Соответствует ли информация, предоставляемая органом местного самоуправления по адвокатскому запросу, закону о персональных данных?

• г. Кемерово

Александр Алексеевич, если орган местного самоуправления даёт такую информацию по адвокатскому запросу, не будет ли это противоречить закону о персональных данных?

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Согласно

ст. 6 п.3 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. По общему смыслу ст. 48 Конституции РФ, ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», полномочия адвоката совершать определённые действия для оказания квалифицированной юридической помощи доверителю при взаимодействии с третьими лицами (органами государственной власти….и иными организациями) возникают при наличии соглашения на оказание юридической помощи либо поручения на осуществление защиты при оказании правовой помощи на основании постановления соответствующего органа дознания, предварительного расследования, суда или поручения органов Адвокатской палаты. Однако, учитывая тот факт, что Закон о персональных данных не предусматривает возможность предоставления информации о персональных данных работника по адвокатскому запросу, работодатели отказывают в предоставлении таких данных. Правомерность действий работодателя в такой ситуации подтверждал Конституционный Суд РФ. В Определении КС РФ от 29.09.2011 № 1063-О-О, указано, что исключение информации, относящейся к персональным данным, из режима свободного доступа полностью соответствует предписаниям Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, суды приходят к выводу, что предоставление персональных данных без согласия работника, по адвокатскому запросу, не нарушает прав работника. Объясняется это тем, что обработка персональных работника без его согласия осуществляется работодателем в целях обеспечения права на представления доказательств по гражданскому делу (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.12.2014 по делу N 33-41576/2014). С 13 июня 2016 года Федеральный закон 63-ФЗ дополнен положением, которым определяется порядок оформления адвокатского запроса, а также называет основания для отказа в предоставлении адвокату запрошенных сведений (ст.6.1 закона 63-ФЗ). Помимо этого с 13.06.2016 установлена административная ответственность за непредоставление информации по адвокатскому запросу. Так, за неправомерный отказ в предоставлении адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей (ст.5.39 КоАП РФ). В соответствии с п.1 ст.6.1 Закона об адвокатской деятельности адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в установленном порядке официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи. Организации должны в 30-дневный срок предоставить письменный ответ на адвокатский запрос. Между тем, в предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом (подп.3 п.4 ст.6.1 Закона № 63-ФЗ). Персональные данные работника относятся к информации с ограниченным доступом. Напомним, что персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона № 152-ФЗ). С одной стороны, организация вправе отказать адвокату в предоставлении информации со ссылкой на то, что запрашиваемая информация относится к персональным данным работника (подп.3 п.4 ст.6 Закона об адвокатской деятельности). В то же время, адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи. Обработка персональных данных работодателем в такой ситуации необходима для осуществления правосудия, соответственно не требуется получать согласие работника. Учитывая поправки, внесенные в закон об адвокатской деятельности, направленные на усиление статуса адвокатского запроса, и введение административной ответственности за непредоставление адвокатам информации, рекомендуем работодателям предоставлять указанные в адвокатском запросе сведения относительно работника, обратившегося к данному адвокату за получением юридической помощи. При этом полномочия адвоката на оказание работнику юридической помощи должны быть подтверждены ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (п.3 ст.25.5 КоАП РФ). При недееспособности сотрудника письменное согласие на обработку его персональных данных дает его законный представитель: родитель, опекун (ч. 6 ст. 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ). Сотрудник может в любое время отозвать согласие на обработку своих персональных данных, направив работодателю отзыв в произвольной форме. В такой ситуации организация вправе продолжить обработку персональных данных без согласия сотрудника с учетом ограничений, указанных в пунктах 2–11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, например, для осуществления правосудия или защиты жизни (здоровья) самого сотрудника. Об этом говорится в части 2 статьи 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ. Например, если обработка персональных данных необходима в целях исполнения заключенного с сотрудником договора либо для достижения целей, предусмотренных законом для осуществления и выполнения возложенных законодательством России на оператора функций, полномочий и обязанностей, – она может осуществляться без согласия сотрудника – субъекта персональных данных. Об этом сказано в статье 6 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ. К таким случаям относится передача сведений в: Пенсионный фонд РФ (ст. 9 Закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ); налоговые органы (ст. 24 НК РФ); ФФОМС, ФСС России (ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ); военные комиссариаты (ст. 4 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ); иные органы, когда обязанность передачи им сведений, относящихся к персональным данным сотрудника, закреплена за работодателем законом либо необходима для достижения установленных законом целей (например, суды, прокуратуру и т. п.). Кроме того, согласие не требуется в следующих случаях: обязанность по обработке предусмотрена законодательством, в том числе опубликование и размещение персональных данных сотрудников в сети Интернет (например, Законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, Законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ и рядом иных актов); проводится обработка персональных данных близких родственников сотрудника в объеме, предусмотренном личной карточкой (по унифицированной форме № Т-2 или самостоятельно разработанной форме), а также в случаях получения алиментов, оформления социальных выплат и допуска к государственной тайне; обработка сведений о состоянии здоровья сотрудника относится к вопросу о возможности выполнения им трудовой функции; обработка данных связана с выполнением сотрудником должностных обязанностей, в том числе при его командировании; обработка персональных данных проводится при осуществлении пропускного режима на территорию служебных зданий и помещений работодателя при условии, что организация пропускного режима осуществляется работодателем самостоятельно. Об этом говорится в пунктах 1–5 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г. Также работодателю следует помнить, что не требуется получать согласие уволенного сотрудника на обработку его персональных данных для целей налогового и бухгалтерского учета. Не распространяется законодательство о персональных данных и на материалы, переданные в архивную организацию для архивного хранения, поэтому такое хранение не требует получения согласия сотрудника на обработку его персональных данных. Это следует из положений абзацев 6–10 пункта 5 разъяснений Роскомнадзора от 14 декабря 2012 г. Все возможные случаи, когда согласие на обработку персональных данных не требуется, приведены в пунктах 2–11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

Спросить