Как выбрать ответчика при приватизации квартиры из федеральной собственности - анализ судебных решений и соответствующих норм закона
199₽ VIP

• г. Москва

Хотим приватизировать квартиру, находящуюся в федеральной собственности в оперативном управлении государственного учреждения. Согласно ст. 6 закона N 1541-I "О приватизации..." передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется в том числе государственными учреждениями, В ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОТОРЫХ ПЕРЕДАН ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД. Поскольку наша контора приватизацией принципиально не занимается, то по сложившейся традиции делается это через суд. Однако суд первой и апелляционной инстанций нам отказал. Судья кассационной инстанции отказал в передаче для рассмотрения в судебном заседании, при этом в качестве одного из доводов указал, что "ИСТЕЦ К СОБСТВЕННИКУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕ ОБРАЩАЛАСЬ, УКАЗАННОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯМИ НА РАСПОРЯЖЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ БЕЗ СОГЛАСИ СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА НЕ НАДЕЛЕНО". Довод выглядит довольно странно поскольку: (1) уже достаточно много сотрудников таким образом через суд приватизировали свои квартиры, и ни разу не всплыло, что наше учреждение не обладает соответствующими полномочиями; (2) в нашем случае ни суд первой инстанции, ни апелляционной об этом не заявляли - данное утверждение внезапно появилось только в кассационной инстанции; (3) согласно вышепроцитированной ст. 6 Закона о приватизации по идее именного гос. учреждение, в оперативном управлении которого находится жилье, и должно осуществлять приватизацию.

Снова обратились с заявлением о приватизации, теперь уже к собственнику (в нашем случае это правительство). Сейчас снова подаем в суд, ответчиком уже является правительство. Может ли в нашем случае суд отказать в иске по причине того, что мы подали его к ненадлежащему ответчику (согласно Закону о приватизации мы должны подавать тому, в чьем оперативном управлении находится наше жилье)

Как мы можем юридически грамотно обосновать такой странный выбор ответчика? Можем ли мы для этого использовать вышеуказанный довод из определения судьи кассационной инстанции, или в рамках нового дела он не имеет никакой юридической силы? Какими нормами закона это регламентируется?

Читать ответы (4)
Ответы на вопрос (4):

Нужно смотреть причины отказа.

Для этого нужно ознакомиться с документами.

А потом подавать кассационную жалобу дальше.

Ст. 377 ГПК РФ указывает:

"Кассационные жалоба, представление подаются:

на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, - в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации".

Иначе бесполезно.

Ст. 13 ГПК РФ обязывает исполнять отказ Вам в приватизации.

Ненадлежащий ответчик может быть судом заменён спокойно.

То, что "БЕЗ СОГЛАСИ СОБСТВЕННИКА...", не имеет значения - ответчик обязан испросить разрешение на приватизацию у собственника.

Чего он не сделал, а отфутболил в министерство, если "уже достаточно много сотрудников таким образом через суд приватизировали свои квартиры, и ни разу не всплыло, что наше учреждение не обладает соответствующими полномочиями".

Спросить
Это лучший ответ

Вообще достаточно часто логика судей бывает странной и необъяснимой Описанная вами ситуация, как раз относится к таким случаям. Вроде бы в статье 6 Закона РФ О приватизации жилищного фонда в РФ предельно ясно сказано, что учреждения, имеющие жилищный фонд на праве оперативного управления, обладают полномочиями по приватизации жилья. Если же вы указали в качестве ответчика Правительство РФ,то думаю, что в иске вам откажут по причине ненадлежащего ответчика.

Вообще конечно нужно смотреть все ваши документы, изучать судебные решения, чтобы дать какой то конкретный совет.

Навскидку же можно сказать, что нужно дальше обжаловать

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

(статья 6 в ред. Федерального закона от 20.05.2002 N 55-ФЗ)

Спросить

Возможно, что учреждение не получило согласие от Правительства на приватизацию. Хотя это вопрос спорный. В данном случае определение в суде кассационной инстанции не будет иметь преюдициальное значение. Лучше всего указать двух ответчиков или привлечь само учреждение третьим лицом.

Статья 61. Основания для освобождения от доказывания

[Гражданский процессуальный кодекс РФ] [Глава 6] [Статья 61]

1. Обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.

2. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

3. При рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

4. Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

5. Обстоятельства, подтвержденные нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном статьей 186 настоящего Кодекса, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия.

ГК РФ Статья 296. Право оперативного управления

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Спросить

В вашей ситуации необходимо проанализировать два аспекта:

1) согласие собственника на приватизацию квартиры;

2) обстоятельства, связанные с правовыми основаниями вашего владения и пользования квартирой.

ТРЕБОВАТЬ приватизации вы вправе только в том случае. Если квартира вам предоставлена уполномоченным государственным органом (организацией) в бессрочное пользование и эта квартира не является СЛУЖЕБНОЙ, предоставленной вам на период работы или службы.

Итак, вы должны исходить из норм гражданского законодательства о вещных правах (праве собственности) и федерального законодательства о приватизации федерального имущества.

Спросить
DZV
18.10.2016, 21:07

Приватизация федеральной квартиры - возможные трудности с выбором ответчика в судебном процессе

Продолжаю вопрос про приватизацию федеральной квартиры, начатый ранее (сам вопрос см. ниже). И как нам быть, если суд вправе отказать по причине ненадлежащего ответчика? (Когда ответчиком было учреждение, в оперативном управлении которого находится квартира - в кассационной инстанции нам отказали в обжаловании по причине ненадлежащего ответчика. Сейчас, если подадим новый иск, где ответчиком будет собственник (в нашем случае это правительство), нам могут отказать по причине того, что мы обратились не к учреждению, в оперативном управлении которого находится квартира, как того требует ст.6 Закона о приватизации.) Как нам юридически правильно обосновать такой выбор ответчика? Первоначальный вопрос: Хотим приватизировать квартиру, находящуюся в федеральной собственности в оперативном управлении государственного учреждения. Согласно ст. 6 закона N 1541-I "О приватизации..." передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется в том числе государственными учреждениями, В ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОТОРЫХ ПЕРЕДАН ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД. Поскольку наша контора приватизацией принципиально не занимается, то по сложившейся традиции делается это через суд. Однако суд первой и апелляционной инстанций нам отказал. Судья кассационной инстанции отказал в передаче для рассмотрения в судебном заседании, при этом в качестве одного из доводов указал, что "ИСТЕЦ К СОБСТВЕННИКУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕ ОБРАЩАЛАСЬ, УКАЗАННОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЯМИ НА РАСПОРЯЖЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ БЕЗ СОГЛАСИ СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА НЕ НАДЕЛЕНО". Довод выглядит довольно странно поскольку: (1) уже достаточно много сотрудников таким образом через суд приватизировали свои квартиры, и ни разу не всплыло, что наше учреждение не обладает соответствующими полномочиями; (2) в нашем случае ни суд первой инстанции, ни апелляционной об этом не заявляли - данное утверждение внезапно появилось только в кассационной инстанции; (3) согласно вышепроцитированной ст. 6 Закона о приватизации по идее именного гос. учреждение, в оперативном управлении которого находится жилье, и должно осуществлять приватизацию. Снова обратились с заявлением о приватизации, теперь уже к собственнику (в нашем случае это правительство). Сейчас снова подаем в суд, ответчиком уже является правительство. Может ли в нашем случае суд отказать в иске по причине того, что мы подали его к ненадлежащему ответчику (согласно Закону о приватизации мы должны подавать тому, в чьем оперативном управлении находится наше жилье) Как мы можем юридически грамотно обосновать такой странный выбор ответчика? Можем ли мы для этого использовать вышеуказанный довод из определения судьи кассационной инстанции, или в рамках нового дела он не имеет никакой юридической силы? Какими нормами закона это регламентируется?
Читать ответы (4)
Елена Владимировна
10.11.2014, 19:49

Возможность получения согласия собственника на приватизацию служебного жилого помещения и возможные основания

Работаю я на этом предприятии с 2011 года. Мне как работнику учреждения предоставлено Служебное помещение в 2013 году, которое находится в оперативном управлении бюджетного учреждения и передано в жилищный фонд социального использования Омской области в 2012 году. А соотв с абзацем 2 ст. 4 Закона О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе праве принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Могут ли я и моя семья (есть ребенок 4-х лет) получить согласие собственника на приватизацию этого помещения? Может ли что-то являться основанием?
Читать ответы (2)
Ермаков Игорь Олегович
29.05.2008, 11:05

Вопрос о выдаче жилого помещения в собственность граждан - правовая позиция и способы решения.

Правильно ли я понимаю, что в силу ст. ст. Закона РФ "О приватизации жилищного фонда..." нельзя через суд обязать территориальное управление Росимущества заключить договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан? А надо просить суд признать право собственности на это помещение за гражданами? Квартира находится в федеральной собственности. На квартиру имеется обменный ордер. В оперативное управление она не передана. В этом же доме имеется другая квартира, приватизированная другими гражданами на основании решения суда уже после ликвидации в качестве юридического лица последнего владельца права оперативного управления.
Читать ответы (1)
Ольга
03.03.2008, 15:47

Муниципальному учреждению передано собственником имущество в оперативное управление.

Муниципальному учреждению передано собственником имущество в оперативное управление. Муниципальное учреждение передает это имущество другим учреждениям и предприятиям в оперативное управление и хозяйственное ведение. Если муниципальное учреждение вернет собственнику имущество, переданное ему в оперативное управление, каким образом это отразится на договорах, заключенных муниципальным учреждением с другими учреждениями и предприятиями? Влечет ли это прекращение договоров?
Читать ответы (1)
Аркадий
06.10.2009, 22:17

Подал в суд, был у судьи, на первичном заседании, суд перенесли из за неявки ответчиков.

У меня проблема по бесплатной приватизации квартиры. Я получил квартиру от Министерства Обороны. Наш дом обслуживает военная организация которая находится в Подмосковье, а дом в Воронеже. Я получил договор соц. найма в прошлом году, а в этом году прописали. Подготовил документы в суд, получил отказ от военной организации и от Управления жилищного фонда и жилищной политики. Мне составили исковое заявление ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ О признании права собственности в порядке приватизации Я являюсь нанимателем однокомнатной квартиры общей площадью кв.м., в том числе жилой кв.м., расположенной по адресу: г. Воронеж, согласно договора № социального найма жилого помещения от 2008 года. Проживаю в данной квартире один. В июне 2009 года я обратился в Федеральное государственное учреждение КЭЧ МО РФ по вопросу передачи в собственность вышеуказанной квартиры, но получил сообщение о том, что в настоящее время передача жилого помещения не представляется возможным по причине отсутствия правоустанавливающих документов на жилое помещение. К тому же право собственности РФ на жилое помещение по адресу: г. Воронеж, за КЭЧ или за какой-либо другой организацией не закреплено. После чего я обратился в Управление жилищного фонда и жилищной политике администрации городского округа г. Воронеж Воронежской области и получил отказ в связи с тем, что указанная квартира в реестре муниципального имущества не значится, в муниципальную собственность не передавалась, а также отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие первичное право оперативного управления ФГУ КЭЧ МО РФ либо право собственности РФ. Поскольку, до настоящего времени дом № г. Воронежа, находится в ведении Федерального государственного учреждения КЭЧ МО РФ и не передан в муниципальную собственность, я не могу реализовать данное мне право на приватизацию жилого помещения. В силу разьяснения, содержащегося в п. 5 и 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. При этом гражданину не может быть отказано в приватизации занимаемых им жилых помещений на не предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. Оснований, исключающих приватизацию, согласно ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» не имеется. По существу запрет в приватизации сводится к тому, что дом №, расположенный по ул. г. Воронежа находится в ведении Федерального государственного учреждения КЭЧ МО РФ, которая в свою очередь не предоставила документов, подтверждающих первичное право оперативного управления ФГУ КЭЧ МО РФ либо право собственности РФ. Пункт 3 Постановления Конституционного суда РФ от 3.11.1998 г. №25-П «По делу о проверке коституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», предусматривает, что установление права на приватизацию осуществляется публичной властью, и государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами. Круг лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в порядке приватизации, определен в статье 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» и осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Данным положением Закона отвечают и пункты 6,7 Постановления Воронежской городской Думы «Об утверждении Положения о приватизации жилищного фонда», согласно которым передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется Комитетом по управлению жилищным фондом г. Воронежа-по жилым помещениям муниципального жилищного фонда города Воронежа; предприятием или учреждением в отношении государственного жилищного фонда, за которыми закреплен государственный жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или передан в оперативное управление. Между тем данных о том, что спорное имущество в установленном Законом порядке передано в федеральную собственность или муниципальную собственность в материалах дела не имеется. На данный момент первичное право оперативного управления Федерального государственного учреждения КЭЧ МО РФ либо право собственности Российской Федерации не оформлено и я не имею реальной возможности реализовать свое право на приватизацию жилья. Таким образом, учитывая вышеизложенное и, руководствуясь ст. 2,6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», п. 5 и 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 3.11.1998 г. №25-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» ПРОШУ: Признать за ФИО право собственности в порядке приватизации на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: г. Воронеж, , общей площадью-кв.м., в том числе жилой-кв.м. подал в суд, был у судьи, на первичном заседании, суд перенесли из за неявки ответчиков. И судья сказал, что она не может мне присудить право собственности в связи с тем, что у меня нет правоустанавливающих докуметов. Так я это и писал в исковом заявлении. Подскажите, может у меня исковое заявление не правильно составлено и нужно подать дополнение к исковому заявлению на заседании. Хотя на сколько я знаю по таким делам всегда решение принимается в пользу истца. Слова судьи меня наторожили. Заранее благодарен. Жду ответа, спасибо.
Читать ответы (1)
Белых Нина Васильевна
11.02.2004, 05:08

Вопросы по оформлению оперативного управления и передаче арендуемых помещений в него

Государственное учреждение Центр госсаннадзора в Кавалеровском районе Приморскогокрая арендует помещения для размещения Центра у территориального комитета по управлению имуществом муниципального образования "Кавалеровский район", с которым заключен договор на аренду. В Постановлении Правительства РФ №648 от 31.08.2000 года определено, что помещения, используемые учреждениями госсаннэпидслужбы России для выполнения возложенных на них задач находятся в Федеральной собственности и передаются указанным учреждениям на праве оперативного управления. Просим объяснить: 1. Как правильно оформить "оперативное управление"? 2. Какие документы необходимо оформить для передачи арендуемых помещений в "оперативное управление"? 3. На каком уровне оформляется "оперативное управление? Возможно ли сделать это на нашем районном уровне? С уважением, главный врач Квашнина Валентина Павловна.
Читать ответы (1)
Александра
12.09.2019, 09:46

Процедура передачи зданий в оперативное управление - необходимые документы и органы для согласования

Какие документы необходимо предоставить и в какие органы для принятия в оперативное управление недвижимое имущество (здания). На данный момент здания находятся в оперативном управлении федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного министерству сельского хозяйства, мы тоже. Данное учреждение само выступило с предложением передачи нам этих зданий в оперативное управление, мы согласны. Как это оформить и согласовать?
Читать ответы (1)
Мария
30.06.2011, 13:53

Не будет ли препятствием то, что у них имущество в оперативном управлении?

У частной организации есть в собственности несколько нежилых помещений на 3-м этаже здания. В федеральной собственности находятся несколько нежилых помещений, расположенных на первом этаже этого же здания. Данные помещения переданы государственной структуре в оперативное управление. Как обменять данные помещения при условии, что государственная служба, занимающая помещения на первом этаже, не против такого обмена? Не будет ли препятствием то, что у них имущество в оперативном управлении? Как обменять частную собственность на государственную? Спасибо Вам огромное.
Читать ответы (1)
Oleg
22.01.2016, 04:18

Как решить проблему приватизации квартиры, находящейся в федеральной собственности?

Продолжаю вопрос, начатый ранее. Хотим приватизировать квартиру. Согласно выписке из ЕГРП квартира находится в оперативном управлении Российской академии наук (РАН). Подаем заявление в РАН - отказ. Подаем в суд - суд тоже отказывает, и в постановлении пишет Суд установил, что спорная квартира находится в федеральной собственности, истец к собственнику жилого помещения за приватизацией не обращался, полномочиями на распоряжение федеральной собственностью РАН в связи с реорганизацией и без согласия собственника имущества не наделено. Причем это ответ и первой, и второй (Верховный Суд) кассации. Так что жалобу писать уже некуда. Какое разрешение подобной ситуации предусматривает закон? (согласно тем документам, что мы можем получить, мы вроде как должны обращаться в РАН, а суд говорит, что РАН такими полномочиями не наделена) Поскольку приватизация скоро заканчивается, хотелось бы сразу обратиться в правильный орган. Можно, конечно, обратиться в Росимущество (и мы так сделаем), но, если все-таки это не Росимущество, то мы больше подать никуда не успеем. А в Положении о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом есть такая фраза: Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). То есть, не во всех случаях федеральным имуществом распоряжается Росимущество (в нашем это может быть ФАНО или кто-нибудь еще). И еще одно дополнение. Согласно ст. 2 ФЗ N253 О Российской академии наук, реорганизации...: Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества Российской академии наук от имени Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации.
Читать ответы (7)
Ирина
08.05.2015, 09:17

Проблема собственности и безвозмездного пользования в образовательном учреждении - кто прав?

Собственник передал в оперативное управление образовательному учреждению здание. А потом заключил договор безвозмездного пользования на часть площади с другим учреждением. Прав ли собственник? Или договор безвозмездного пользования должно заключить образовательное учреждение, так как в оперативном управлении у школы находится вся площадь?
Читать ответы (1)