, поэтажный план дома, в котором находится переводимое жилое помещение, а также правоустанавливающие документы, если права на помещение зарегистрированы в ЕГРП. При этом вы вправе не представлять указанные документы. Для рассмотрения заявления орган, осуществляющий перевод помещения, запрашивает их самостоятельно (ч. 2.1 ст. 23 ЖК РФ).

Примечание. В целях экономии времени можно собрать указанные документы самостоятельно.

Шаг 3. Представьте документы в орган местного самоуправления, осуществляющий согласование перевода жилого помещения в нежилое, и получите уведомление.

В Москве эту функцию осуществляет Департамент городского имущества г. Москвы (далее - Департамент) по принципу "одного окна" (п. 2.1 Регламента).

Вы можете представить документы в орган местного самоуправления лично либо через уполномоченного представителя (в Москве - в Департамент). Вы также можете подать документы через многофункциональный центр предоставления государственных услуг (МФЦ).

Примечание. Узнать о ближайшем МФЦ вы можете в органе местного самоуправления или в Интернете.

Вам должна быть выдана расписка (выписка из электронного журнала регистрации) о том, что вы представили документы. Срок рассмотрения документов составляет не более 45 рабочих дней. Орган местного самоуправления (в Москве - Департамент) рассматривает документы бесплатно.

Если перевод согласован, орган местного самоуправления (в Москве - Департамент) выдаст вам уведомление о переводе жилого помещения в нежилое.

Если в согласовании отказано, выдается уведомление об отказе в переводе жилого помещения в нежилое. В случае несогласия данное решение может быть обжаловано у руководителя органа местного самоуправления (в Москве - у руководителя Департамента) либо в суде в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и свобод (ч. 1 ст. 256 ГПК РФ).

Причинами мотивированного отказа в выдаче уведомления о переводе жилого помещения в нежилое могут служить в том числе (п. 5.7 Регламента, утв. Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2007 N 382-ПП):

- представление заявителем неправильно оформленных или утративших силу документов;

- невозможность подготовки запрашиваемого документа в силу обстоятельств, ранее не известных при приеме документов.

Документ, подтверждающий принятое решение, должен быть выдан вам лично или вашему представителю по доверенности либо направлен по вашему адресу, указанному в заявлении.

Шаг 4. Проведите переустройство и (или) перепланировку и получите акт приемочной комиссии.

Если необходимо проведение работ по переустройству (перепланировке), о чем должно быть указано в уведомлении, то окончанием перевода помещения является акт приемочной комиссии, утверждаемый органом местного самоуправления. Для его получения необходимо по завершении всех работ подать заявление в орган местного самоуправления (в Москве - в Департамент). На основании данного заявления орган местного самоуправления формирует комиссию. Комиссия проводит осмотр помещения и подтверждает завершение переустройства (перепланировки) актом. Получение акта занимает от двух недель до двух месяцев. Плата не взимается.

Шаг 5. Представьте документы в территориальное отделение Росреестра или МФЦ и получите новое свидетельство о праве собственности на переведенное помещение или выписку из ЕГРП (п. 1 ст. 14 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).

Для регистрации перевода жилого помещения в нежилое вам потребуются следующие документы (п. п. 1, 2, 4 ст. 16 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ):

- заявление;

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- если документы подаются через представителя - доверенность (оригинал и копию).

Уплатите госпошлину в размере 350 руб. (пп. 33 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными документами не требуется. Однако заявитель вправе представить этот документ по собственной инициативе (п. 4 ст. 16 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).

Обратите внимание!

Если информация об уплате госпошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате госпошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются (п. 4 ст. 16 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).

Дополнительно вы также можете (но не обязаны) представить документы БТИ. Если вы этого не сделаете, Росреестр обязан самостоятельно запросить указанные документы в БТИ.

Документы можно представить лично, через многофункциональный центр, в электронной форме или направить по почте (п. п. 1, 2 ст. 16 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).

Срок государственной регистрации не должен превышать 10 рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов (п. 3 ст. 13 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).

Примечание. С 01.01.2015 свидетельство о государственной регистрации права оформляется в форме бумажного документа на официальном бланке Росреестра с изображением Государственного герба РФ. Свидетельство должно содержать свой учетный номер, при этом какие-либо степени защиты (например, водяные знаки и т.п.) действующим законодательством не предусмотрены (Информация Росреестра от 25.05.2015).

Если у вас нет времени либо желания ходить по инстанциям, вы можете обратиться в организацию, оказывающую услуги по согласованию перевода. Для этого потребуется представить посреднику необходимые документы и оформить доверенность.

Обратите внимание!

Как собственник помещения (жилого либо нежилого) вы обязаны платить налог на имущество физических лиц.

Спросить