периодичность проверок частных предпринимателей Обществом по защите прав потребителей (плановые, неплановые)?
Периодичность проверок частных предпринимателей Обществом по защите прав потребителей (плановые, неплановые)?
Никаких полномочий у всяких "обществ защиты прав потребителей" на проведение проверок нет. Закон не предусматривает. А различные общественные объединения пользуются в т.ч. и Вашей правовой неграмотностью.
Рекомендую внимательно прочитать Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 июня 2005 г. N 0100/4938-05-32
"О полномочиях общественных объединений потребителей"
------------------------------------------------------------------------------------
В связи с большим количеством обращений о полномочиях общественных объединений потребителей по защите прав потребителей Роспотребнадзор разъясняет.
Статья 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон) определяет права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) в области защиты прав потребителей.
Так, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
- участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
- проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
- проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и на-правлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
- распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов по-требителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
- вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реали-зации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
- вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействи-тельными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противо-речащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нор-мативным правовым актам Российской Федерации;
- обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдель-ных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Необходимо отметить, что отдельные общественные организации по защите прав потре-бителей в качестве единственного и приоритетного направления своей деятельности определя-ют контрольные функции, организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не отно-сящимся к их компетенции, ПРЕВРАТНО ИСТОЛКОВЫВАЯ ПРИ ЭТОМ ПРИНЦИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО (НЕГОСУДАРСТВЕННОГО) КОНТРОЛЯ, положенные в основу ст. 45 Закона.
Подобные факты ДИСКРЕДИТИРУЮТ общественное движение потребителей и не способст-вуют ни росту его авторитета, ни взаимопониманию с предпринимательским корпусом.
По мнению Роспотребнадзора, основными ОШИБКАМИ при проведении проверочных ме-роприятий представителями общественных объединений потребителей следует считать:
- требования о предъявлении субъектами предпринимательской деятельности трудовых догово-ров с работниками и их медицинских книжек;
- проверку соблюдения санитарных правил и норм;
- проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;
- проверку правильности применения контрольно-кассовых машин;
- проверку наличия и порядка ведения журнала учета мероприятий по контролю, предусмот-ренного ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", субъектами которого общественные организации не являются, И ПРОЧИЕ.
Необходимо отметить, что п. 2 ст. 45 Закона, предусматривающий возможность провер-ки соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также составление актов о выявленных нарушениях прав потребителей, сводит соответствующее право общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) к выявлению именно нарушений прав потребителей, т.е. к установлению фактов, свидетельст-вующих исключительно о несоблюдении императивных норм потребительского законодатель-ства, устанавливающих эти права.
Таким образом, в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потре-бителей" общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенной мерой яв-ляется разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и гра-ждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей.
--------------------------------------------------
Так что воспользуйтесь на будущее указанными разъяснениями Рспотребнадзора. И не поддавайтесь на попытки "общественных объединений" совершать проверки Вашей деятельности, являющиеся не чем иным, как незаконной узурпацией полномочий государственных органов.
СпроситьЮристы ОнЛайн: 106 из 47 429 Поиск Регистрация