Признать завещание недействительным

187 ответов адвокатов и юристов

Алексеенко Ирина Петровна
Подписчиков 11582
20.03.2025, 16:31
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 29.9М

Последующее завещание признано судом недействительным. Будет ли иметь силу прежнее завещание? Вопрос-ответ

В случае недействительности последующего завещания наследование осуществляется в соответствии с прежним завещанием. Это прямо указано в законе.
Подробнее
-1
65 комментариев
Раиса
10.03.2025, 15:14
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 225

Скажите, признает ли суд такое завещание недействительным после представления результатов экспертизы?

Здравствуйте. Мой отец умер, и его сожительница через полгода предоставила завещание. Я провела почерковедческую экспертизу, и её результаты показали, что вместо моего отца в завещании расписалась секретарь, которая регистрировала документ. Скажите, признает ли суд такое завещание недействительным после представления результатов экспертизы?

Раиса, конечно суд признает недействительным такое завещание

Раиса, конечно суд признает недействительным такое завещание

Шанс на отмену завещания большой.

Суд должен назначить судебную экспертизу.

Завещание могло быть подписано рукоприкладчиком, если отец самне мог подписать.

Результат вашей экспертизы суд не примет к вниманию.

Вам необходимо обратиться в суд о признании завещания недействительным, приложив экспертизу

Скажите, признает ли суд такое завещание недействительным после представления результатов экспертизы?

НЕТ!

Суд должен назначить судебную экспертизу, которая должна быть проведена с соблюдением всех процессуальных норм.

Да, суд должен признать завещание недействительным

суд признает недействительным такое завещание

Шансы большие.

суд признает недействительным такое завещание

Шаров Евгений
Подписчиков 4
18.01.2025, 23:53
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 12.4к

Завещание! Могут ли признать недействительным?

Здравствуйте ув. юристы? Ситуация следующая. Отчим при жизни оставил мне завещание на квартиру. После смерти я отправился к нотариусу для открытия наследственного дела. Потом объявилась его жена от первого брака, и заявлением остановила наследственное дело. Как выяснилось в последствии, при разводе они имущество не делили, а спорная квартира приобреталась в браке. Вопрос: может ли бывшая супруга отчима как-то оспорить завещание? Или признать его недействительным? Заранее благодарю за ответ
Это лучший ответ

Завещание оспорить она не сможет. Она сможет выделить свою 1/2 долю. В другую 1/2 долю, принадлежащую умершему, Вы вступите в наследство по завещанию.

Да половина квартиры ее

Согласно статье 34 Семейного кодекса Российской Федерации, имущество, приобретенное супругами в период брака, является их совместной собственностью, независимо от того, на чье имя оно оформлено. Это означает, что квартира, которая была приобретена вашим отчимом в период брака с первой женой, считается совместным имуществом супругов.

Если супруги не заключили брачный договор или соглашение о разделе имущества, то при разводе имущество делится поровну между ними. Если имущество не было поделено официально (через суд или соглашение), то формально оно остается общим даже после расторжения брака.

Завещатель (ваш отчим) имел право распорядиться своим имуществом по своему усмотрению, включая совместное имущество. Согласно статье 1130 Гражданского кодекса Российской Федерации, завещание может быть признано недействительным полностью или частично, если оно нарушает законные интересы других лиц, в том числе бывших супругов.

Даже если бывший супруг не указан в завещании, он может претендовать на обязательную долю в наследстве, если докажет, что он находился на иждивении умершего или имел право на содержание. Обязательная доля предусмотрена статьей 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Бывшая жена может обратиться в суд с иском о признании права собственности на половину квартиры, так как она была приобретена в период брака. Это основание вытекает из статьи 38 Семейного кодекса Российской Федерации.

Она может попытаться оспорить завещание, утверждая, что ваш отчим не имел права распоряжаться всей квартирой, так как половина принадлежала ей. Основаниями для оспаривания могут быть нарушения законодательства о совместной собственности супругов.

Если бывшая жена сможет доказать, что она находилась на иждивении вашего отчима или имела право на содержание, она может потребовать выделения обязательной доли в наследстве.

Здравствуйте Евгений!

В данном случае, бывшая супруга отчима не может как-то оспорить завещаниеи тем более признать его недействительным в судебном порядке (ст.131-132 ГПК РФ), так как нет никаких оснований.

Тем более в силу ст.1130 ГК РФ, завещание может быть признано недействительным полностью или частично, если оно нарушает законные интересы других лиц.

При необходимости можете обратиться к любому из юристов портала для содействия и защиты и подготовки правовых документов (ст.779 ГК РФ оказание юр.услуг).

Всего доброго!

Для оспаривания завещания нужны основания - как ввиду нарушения процедуры составления завещания (чего по изложенному не усматривается), так и по основаниям для признания сделок недействительными (статьи 168 - 179 ГК РФ). Если имущество не делилось, при этом оно подпадает под категорию совместно нажитого (статья 34 СК РФ), у жены есть шансы на признание за нею права собственности на 1/2 долю в спорной квартире. Такие дела.

Она может получить супружескую долю - половину квартиры, приобретённую в браке с умершим- ст

34 СК РФ. И это законно. Завещание её может не интересовать.

Здравствуйте.

Нет, оснований для признания завещания недействительным нет. Но если при расторжении брака имущество не делилось, а эта квартира была приобретена в браке, то она является совместно нажитым имуществом, и в наследственную массу войдет только половина (совместно нажитое имущество супругов означает, что каждому из супругов принадлежит 1/2 этого имущества).

В соответствии со ст.1150 ГК РФ:

Принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.

В ст.256 ГК РФ указано:

1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества....

В случае смерти одного из супругов пережившему супругу принадлежит доля в праве на общее имущество супругов, равная одной второй, если иной размер доли не был определен брачным договором, совместным завещанием супругов, наследственным договором или решением суда.

То есть, в суд в данном случае ей обращаться не нужно, она просто обращается к нотариусу с документами, свидетельствующими о том, что квартира - совместно нажитое имущество, и нотариус выделит супружескую долю, а Вам выдаст свидетельство о праве на наследство по завещанию на остальную половину.

P.S. Чтобы оспорить завещание, бывшей супруге придется обращаться в суд и там доказывать, что в момент оформления завещания наследодатель не понимал значения своих действий. Как правило, сделать это очень сложно (наследодатель должен быть, например, серьезно болен, состоять на учете и т.п.).

С уважением.

Здравствуйте, бывшая супруга может заявить свои права на половину на Следственного имущества, нажитого в совместном браке. Тем самым оспорить завещание в части половины квартиры.

Есть практика и практика ВС РФ. По аналогичному спору.

Определение Верховного суда РФ N 18-КГ17-217.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС напомнила коллегам о постановлении Пленума ВС N15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака". В этом постановлении есть пункт, в котором сказано, что срок исковой давности по подобным спорам действительно составляет три года, но он считается иначе. Не со времени прекращения брака, а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что его права нарушены. Такое положение содержится и в статье 200 Гражданского кодекса РФ.

"Срок исковой давности по требованиям о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, исчисляется с момента, когда бывшему супругу стало известно о нарушении своего права на общее имущество, а не с момента возникновения иных обстоятельств". Под этими обстоятельствами понимаются: регистрация права собственности на имущество за одним из супругов в период брака, прекращение брака, неиспользование спорного имущества и тому подобное.

Смотрите, завещание отменить невозможно, нет оснований.

Бывшая супруга может отжать через суд свою долю от совместно нажитого имущества, не более того.

То есть, придется с нею делиться имуществом, это если при разводе или после него совместное имущество супругов не делилось вовсе.

Имущество, приобретенное в период брака является совместным имуществом супругов.

- см. ст. 166-181 ГК РФ, ст. 34, 39 СК РФ, ст. 56, 131-132 ГПК РФ

Добрый день. Евгений, Вам остается ждать решения суда. Скорее всего она выделит 1/2 долю.

Пунктом 1 статьи 9 СК РФ установлено, что на требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность не распространяется, за исключением случаев, если срок для защиты нарушенного права установлен Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 33 СК РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.

В силу пункта 1 статьи 38 СК РФ раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 38 СК РФ в случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производится в судебном порядке.

Пунктом 7 статьи 38 СК РФ предусмотрено, что к требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности.

Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака", течение трехлетнего срока исковой давности для требований о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, брак которых расторгнут (пункт 7 статьи 38 СК РФ), следует исчислять не со времени прекращения брака (дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния при расторжении брака в органах записи актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - дня вступления в законную силу решения), а со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Таким образом, срок исковой давности может быть применен лишь к требованиям о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, при этом такой срок начинает исчисляться с момента, когда бывшему супругу стало известно о нарушении своего права на общее имущество, но не ранее времени расторжения брака. На раздел общего имущества супругов, который может быть произведен в период брака, исковая давность в силу статьи 9 СК РФ не распространяется.

Елена Геннадьевна
Подписчиков 1
08.12.2024, 18:31
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 180

И каковы мои шансы признать завещание недействительным?

Здраствуйте, родной брат при жизни написал завещание на двоюродную сестру-хотя я ему родной брат-живём через забор--30 лет вместе-ели пили вместе-новый год встречали вместе 30 лет за одним столом--после смерти оказалось--что он завещал всё своё имущество двоюродной сестре--которая приезжала к нему 1 раз в год. Дом родительский--но он оформил его на себя--родители умерли. Он не был женат--ни жены--ни детей. Можно ли оспорить завещание? И каковы мои шансы признать завещание недействительным?

Из вопроса у вас не усматривается никаких шансов.

Если брат при подписании завещания находился в состоянии не позволяющим понимать значение своих действий, либо в сильном душевном расстройстве, либо имел заболевание повлиявшее на его действия - можно.

Нет никаких шансов, если брат был дееспособен.

Здравствуйте, шансов у вас нет, исходя из текста вопроса.

Надо доказать факт,что его не насильно заставили составить это завещание,если это докажите,то шанс будет.

т.е если насильно,то у вас есть шанс.

Ваши шансы минимальны в данном случае.

брат сильно пил--запоями--несколько раз кодировался--болел--несколько раз лежал в больнице--прокапывали его--можно ли это в суде аргументировать при оспаривании завещания?

Аргументы вы можете приводить, но будет назначена судебно медицинская экспертиза. Она и даст ответ.

Никаких шансов.

и что--значит мне и не надо подавать заявление о вступлении в наследство? если нет никаких шансов? и взять мне из дома ничего нельзя?

Подать можете, но нотариус вам сообщит о завещании. Из дома взять можно только то, что разрешит наследник по завещанию.

Ничего из дома вам брать нельзя.

Для оспаривания завещания как правило нужны такие основания: 1. подпись не его, 2. он был психически болен, не отдавал отчет в своих действиях. Из текста вашего вопроса такие основания не усматриваются.

Уважаемая Елена Геннадьевна.

Если Ваш брат при составлении завещания у нотариуса находился в здравом уме и твердом рассудке и не имел в последние годы жизни никаких серьезных заболеваний, прежде всего психосоматического свойства, то шансов оспорить его завещание у Вас нет никаких.

а имею я право до пол года не пускать её в дом? пока она не вступит в наследство?

Ответ отключен модератором

Сказочников меньше слушайте, ничего вы не оспорите.

Шансов очень мало. Обратиться в суд можете, это ваше право, многое будет зависеть от результата посмертной судебной экспертизы.

Никаких шансов нет

Елена
Подписчиков 1
23.10.2024, 10:32
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 118

Что надежнее завещание или дарственная и что могут признать недействительным, что можно оспорить

Что надежнее завещание или дарственная и что могут признать недействительным, что можно оспорить

Надежнее - дарственная через нотариуса. Оспорить могут и то, и другое.

Здравствуйте

Если есть основания то можно и завещание и дарственную оспорить.

Исключите основания, по которым сделки могут признать недействительными.

Дарение надежнее. Завещание можно переписать, ст.1130 ГК.

Елена, дарственная, я считаю, более надежная. Оспорить ее более сложно (и не стоит забывать что при дарении право собственности переходит сразу к одаряемому лицу, а не после смерти дарителя).

Вот норма закона:

ГК РФ Статья 578. Отмена дарения

1. Даритель вправе отменить дарение, если одаряемый совершил покушение на его жизнь, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения.

оспорить можно и то и другое. Дарственная, на мой взгляд, надежнее, потому что по завещанию могут всплыть наследники на обязательную долю....с которыми придется делиться наследством, даже если есть завещание.

Здравствуйте, завещание можно оспорить, надежнее дарственная, через нотариуса.

Оспорить можно и договор дарения и завещание, если на это есть основания

Есть два правовых института - завещание и договор дарения. В разных случаях, для разных целей и для разных лиц надёжнее будет или завещание или договор дарения. Если бы абсолютно надёжным в любом случае, для любой цели и для любого лица был бы только один правовой институт, то он был бы единственным (или преимущественным) в правовом обороте. Заинтересованное лицо может обратиться в суд с целью признания недействительным завещания или договора дарения, то есть оспорить любой из этих документов. Решение суда будет зависеть от конкретных обстоятельств по конкретному спору и от наличия доказательств.

Завещание надежнее .Там только надо отслеживать мошенников и психическое состояние .

Оформите договор дарения, договор можно признать недействительным только при наличии оснований через суд.

Здравствуйте, оспорить можно оба документы, вопрос в правильности заключения, советую вести нотариуса видеозапись, чтобы в случае оспаривание, можно было приобщить запись в суде

Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Договор дарения заключается здесь и сейчас и соответственно исполняется сразу, завещание действует соответственно после смерти. Оспорить можно и то и другое,

Ответ отключен модератором

Aлена
Подписчиков 2
17.09.2024, 16:06
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 621

Хотят признать завещание недействительным

Как мне поступить? Мой любимый человек погиб в СВО в марте этого года. При жизни он оставил на меня завещание с формулировкой:" завещаю всё моё имущество которое ко дню смерти окажется мне принадлежащим в чём бы оно не заключалось и где бы не находилось". Юридически я ему никто. На милионные госвыплаты я право не имею. Но я имею право на денежные средства которые находились на его счетах в банках на день смерти. Поэтому открыла у нотариуса наследственное дело. Отец погибшего подал в суд о признании завещания недействительным, т.к подпись там другая, чем в паспорте наследодателя. Что в такой ситуации делать мне? Завещание настоящее, есть в реестре.

Возражать относи ельно иска, пусть отец просит об эксперьизе- ст. 79 ГПК РФ, суд разберётся, образцы почерка погибшего нужет найти и нотариуса допросить при случае в суде

Здравствуйте!

Подготовите возражения на иск.

Рекомендую Вам обратиться на очную консультацию к юристу/адвокату.

Это лучший ответ

Здравствуйте, Елена! Если подал в суд исковое заявление в суд в порядке, предусмотренном статьями 131-132 ГПК РФ, то Вам подавать возражения на заявленные исковые требования (ст.35, 149 ГПК РФ). Вполне возможно, что понадобится почерковедческая экспертиза (ст.79 ГПК РФ). Более того, если он оставил завещание, то дополнительный довод, что подпись ставил именно Ваш молодой человек, это тот факт, что завещание удостоверяется нотариально согласно требованиям Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I. Так что сильно вряд ли здесь должны быть проблемы, да и подпись со временем могла измениться.

Дополню свой ответ: нотариальное удостоверение завещание необходимо на основании статьи 1125 ГК РФ:

Статья 1125. Нотариально удостоверенное завещание

1. Нотариально удостоверенное завещание должно быть написано завещателем или записано с его слов нотариусом, а совместное завещание супругов должно быть передано нотариусу обоими супругами или записано с их слов нотариусом в присутствии обоих супругов. При написании или записи завещания могут быть использованы технические средства (электронно-вычислительная машина, пишущая машинка и другие).

2. Завещание, записанное нотариусом со слов завещателя, до его подписания должно быть полностью прочитано завещателем в присутствии нотариуса, а совместное завещание супругов, написанное одним из супругов, до его подписания должно быть полностью прочитано другим супругом в присутствии нотариуса. Если завещатель не в состоянии лично прочитать завещание, его текст оглашается для него нотариусом, о чем на завещании делается соответствующая надпись с указанием причин, по которым завещатель не смог лично прочитать завещание.

3. Завещание должно быть собственноручно подписано завещателем.

Если завещатель в силу физических недостатков, тяжелой болезни или неграмотности не может собственноручно подписать завещание, оно по его просьбе может быть подписано другим гражданином в присутствии нотариуса. В завещании должны быть указаны причины, по которым завещатель не мог подписать завещание собственноручно, а также фамилия, имя, отчество и место жительства гражданина, подписавшего завещание по просьбе завещателя, в соответствии с документом, удостоверяющим личность этого гражданина.

4. При составлении и нотариальном удостоверении завещания по желанию завещателя может присутствовать свидетель.

Если завещание составляется и удостоверяется в присутствии свидетеля, оно должно быть им подписано и на завещании должны быть указаны фамилия, имя, отчество и место жительства свидетеля в соответствии с документом, удостоверяющим его личность.

5. Нотариус обязан предупредить свидетеля, каждого из супругов при удостоверении совместного завещания супругов, супруга, присутствующего при удостоверении завещания другого супруга, а также гражданина, подписывающего завещание вместо завещателя, о необходимости соблюдать тайну завещания (статья 1123).

5.1. При удостоверении совместного завещания супругов нотариус обязан осуществлять видеофиксацию процедуры совершения совместного завещания супругов, если супруги не заявили возражение против этого.

6. При удостоверении завещания нотариус обязан разъяснить завещателю содержание статьи 1149 настоящего Кодекса и сделать об этом на завещании соответствующую надпись.

7. В случае, когда право совершения нотариальных действий предоставлено законом должностным лицам органов местного самоуправления и консульским должностным лицам, завещание может быть удостоверено вместо нотариуса соответствующим должностным лицом с соблюдением правил настоящего Кодекса о форме завещания, порядке его нотариального удостоверения и тайне завещания.

Ответ отключен модератором

Это лучший ответ

Здравствуйте, уважаемая Алена!

Вам в порядке ст 35 ГПК РФ подавать письменное возражение на иск. Завещание - это односторонняя сделка. Согласно ст 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделки означает проверку законности сделки. Это означает, что нотариальное удостоверение завещание подтверждает подлинность подписи завещателя.

А вообще, иск сформулирован неправильно. Поэтому вы легко выиграете дело. В главе 9 ГК РФ нет такого основания для признания завещания недействительным как не похожая подпись. Согласно ст 1131 ГК РФ не могут служить основанием недействительности завещания описки и другие незначительные нарушения порядка его составления, подписания или удостоверения, если судом установлено, что они не влияют на понимание волеизъявления завещателя. В свете этого положения не похожая подпись совершенно ничего не значит.

истории о таких героических поступках обычных людей были услышаны. Это помогает лучше понять трагедию, с которой сталкиваются мирные жители в зонах боевых действий. Надеюсь, что женщине и другим пострадавшим удастся найти безопасное убежище и необходимую помощь

Исходя из представленной ситуации, я бы посоветовал Вам следующее:

Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 1124), завещание должно быть нотариально удостоверено. Поскольку завещание было оформлено нотариально, это является сильным аргументом в пользу его действительности.

Возражения отца на основании несоответствия подписи можно оспорить, потребовав проведения почерковедческой экспертизы (ст. 79 ГПК РФ). Изменение почерка со временем – вполне распространенное явление.

Вам необходимо подготовить возражения на исковое заявление отца, ссылаясь на нотариальное удостоверение завещания (ст. 35, 149 ГПК РФ). Это является весомым доказательством в Вашу пользу.

Также Вы можете ссылаться на то, что согласно завещанию, Вы являетесь единственным наследником имущества Вашего молодого человека (ст. 1118 ГК РФ).

Здравствуйте, Алёна!

Подпись вообще никакого значения не имеет. Она может быть другой. Но если нотариус удостоверил завещание, значит подписал именно он.

Поэтому по этой причине недействительным завещание не признают.

Вам нужно подготовить возражения на иск (ст.35 ГПК РФ).

Это недорогая услуга.

Поэтому лучше это сделать.

Вы можете выиграть этот спор. Закон на Вашей стороне.

Уважаемая Алена, здравствуйте!

Соболезную. Не забывайте о собственном эмоциональном состоянии. Потеря близкого человека и судебные разбирательства могут быть очень стрессовыми. Обратитесь за поддержкой к профессиональному психологу.

-----------------------

Согласно ст.1125 ГК РФ

Нотариально удостоверенное завещание должно быть написано завещателем или записано с его слов нотариусом, а совместное завещание супругов должно быть передано нотариусу обоими супругами или записано с их слов нотариусом в присутствии обоих супругов. При написании или записи завещания могут быть использованы технические средства (электронно-вычислительная машина, пишущая машинка и другие).

1) Вам нужно подготовить и подать возражения на исковое заявление отца погибшего, согласно статей 35, 149 ГПК РФ. В возражениях Вы должны изложить свои доводы и представить доказательства в поддержку подлинности завещания.

2) Если отец погибшего утверждает, что подпись на завещании не принадлежит вашему молодому человеку, Вы можете ходатайствовать о проведении почерковедческой экспертизы. Экспертиза поможет установить подлинность подписи.

3)Соберите все возможные доказательства, подтверждающие, что завещание действительно было составлено вашим молодым человеком. Это - документы, подтверждающие его намерения, и другие материалы

4) Обязательно участвуйте во всех судебных заседаниях, чтобы представлять свои интересы и предоставлять необходимые доказательства.

5) Попросите нотариуса, который оформлял завещание, предоставить документы, подтверждающие факт удостоверения завещания, а также объяснения по поводу возможных расхождений в подписи.

По такой категории дел могут назначить судебную экспертизу

------------

С уважением, Дарья Алексеевна

Это лучший ответ

Добрый вечер, Алена.

1) Вам нужно однозначно подать возражения на заявленные исковые требования.

2) Если будет реакция, что необходима экспертиза, то нужно подавать ходатайство о назначении почерковедческой экспертизы (ст.79 ГПК РФ).

3)Так же в вашу сторону будет играть не маловажный факт, что завещание удостоверяется нотариально согласно требованиям Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I. Так что сильно вряд ли здесь должны быть проблемы, да и подпись со временем могла измениться.

ст.35, 149 ГПК РФ.

Вам нужно подготовить аргументированное возражение на иск в порядке ст.149 ГПК РФ с обоснованием позиции и настоять на ничем необоснованном исковом заявлении, в силу того, что завещание подтверждает выраженную волю наследодателя, нотариально удостоверенно и нет причин в сомнении его юридической силы

Вам подавать надо возражения на заявленные исковые требования (ст.35, 149 ГПК РФ)

Юрий
20.03.2024, 14:00

Спор о завещании - второй сын требует признать его недействительным из-за ухудшения умственных способностей бабушки перед смертью

Признание завещания недействительным. Бабушка умерла в декабре 2020 года (92 года). У нее было два сына. Завещание на все имущество она сделала на на одного сына. Второй сын имеет обязательную долю. Наследственное дело открыто в 2021 года. Заявление подавали оба сына. Сыновья пока не пришли к соглашению о разделе имущества. Второй сын, поскольку инвалид давно не видел свою мать. Общался только по телефону. В 2024 он запросил медицинское свидетельство о смерти и узнал, что причина смерти: отек мозга, энцефалопатия неуточненная. Исходя из того, что последствием такого диагноза может быть ограничение умственных способностей второй сын хочет подать иск о недействительности завещания. Вопросы: 1. будет ли считаться пропущен срок исковой давности 2. является ли указанная причина смерти достаточным основанием для проведения посмертной психолого-психиатрическая экспертизы

Добрый день.

Завещание может быть признано недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание). Поскольку в Вашем случае предполагается оспаривать завещание на основании того, что завещатель не мог (из-за болезни) осознавать свои действия, то есть фактически был недееспособным, речь будет идти о признании завещания недействительным. В соответствии со статьей 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности составляет 3 года с момента открытия наследства (то есть с момента смерти наследодателя).

Следует иметь в виду, что недееспособность наследодателя определяется не на момент смерти (у Вас все диагнозы из медицинского свидетельства о смерти), а на момент составления завещания.

Алексей Аринцев Always in return
Подписчиков 4654
08.02.2022, 07:58
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 29.1к

Как признать завещание недействительным: пошаговая инструкция как это можно сделать

Завещание может являться недействительным, но только в определенных случаях и только по решению суда. Порядок оспаривания любых завещаний - всегда долгий процесс. Он требует хорошего уровня юридической подготовки.
Подробнее
-2
1 комментарий
Манцуров Алексей Владимирович
Подписчиков 1256
18.11.2019, 21:20
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1897

Что будет, если суд признает завещание недействительным?

Если завещание оспорено в суде и признано недействительным, то оно теряет свою силу. Из-за этого изменяются наследники и доли в наследстве. Последствия признания завещания недействительным зависит от того, полностью оно признанно недействительным или только в части.
Подробнее
0
1 комментарий
Манцуров Алексей Владимирович
Подписчиков 1256
02.07.2019, 20:58
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1897

Как признать завещание недействительным?

Как признать завещание недействительным? Недействительным может быть признано завещание после того, как суд признает его таковым, либо независимо от этого. В первом случае завещание является «оспоримым», во втором «ничтожным».
Подробнее
-1
0 комментариев
Оплеснин Илья Иванович
Подписчиков 1795
24.08.2018, 12:26
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 208

Как признать завещание недействительным – пошаговая инструкция

В этой жизни мы приобретаем и теряем дорогих нам людей. Практически каждый из нас сталкивался с вопросами принятия наследства после смерти близкого человека. Кто-то переживает утрату самого человека, не имея планов завладеть его имуществом,
Подробнее
-3
109 комментариев
Да? Нет? Наверное!
Подписчиков 3444924
14.05.2015, 17:29

Как признать завещание недействительным?

Единая информационная система нотариата, которая содержит сведения об удостоверенных и отмененных завещаниях, действует в России с 1 июля 2014 года. Считается, что это делает невозможным составление поддельных завещаний, в том числе после смерти наследодателя.
Подробнее
0
4 комментария
Саломатова Татьяна Вячеславовна
Подписчиков 2760
03.02.2012, 18:50
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1029

Завещание не признано недействительным, адвокат представляла интересы ответчиков

Судья: Бурков В.В Дело № 33-35930 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 08.11 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьиОгановой Э.Ю. судей Федерякиной Е.
Подробнее
0 комментариев
Екатерина
08.01.2024, 19:32

Можно ли завещание признать недействительным, если наследник показал его другим наследникаи до смерти наследодателя?

Можно ли завещание признать недействительным, если наследник показал его другим наследникаи до смерти наследодателя?

Добрый день!

Не имеется оснований.

С уважением, юрист Ермаков Сергей Александрович.

Это не является основанием. Нет.

Анонимно
03.10.2023, 12:55

«Нотариус признал завещание недействительным и разделил имущество по закону после 14 лет развода»

Да, нотариус был привлечён как третье лицо, нотариус делал запрос на поиск завещаний по просьбе дочери бывшей супруги, в завещании было прописано, что умерший завещает все имущество своей супруге, на момент смерти они были в разводе уже как 14 лет. Нотариус признала завещание недействительным и разделила по закону, о завещании бывшей супруге нотариус не сказал, так как она не смогла бы подтвердить статус супруги, (но бывшая супруга знала о существовании завещания) нотариус ссылается что, завещание трактуется буквально по ст 1132 гк рф

Если Вы не согласны с действиями нотариуса и считаете их неправомерными и нарушающими ваши интересы, всегда можете обжаловать их в суд.

Анонимно! Вы можете оспорить решение нотариуса. В суде. Удачи.

Завещание как раз действительно, если было оформлено в соответствии с требованиями законодательства и не было изменено, отменено. Весь вопрос в том, что на дату смерти супруга стала бывшей супругой, и поэтому нотариус посчитала, что она не наследует. Но дело, я так понимаю, уже в суде, раз нотариус привлечена как третье лицо. Дождитесь решения, там будет видно, обжаловать ли решение

Здравствуйте. Решение в первой инстанции уже вынесено, иск бывшей супруги удовлетворил.

Подавайте апелляционную жалобу на решение суда.

Здравствуйте, если не согласны с действиями нотариуса то можете оспорить

С решением нотариуса мы согласны, все дети получили свидетельство о праве собственности. Бывшая жена их анулировала в районном суде, ссылаясь на незнание об завещание, хотя все она знала, и о смерти бывшего супруга, и об открытии наследственного дела, но почему то ни чего не предпринимала. И спустя 2 года подала сама запрос на поиск завещания и в суде аргементируя что у неё есть 6 мес. чтоб оспорить в суде, после того как отпали причины пропуска

Наталья
Подписчиков 52
06.07.2023, 13:58
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 2985

Возможно ли признать завещание недействительным на основании сомнений в подлинности подписи завещателя? Перспективы у истца

Можно ли признать завещание недействительным на том лишь основании, что лицам не указанным в завещании кажется подпись завещателя поддельной, есть ли реальные перспективы у истца? Ситуация такая, на меня составлено было последнее завещание умершей бабушки (данный факт установлен нотариусом), всего завещаний было 4-мое последнее. Таким положением вещей осталась не довольна моя сестра, она была указана в предыдущих завещаниях и решила подать в суд. В заявлении она просила суд провести посмертные экспертизы: психиатрическую и почерковедческую, суд запросил данные документы. Психиатрическая показала вменяемость бабушки, а для почерковедческой не оказалось никаких данных-нет документов для сравнения-ничего не нашли подходящего. Есть еще важное для меня обстоятельство-я точно знаю, что бабушка писала сама и завещание фактически подлинное, поэтому не боюсь экспертиз. Других наследников нет.

Если нет образцов подписи для сравнения - экспертизу не проведут.

Добрый день! По данной категории дел суды на практике обосновывают своё решение именно на экспертизе. При этом если при почерковедческой недостаточно данных, это никак не свидетельствует о недействительности завещания и скорее всего суд откажет в удовлетворении исковых требований (с учётом того что в рамках психиатрической экспертизы бабушка признана вменяемой)

Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Если подчерковедческся экспертиза не установила подделку подписи, то завещание действительно.

Она не может ничего установить, ее не могут провести-нет образцов.

На таком основании нет. Если истец просил экспертизу то он и обязан обеспецить образцы. Если нет нет и экспертизы нет и доказательств. Значит завещание действительно

Нужны образцы подписи и почерка относящиеся к периоду составления завещания доя проведения экспертизы и разрешения заявленного спора!

Если нет доказательств пребывания бабушки в состоянии, когда она не отдавала отчёт своим действиям (в юридически значимый период - т.е. на дату составления завещания), а также не установлен (в т.ч. экспертным путём) факт исполнения подписи иным лицом от имени бабушки - шансов у истца на удовлетворение иска не вижу, даже теоретических. Тем более, что завещание составляется у нотариуса, поэтому должны присутствовать также доказательства нарушений с его стороны (которых, как я понимаю, также в деле нет). Откажут сестре в иске, не переживайте.

Александр
Подписчиков 11
06.07.2023, 11:07
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 722

Завещание признали недействительным, что мне делать дальше?

Завещание признали недействительным, что мне делать дальше?

Здравствуйте!

Вы можете подать заявление нотариусу о принятии наследства.

В случае, отказа, можете обратиться в суд.

Добрый день!

Оспорить решение суда, если оно не вступило в законную силу (если это завещание было в вашу пользу).

Если вы наследник по закону - обратиться к нотариусу.

Не забывайте оставлять отзывы.

Если завещание в Вашу пользу, то можете обжаловать решение суда или подать заявление о принятии наследства нотариусу по очередности родства.

При отмене завещания наступает наследование по закону. Круг наследников по закону определяется статьями 1143-1145 ГК РФ.

ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Подписчиков 14
31.05.2023, 12:53
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 87

Возможно ли признать недействительным завещание, оформленное через 5 минут после открытия сельского совета?

Сельский совет открывается в 8 00. в Завещание указано 8.05. оформлено. Разве за 5 мин. может осуществляется завещание? Можно обжаловать и признать недействительным завещания?

ГК РФ Статья 1131. Недействительность завещания.

Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Если вам нужна платная консультация, выберите юриста, и лично с ним договаривайтесь по услуге. (ст.779 ГК РФ).

За 5 мин. может не только осуществляться завещание... по такому основанию оспорить завещание не получится

По этой причине завещание недействительным не признаете

Здравствуйте. Оспорить завещание можно только после смерти завещателя.

Причины из-за чего завещание может быть признано недействительным:

несоблюдение законодательных норм при составлении завещания, в том числе когда оно имеет ненадлежащее или не соответствующее закону содержание;

наличие информации или заключения почерковедческой экспертизы о том, что подпись на завещании не принадлежит или выполнена не рукой наследодателя;

наличие достаточных данных о том, что воля наследодателя была заявлена не им лично, а другим лицом (группой лиц или представителем);

в ряде случаев основанием для оспаривания может стать отсутствие свидетелей (в первую очередь самого нотариуса), которые могли бы подтвердить факт составления и заверения завещания.

Чтобы оспорить завещание, необходимо убедиться в наличии законного права на наследование.

Определить, завещание оспоримое или ничтожное, от этого будут зависеть сроки для подачи иска.

Собрать доказательства для подтверждения права на наследство.

Составить исковое заявление в письменной форме.

Узнать, в какой суд подать иск. Как правило, это место проживания ответчика.

Оплатить госпошлину и направить в суд иск и другие необходимые документы.

Здравствуйте, согласно п.2 ст 1131 ГК РФ, Оспаривание завещания до открытия наследства не допускается.

По основанию когда открылась сельсовет/нотариальная контора-оспорить нельзя, только по основаниям, прямо указанным в законе:

ст.1131 ГК РФ:1. При нарушении положений настоящего Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание).

Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7
Ангелина
Подписчиков 3
03.04.2023, 18:10

Можно ли признать завещание недействительным, если завещатель был слепым, но утверждает, что оно было прочитано им лично?

Если человек был слепым, а в подписанном им завещании написано, что оно полностью прочитано завещателем. Можно ли признать такое завещание не действительным на данном основании.

Здравствуйте. Да, можно оспорить.

Здравствуйте!

Если завещание подписано лично завещателем при указанных обстоятельствах, то возможно признать в судебном порядке недействительным.

Здраствуйте, да, такое завещание можно оспорить. В таком случае необходимо учитывать все юридически значимые обстоятельства на момент написания и подписания завещания.

Нашел положительную судебную практику из банка судебных решений, ситуация схожа с Вашей.

www.vsrf.ruЗавещание%2C%20 записанное%20 нотариусом%20 со%20 слов,2%20 ст.%201125%20 ГК%20 РФ)

Определение Верховного суда РФ от 06 февраля 2018 года по делу № 78-КГ 17-88

Виктория
23.03.2023, 15:43

Что делать, если суд признал недействительным завещание и какова судьба предыдущего завещания?

Как действовать, если суд признал недействительным завещание? Вступит ли в силу предыдущее завещание, оформленное тремя годами ранее? После вступления решения суда о признании завещания недействительным, нужно идти с этим решением к нотариусу? И какие возможны проблемы из-за того, что пока шёл суд, с момента смерти завещателя прошло больше года?

Здравствуйте, Вам необходимо обратиться к нотариусу по последнему месту жительства наследодателя (умершего) и там получить более подробную консультацию. Все завещания, решение суда о признании завещания недействительным конечно возьмите к нотариусу. Только нотариус компетентен ответить на Ваш вопрос по конкретному наследственному делу.

Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7
Гузель
Подписчиков 4
15.03.2023, 15:16

Суд признал завещание бабушки недействительным - сын хочет подать апелляцию и не согласен с оплатой экспертизы

Дело такое. Бабушка написала завещание за месяц до своей смерти на сына, перед написанием завещания лежала три раза в больнице, инфарктом мозга, когнитивный нарушения, дискоординация, ковид. Я подала иск на признание завещания не действительным. Просили посмертную психолого-психиатрическую экспертизу. Экспертиза пришла, заключение, что у бабушки была нарушена психика, в итоге иск удовлетворили. Теперь сын хочет подать апелляцию, не согласен он с решением суда, с тем, что нужно ему как проигравшей стороне платить за экспертизу. . Подскажите пожалуйста, что может быть? Может ли измениться решение суда? Спасибо.

Да, суд апелляционной инстанции может изменить решение. Есть ещё и кассация. Но если все оставят в силе, то все расходы, которые Вы принесли лягут на проигравшую сторону. Срок взыскания расходов 3 месяца с момента апелляции

Он может изменить решение, если докажет только что экспертиза была проведена неправильно. Нужно смотреть саму апелляционную жалобу.

Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7
Мария
22.09.2022, 16:00

Может ли заверить завещание врач-терапевт? И возможно ли такое завещание признать недействительным?

Может ли заверить завещание врач-терапевт? И возможно ли такое завещание признать недействительным?

Завещание можнт заверить или главный врач, или дежурный врач стационара.

Любое завещание может быть оспорено, для признания его недействительным нужны веские доводы.

Марина
20.07.2022, 22:24

Можно ли признать завещание недействительным, если наследодателю 82 года и он инвалид сердечник?

Можно ли признать завещание недействительным, если наследодателю 82 года и он инвалид сердечник?

Условия завещания принимаются к исполнению только после наступления смерти наследодателя. При жизни отменить завещание может лишь сам завещатель.

Марина
16.01.2022, 17:26

Могу ли я признать завещание недействительным после экспертизы почерка и смерти бабушки в 2013 году?

Нужен ваш совет. Скажите пожалуйста, могу ли я признать завещание недействительным если - 1. Завещание было составлено в 2009 году 2. Бабушка умерла в 2013 году 3. Я сделала экспертизу почерка в 2020 году сентябре месяце, которое доказала что подпись на завещание ставила не бабушка. Примет ли заявление суд?

Здравствуйте.

Суд примет данное заявление, можете подавать.

Общий СИД по вопросу 3 года. Через восстановление сроков можете подать иск в суд, если есть доказательства. Наймите адвоката для ведения дела.

Суд примет заявление. Надо заявить ходатайство о восстановление сроков исковой давности, иначе суд проиграете.

Анна
15.11.2021, 19:27

Нотариус - может ли он признать недействительным завещание, составленное в больнице?

Может ли нотариус признать завещание недействительным? Завещание было составлено в больнице при участие глав врача и свидетеля. Оно не было прошито, юристы больницы скрепили его степлером.

Нет, у нотариуса не имеется таких полномочий.

Можете оспорить в суде. Тот факт, что скрепили степлером не имеет принципиального значения.

Можете оспорить в суде. Тот факт, что скрепили степлером не имеет принципиального значения.

Нотариус не может оспорить завещание, он может отказать наследнику в выдаче свидетельства по завещанию, если оно не соответствует установленной форме. Признать завещание недействительным может суд. Наличие скрепки, на мой взгляд, может повлечь подделку завещания, так как не доказывает целостность документа.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за 5 минут
спросить
Администратор печатает сообщение