Совет юристов - Что делать пенсионерке при получении завышенного земельного налога и как оспорить его

• г. Калининград

Добрый день, уважаемые юристы! Я пенсионерка по старости. Недавно получила налоговое уведомление на уплату земельного налога за 2016 г. и была шокирована суммой налога и процентной ставкой. Считаю, что кадастровая стоимость земельного участка очень сильно завышена (участок и находящееся на нем нежилое здание почему-то отнесены к иным зданиям-(ставка налога 1,5), а фактически используется под магазин

(ставка налога 1,1; из расчета кадастровой стоимости земли 2200000, получается существенная разница). Я собираюсь оспаривать кадастровую стоимость и ставку налога, менять назначение использования земли.

Подскажите, что мне делать, как оплатить налог, или не платить, пока я не добьюсь переоценки, или заплатить из расчета фактического использования (коэф 1,1), а если заплачу, то это значит я признаю завышенную кадастровую стоимость земли? Как мне быть?

Читать ответы (13)
Ответы на вопрос (13):

А вы можете и не обжаловать! Так как можете законно и не платить этот налог.

"Пенсионер, получающий пенсию, назначаемую в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, освобождается от уплаты налога на имущество, если имеет в собственности", - говорится в Налоговом кодексе (ст. 401, пп. 10 п. 1, п. 4 ст. 407 НК РФ). Куда обращаться и как получить Оформить имущественный налоговый вычет можно в налоговой инспекции по месту жительства. Условия предоставления Налог обнуляется на следующие виды недвижимости: квартира или комната; жилой дом; гараж или машино-место в общем гараже; помещения, используемые в качестве творческих мастерских, ателье, студий, негосударственных музеев, галерей, библиотек; хозяйственные строения, площадь которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, дач, индивидуального жилищного строительства. Льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида.

Спросить

Если у Вас один участок, то можете налог не платить. Вы по закону освобождены от его уплаты (ст. 401, 404 НК РФ). В любом случае - торопится с оплатой не стоит. Пени не большие, заплатить успеете.

Спросить

Спасибо за ответ, но мой земельный участок не попадает под льготы, на нем находится нежилое здание используемое под небольшой магазин.

Спросить

Нужно платить налог.

Что указала налоговая, то и применяется.

Вы же можете использовать землю в предпринимательстве?

А ст. 19 НК РФ гласит:

Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Здесь железобетонное доказательство - магазин расположен.

Спросить

В любом случае - торопится с оплатой не стоит. Пени не большие, заплатить успеете. Сначала оспорьте оценку, если есть шанс. Получите решение суда (ст. 218 КАС РФ), после этого оплатите.

Даже если ничего не получится, то начислят небольшие пени.

Спросить

Льгот никаких Вы не имеете, так как нежилое здание используется под магазин. Но Вы можете оспорить кадастровую стоимость объекта. Обратитесь в комиссию Росреестра или в суд.

НК РФ Статья 407. Налоговые льготы

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

""1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства;

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

""10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;

(в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

15) физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

""2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

""3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

""4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира или комната;

2) жилой дом;

3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;

4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;

5) гараж или машино-место.

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса.

""6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

""Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

""7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.

Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном объекте налогообложения, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, представлять уточненное уведомление с изменением объекта налогообложения, в отношении которого в указанном налоговом периоде предоставляется налоговая льгота.

""При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

"""Форма" уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

" Открыть полный текст документа

"

Спросить

Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ, налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. По общему правилу, изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Следовательно, если в течение года изменилась категория земли или вид разрешенного использования земельного участка, то новая кадастровая стоимость учитывается только со следующего налогового периода по земельному налогу. А в текущем периоде применяется ставка исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, установленных на 1 января данного налогового периода.

ФНС России от 19.04.2017 N БС-4-21/7402@ "О расчете земельного налога в случае изменения категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка" (вместе с Минфина России от 14.04.2017 N 03-05-04-02/22593)

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 апреля 2017 г. N 03-05-04-02/22593

В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено письмо по вопросу о применении ставок земельного налога в случае изменения категории земель или разрешенного использования земельного участка и сообщается следующее.

Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 391 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии со статьей 391 Кодекса изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Таким образом, изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу.

Спросить

Здравствуйте, Елена. Оплачивать налог за предыдущий период все равно придется. Новая налоговая база будет применяться с перового января года, в котором подано заявление в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

П. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28

"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости

Спросить

Здравствуйте!

Налоговая инспекция начисляет налоги исходя из ставки налога и кадастровой стоимости земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка, а также сведения о его размере поступают в налоговый орган из других компетентных органов. Вы действительно имеете полное право сделать экспертную оценку стоимости земельного участка и обратиться с иском в суд. В экспертном заключении Вам необходимо просить, что эксперт указал стоимость земельного участка в каждый из соответствующих годов. Если Вы заплатите больше налога, то потом имеете право просить на основании судебного решения сделать Вам перерасчет и вернуть излишне уплаченный налог за три года. Но если налог не заплатите, то Вам придется платить пени за просрочку.

Спросить

В данном случае если вы собираетесь оспаривать кадастровую стоимость, то налог платить не следует, поскольку вернуть назад эти деньги вы не сможете, а недоплата налога в той сумме, в которой они его требуют в любом случае рассматривается как неуплата налога в целом. В общем нет смысла платить и нужно оспаривать. После введения в действие КАС РФ данные дела разрешаются в сроки, установленные статьей 141 КАС РФ в соответствии с правилами главы 25 КАС РФ.

По этому вопросу есть Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28

"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,

ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ

ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ"

Рекомендую с ним Вам ознакомиться. Там вы найдете много интересной и полезной информации для себя.

Спросить

Вы расчитайте ставку налога сами и оплатите его, затем обратитесь в суд с оспариванием кадастровой стоимости зем участка, но предварительно обратитесь в зем комитет письменно, без этого административное исковое заявление не приму. Ставку налога надо обжаловать отдельно, но возможно обьеденить и в одном заявлении. Это надо смотреть документы.

КАС РФ Статья 245. Обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости

1. Юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Органы местного самоуправления, органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя вправе оспорить решения или действия (бездействие) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в собственности других лиц, в случаях, предусмотренных законом.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 274-ФЗ)

3. Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

4. Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 настоящего Кодекса. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Спросить
Быстрая юридическая помощь
8 800 505-91-11
Бесплатно 24/7

Здравствуйте! Что там находится, не важно. Налог на имущество (здание) это отдельная тема. Мы же говорим о земельном налоге. В 2014 году были отменены льготы для пенсионеров на уплату земельного налога. С 2018 года эти льготы опять действуют НК РФ

Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Статья 391. Порядок определения налоговой базы

...

5. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:

...

8) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

(пп. 8 введен Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

А кадастровую стоимость Вы имеете право оспорить в судебном порядке, но в период с 2014 до 2018 земельный налог с пенсионеров взимается.

Спросить

Здравствуйте, я бы советовала налог оплатить, поскольку даже если Вы успешно оспорите кадастровую стоимость, согласно разъяснениям ВС РФ кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть только за этот год (Пленум от 30.06.2015 N 28 п. 28) . В случае неуплаты - Вам доначислят пени за просрочку. Факт уплаты Вами налога не будет свидетельствовать о согласии с кадастровой стоимостью и не помешает ее оспорить.

Кадастровую стоимость можно оспорить двумя путями - доказать недостоверность сведений, положенных в основу определения кадастровой стоимости или представить отчет о рыночной стоимости Вашего имущества на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. (ст. 248 КАС). Всего доброго, успехов!

Спросить