Основной вопрос применения данной статьи - что же такое смена собственника имущества организации?

• г. Сургут

При применении некоторых статей ТК возникают достаточно запутанные вопросы. Пример - ст. 75 "Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, её реорганизации".

Основной вопрос применения данной статьи - что же такое смена собственника имущества организации? В каких случаях она происходит?

Гражданское законодательство не содержит определения этого понятия. В принципе, переход права собственности на имущество организаций происходит часто, но вопрос о трудовых отношениях в связи с этим возникает в связи с передачей предприятий в смысле ст. 132 ГК как имущественных комплексов, используемых для предпринимательской деятельности.

В то же время остаются недостаточно ясными правовые последствия такой смены собственника для работников состоящих в трудовых отношениях с организацией.

Конкретный казус. У некоего ОАО "СНГ" есть несколько детских садов. Трудовые договоры с их сотрудниками заключает начальник Управления Детских Дошкольных Учреждений ОАО "СНГ", действующий как представитель ОАО "СНГ". В определённый момент, руководство ОАО решает, что детские сады организации не нужны и их необходимо передать в муниципальную собственность. Какие правовые последствия для работников детских садов (заключивших трудовой договор с ОАО "СНГ") должны наступать в данном случае? Можно ли считать в данном случае детский сад "предприятием" в смысле ст. 132 ГК РФ?

Ст. 75 ТК закрепляет что смена собственника имущества организации не является основанием для расторжения трудовых договоров со всеми работниками за исключением руководителя, его заместителей и главного бухгалтера. По моему, если в данном случае речь идёт о сменен собственника имущества организации трудовые правоотношения с работниками должны сохраниться, а все права и обязанности ОАО "СНГ" как работодателя (вытекающие из трудовых договоров) должны перейти к соответствующему муниципальному учреждению. В трудовых книжка работников, как и в случае с реорганизацией должен просто быть поставлен штамп с новым названием организации.

Фактически, в данном случае администрация оказывает давление на работников с целью заставить их написать одно из двух заявлений - или о переводе в Муниципальную Организацию Дошкольных Учреждений - МОДУ (трудовой договор с работниками расторгается по основанию п. 5 ст. 77 ТК), или об отказе от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации (трудовой договор расторгается по основанию п. 6 ст. 77 ТК), что большинство работников и делает. При этом им приходится вернуть деньги за неотработанные дни отпуска согласно ст. 137 ТК и заключить (тем кто увольняется в связи с преводом) трудовые договоры с МОДУ, на гораздо менее выгодных (в плане оплаты труда) условиях.

Можно ли считать в данном случае передачу детских садов из собственности ОАО "СНГ" в муниципальную собственность сменой собственности имущества организации? Правомерны ли требования администрации ОАО "СНГ"? Как в данном случае работники могут защитить свои права?

С уважением, Николай.

Ответы на вопрос (1):

Здравствуйте, уважаемый Николай!

Зачастую законодательство разных отраслей права содержит разные термины одного и тоже, либо какая-то отрасль содержит понятие, которое не раскрывается в других отраслях. Смена собственника имущества организаций по ТК это раздел права собственности ГК (основания возникновения, основания прекращения). В этой части Вы сами ответили на вопрос. Действительно, продажа (как пример) предприятием какого-то своего имущества другому лицу (физ. или юрид.) не всегда влияет на структуру предприятия (смену руководства), на трудовые отношения. Но если предприятие продается как имущественный комплекс, то естественно появляются новые "хозяева", которые захотят что-то изменить. Ст. 75 является определенной гарантией для работников и как раз подходит под случай с детскими садами. Совершенно верно, что трудовые отношения с работниками должны сохраниться и на условиях ранее заключенного трудового договора, хотя сохранятся на прежних условиях они недолго. Со штампом в трудовой Вы также совершенно правы. Защитить свои права работники могут только не подписывая заявлений. Трудовые отношения в таком случае формально продолжаются. Возможно также обращение с жалобой в контролирующие органы (гос.инспекция по труду). Необходимо также иметь ввиду, что в отношении "непокорных" новый работодатель сможет сократить численность штата после гос. регистрации перехода права собственности (предупреждение за два месяца, выходное пособие, обязанность при возможности трудоустроить) или изменить существенные условия, в т.ч. размер оплаты труда (предупреждение за два месяца). Но в этом случае, можно хотя бы два месяца рассчитывать на "старую" зарплату. Кроме того, при увольнении в связи с сокращением численности штата, удержания за неотработанные дни отпуска не производятся. Защитить свои права после подписания заявлений практически невозможно (только если суд примет свидетельские показания большинства работников).

Надеюсь, что смогла Вам помочь.

С уважением, Елена Коновалова.

Спросить
Пожаловаться

ОАО собирается создать на имущественной базе филиала дочернее общество в связи с чем возникают вопросы:

1.Какое правовое понятие следует применить к трудовым отношениям с работниками филиала (ст.75 ТК) – смена собственника имущества организации или изменение подведомственности (подчиненности) организации?

2.Возникает ли в данном случае изменение существенных условий труда?

Статья 75. Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации но здесь ООО осталось как было поменялся учредитель можно ли по данной статье уволить главного бухгалтера.

Какой статьёй ТК РФ регулируются трудовые отношения между работниками и работодателями при смене собственника имущества бюджетной организации, в частности при переходе государственных лечебно профилактических учреждений здравоохранения в муниципальную собственность.

Помогите пожалуйста понять один вопрос! Начала работать в бюджетной организации в отделе кадров Управление дошкольного образования, которое является юридическим лицом, и значит мы заключаем трудовые договора с работниками детских садов и работодателем в данном договоре выступает начальник Управления. С каждым детским садом управление заключило договор на оказание услуг где детские сады передали полномочия по заключению ТД, изданию кадровых приказов, ну т.е. все работы по кадровому делопроизводству. Но вопрос в том, что детские сады являются юр лицами, неужели это правильно на основании этого договора осуществлять кадровое делопроизводство как будто детские сады структурные подразделения, и перевод в другой детский сад тоже осуществляется не через увольнение, а обычным переводом? Помогите разобраться?

По существу пути доказывания правопреемства в доказывании правовых отношений при смене собственника имущества организации составил модель: 1) заключение и государственная регистрациядоговора купли-продажи предприятия;

2) передача предприятия от продавца к покупателю по передаточному акту и переход к покупателю права пользования и распоряжения предприятием и рисков случайной порчи и утраты имущества;

3) государственная регистрация права собственности покупателя на предприятие.

Затем п..З 2 Постановления пленума Верховного суда о применении трудового кодекса от 17.03.2004 г. В нем дается толкование смены собственника имущества организации. И в конце ст.75 п.2 о продолжении трудовых отношений при сене собственника имущества организации. Правильно это или надо еще дополнить какой-то еще нормой?

Очень интересует мнение коллег по следующему вопросу: При приватизации муниципального унитарного предприятия происходит реорганизация УМП в ОАО, где порядка 75% акций остается в руках муниципалитета. Ст. 75 ТК РФ говорит о том, что при смене собственника имущества новый собственник не позднее трех месяцев имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации. Вопрос в том, имеет ли место в данном случае смена собственника и следовательно основания для смены директора предприятия? В целом каковы возможности в данном случае у местной администрации сменить директора такого реорганизуемого предприятия? Благодарю за проявленный интерес.

Какие признаки правопреемства в трудовых отношениях (функциях) признаются судом при применении ст.75 ТК РФ если один из работников (с остальными трудовые отношения продолжены) по факту подвергся дискриминации - ему отказано в продолжении трудовых отношений.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

В Трудовом кодексе встречается понятие "Смена собственника имущества организации". Что под этим понятием подразумевается? Можно ли считать сменой собственника имущества организации смену владельца 100% долей в уставном капитале данной организации? Как этот вопрос урегулирован в законодательстве и в судебной практике?

Какие правовые последствия возникают при смене поручительства? Если одна организация (поручитель) передает поручительство другой организации.

Как происходит оформление трудовых отношений с работниками при реорганизации путем присоединения к другой организации? Как правильно оформить записи в трудовых книжках? Правильно ли требование присоединяющей организации передать ей личные дела и карточки работников? Правильно ли, что к трудовому договору работника присоединяемой организации присоединяющая организация заключает дополнительное трудовое соглашение, или всё-таки должен быть заключён новый трудовой договор?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение