Непредвиденные работы на аукционе по капитальному ремонту здания - как решать финансовый вопрос?
199₽ VIP

• г. Петропавловск-Камчатский

Учреждение провела аукцион по капитальному ремонту здания. При вскрытии появились непредвиденные работы, которые не были заложены в смету. Увеличить на 10% не получиться, т.к дополнительные работы не заложены в смету. Решили составить отдельный договор-получили 145 тыс рублей. При применении понижающего коэффициента от аукциона получили 107 тыс. рублей. Что делать? Подрядчик решил снизить простым коэффициентом до 88 тыс. рублей.

Прошу Вас дать разъяснение, что делать в такой ситуации? Финансирование получено из иных субсидий.

Заранее спасибо.

Оксана Анатольевна.

Читать ответы (5)
Ответы на вопрос (5):

Здравствуйте.

В соответствии с пунктом 4.33 МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, все дополнительные расходы должны подтверждаться документально.

В соответствии с пунктом 4.33 Методики МДС 81-35.2004 с целью определения полной стоимости объекта, необходимой для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости строительных и монтажных работ, определенной в текущем уровне цен, рекомендуется дополнительно включать средства на покрытие лимитированных затрат, в том числе часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчёте, с учётом размера, согласованного заказчиком и подрядчиком для включения в состав твердой договорной цены на строительную продукцию.

В данном случае нужно через суд признавать недействительным договор в части, не предусматривающей в цене работ резерва на непредвиденные работы.

Спросить

Здравствуйте. Заказчик прав. Ничего не сделаете. Выиграв аукцион с понижением вы на все статьи затрат, в том числе на лимитированные и прочие затраты должны использовать понижающий коэффициент.

Нормы Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не предусматривают порядок расчета коэффициента снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене, предложенной победителем, а также порядок расчета итоговой стоимости каждого из этапов выполнения работ, отдельных видов услуг, отдельных позиций товара.

Спросить
Это лучший ответ

Здравствуйте.

Какие работы можно считать дополнительными?

Дополнительным работам в сфере строительства посвящена статья 743 Гражданского кодекса, согласно которой подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы, в связи с чем возникает необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.

По логике законодателя дополнительным является тот объём работ, который необходим для выполнения основного объёма работ. Иными словами, дополнительные работы - это такие работы, без которых продолжение основных работ невозможно.

Данное толкование нашло своё подтверждение и в определении ВАС РФ от 11.01.2011 г. № ВАС-17600/10 по делу № А 33-18557/2009: «По смыслу указанных норм права речь идет о работах, необходимость проведения которых обнаруживается подрядчиком в ходе проведения строительных работ, и которые отсутствуют в технической документации, то есть таких работ, без проведения которых продолжение строительства невозможно».

Дополнительным является тот объём работ, который необходим для выполнения основного объёма работ.

Законом предусмотрен следующий порядок действий подрядчика при обнаружении необходимости выполнения дополнительных работ:

1. подрядчик должен сообщить о необходимости дополнительных работ заказчику;

2. при неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение 10 дней, если иной срок не предусмотрен в самом договоре, подрядчик должен приостановить работы.

Подрядчик, нарушивший данный порядок, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (п. 4 ст. 743 ГК РФ).

Приведём пример из судебной практики.

Подрядчик в ходе строительства здания новой школы произвёл снос старой школы в силу того, что строительство новой не могло быть начато ввиду маленького расстояния между этими зданиями, то есть необходимо было соблюсти правила пожарной безопасности. Стоимость дополнительных работ составила 15 033 291,19 руб.

Поскольку с заказчиком необходимость дополнительных работ не была согласована и отсутствовала необходимость немедленных действий по их выполнению, то суд отказал истцу в иске о взыскании стоимости дополнительных работ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.05.2014 по делу № А 81-2592/2013).

В данном случае подрядчик должен был письменно уведомить заказчика о приостановлении работ в силу невозможности строительства нового здания рядом со старым зданием школы, и не выполнять их до того момента, пока заказчик письменно не согласует дополнительные работы, определив их стоимость. Беспечность подрядчика стоило ему 15 млн.

Аналогичный пример по другому делу: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2014 по делу № А 82-1087/2013: «Общество не согласовало с Департаментом необходимость выполнения дополнительных работ и их стоимость, работы подрядчиком не были приостановлены, в связи с чем подрядчик лишился права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ.

Доказательства того, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства, в материалах дела также отсутствуют».

В вышеназванном деле подрядчик понёс убытки на суму 8 882 807,54 руб.

Итак, дополнительные работы подлежат оплате в двух случаях:

1. в случае их письменного согласования заказчиком,

2. в случае немедленных действий в интересах заказчика.

В обоих случаях подрядчики сталкиваются с проблемой доказывания вышеназванных обстоятельств в суде.

Что такое фактический подряд?

Итак, дополнительные работы – это работы, без которых выполнение основных работ невозможно. Если же подрядчик выполняет работы, которые напрямую не связаны с основными работами по договору, то такие работы являются не дополнительными, а самостоятельными и к ним статья 743 ГК РФ применению не подлежит. В данном случае между сторонами складываются фактические (бездоговорные) отношения по строительному подряду, именуемые как «фактический подряд».

В качестве примера фактического подряда можно привести ситуацию, когда у подрядчика с заказчиком заключён договор по ремонту помещений на первом этаже здания, однако, помимо первого этажа, подрядчик выполняет ремонтные работы на втором этаже. В этой ситуации ремонт на втором этаже никак не связан с ремонтом на первом этаже, поскольку подрядчик может беспрепятственно выполнить ремонт на первом этаже и сдать результат заказчику, не приступая к работам на втором этаже.

Подрядчик вправе рассчитывать на оплату стоимости фактического подряда только в том случае, если заказчик принял результат работ или использует его.

Понимание разницы между дополнительными работами и фактическим подрядом крайне важно, ибо от этого зависит построение правовой защиты в суде, в частности, какие доказательства и доводы будут иметь силу, а какие - нет. Различия в доказывании между дополнительными работами и фактическим подрядом весьма существенны. Начнём с главного.

Какие требования нужно заявлять в суде

Напомним, что Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.07.2004 г. № 2353/04 разъясняет, что предметом иска является материально-правовое требование истца к ответчику о совершении определенных действий, а основанием - обстоятельства, на которые ссылается истец в подтверждение своих требований.

В случае, когда работы носят дополнительный характер, предметом иска является требование о взыскании задолженности по договору на основании статей 740, 746 ГК РФ, в которых закреплена обязанность заказчика оплатить работы, ибо дополнительные работы напрямую связаны с основными, а следовательно, должны оплачиваться в рамках договора.

Основанием иска будет договор подряда, дополнительное соглашение (при отсутствии соглашения – документы, подтверждающие соблюдение порядка, указанного в ст. 743 ГК), доказательства, подтверждающие факт выполнения работ.

При взыскании стоимости фактического подряда предметом иска является требование о взыскании стоимости выполненных работ в виде неосновательного обогащения на основании статей 1102, 1105 ГК РФ, так как выполненные подрядчиком работы являются самостоятельными и бездоговорными. Обязанность оплатить работы возникает у заказчика не в силу договора, а в силу того, что он принял результат работ у подрядчика и пользуется им, то есть неосновательно обогатился.

Основанием иска будут доказательства, подтверждающие факт выполнения работ и их принятие заказчиком.

На практике часто возникает вопрос: можно ли обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности за дополнительные работы, а затем поменять его на неосновательное обогащение?

Согласно ст. 49 АПК РФ одновременное изменение основания и предмета иска не допускается. При этом среди судов нет единого мнения о том, допустимо ли изменение требования о взыскании задолженности по договору на требование о взыскании неосновательного обогащения.

В одних случаях суды указывают, что такое изменение не допустимо, так как меняется предмет и основание иска - постановление ФАС Московского округа от 17.07.2014 по делу № А 41-31203/13.

В других случаях суды допускают изменение иска, указывая, что меняется только основание, а предмет (взыскание денежной суммы за выполненные работы) остаётся прежним - постановление ФАС Уральского округа от 05.07.2007 по делу № А 60-7517/2006-С 1.

Есть и те, кто считает, что меняется предмет, а основание (факт выполненных работ) остаётся прежним - постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2008 по делу № А 63-4417/2006-С 3.

Автор статьи придерживается первой точки зрения, поскольку предмет – это не только материальное, но и правовое требование. А поскольку правовое обоснование у двух требований отличается (в первом случае статьи 740, 746, а во втором статьи 1102, 1105), то меняется сам предмет. Что касается основания, то применительно к дополнительным работам значение имеет не только факт выполненных работ, но и согласование его заказчиком в рамках договора. Поэтому меняется как предмет, так и основание. Но вопрос этот по-прежнему остаётся спорным.

Факты, подлежащие доказыванию

При взыскании дополнительных работ, помимо факта выполнения работ и их стоимости, доказыванию подлежит одно из двух обстоятельств:

1. согласование дополнительных работ заказчиком,

2. необходимость немедленных действий в интересах заказчика (угроза гибели или повреждения объекта строительства).

При этом при отсутствии доказательств одного из вышеуказанных обстоятельств факт принятия и использования результата дополнительных работ заказчиком (наличие потребительской ценности для заказчика) не имеет значения.

При взыскании стоимости фактического подряда для суда будет иметь значение только два факта:

1. факт выполнения работ и их стоимость,

2. факт принятия работ заказчиком.

И, напротив, факт того, что перед началом работ подрядчик письменно согласовал необходимость их выполнения с заказчиком, при фактическом подряде значения не имеет.

Можно ли акт выполненных работ использовать как доказательство одобрения дополнительных работ?

Многие до сих пор думают, что если заказчик подписал Акты выполненных работ, в которых включена стоимость дополнительных работ, то тем самым он согласовал необходимость их выполнения. Увы, применительно к дополнительным работам это не так.

Президиум ВАС РФ в своём информационном письме от 24.01.2000 № 51 дал чёткие разъяснения по данному вопросу:

«Подрядчик не вправе требовать от заказчика оплаты дополнительных работ и в том случае, если акт приемки строительно-монтажных работ подписан представителем заказчика, так как этот акт подтверждает лишь факт выполнения подрядчиком работ, а не согласие заказчика на оплату дополнительных работ» (п. 10 информационного письма № 51).

Таким образом, при взыскании дополнительных работ подписанный заказчиком акт не будет иметь никакой силы.

В случае же с фактическим подрядом наличие подписанного заказчиком акта выполненных работ является подтверждением их принятия. Более того, даже не подписанный акт будет являться основанием для взыскания стоимости фактически выполненных работ при наличии подтверждения его вручения заказчику и отсутствии мотивированного отказа последнего по его принятию, поскольку в этом случае к отношениям сторон подлежит применению ст. 753 ГК РФ, которая допускает взыскание задолженности на основании актов, подписанных со стороны подрядчика в одностороннем порядке.

Таким образом, если подрядчик выполнил работы сверх договора, которые напрямую не связаны с основными работами, но которые фактически приняты заказчиком и представляют для него ценность, то у подрядчика есть все шансы взыскать их стоимость в виде неосновательного обогащения.

Как показывает практика, многие истцы совершают значительные ошибки, которые приводят к проигрышу дела. К примеру, взыскивают стоимость дополнительных работ, когда необходимо взыскивать неосновательное обогащение, и наоборот. Либо взыскивая неосновательное обогащение, не могут доказать самостоятельный характер работ.

Из вышеизложенного следует, что перед тем, как обратиться в суд, необходимо определить характер работ, и уже от этого строить линию защиты. Лучше всего заручиться помощью юриста, специализирующегося в данной области.

Особо следует отметить, что всё, что было сказано в этой статье относительно возможности взыскания с заказчика неосновательного обогащения, НЕ касается подряда, выполняемого для государственных или муниципальных нужд, который помимо норм Гражданского кодекса регулируется законодательством о закупках. Подробнее об этом в следующей статье.

Спросить

Спасибо огромное. Я поняла, что нужен только применять понижающий коэффициент. Но договор получается стоимостью 107 тыс. рублей. Так заказчик может заключить договор на данную сумму? Или только до 100 тыс. рублей?

Заранее спасибо.

Спросить

Можно заключать только до 100 т.р. чтобы не нарушить закон. На основании ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указывайте до 100 т.р.

Спросить
Оксана
12.05.2018, 05:30

Применение расценки Ферр 58-7-6 при капитальном ремонте кровли – возможно или нет?

Бюджетное учреждение подготовила смету по капитальному ремонту кровли. Гос.экспертиза дала положительную оценку. Учреждение разместила на площадке. Участник, который решил поучаствовать в аукционе прислал вопрос: Вы берете расценки Ферр 58-7-6. Смена существующих рулонных кровель на покрытия из наплавляемых рулонных материалов: в два слоя. Снятие старого покрытия, расчистка, укладка нового. Данная расценка применяется для частичного ремонта кровли, т.к. в состав работ данной расценки не входит полная разборка стяжки, а вы ее применяете для капитального ремонта. Учреждение обратилость к гос. экспертизе, какие пояснения можно дать участнику. Ответ был дан такой: Пусть покажут где написано, что данную расценку применять нельзя. Просим дать пояснения, так можно или нельзя применять данную расценку при капитальном ремонте кровли? Заранее огромное спасибо. Оксана Анатольевна.
Читать ответы (3)
Андрей
02.12.2015, 00:23

Проблема с размещением аукциона - несоответствие смет УСН и использование понижающего коэффициента 0,9

При размещении аукциона администрация приложила сметы с понижающим коэффициентом 0,9 ко всей смете (директивно). Мы выиграли аукцион, находимся на УСН, сейчас идет подписание. Направили протокол разногласий и сметы в нашей редакции, где все пересчитали по УСНО, но убрали коэффициент 0,9. Нам все вернули, мотивируя это тем, что мы должны направить сметы с применением коэффициента 0,9. Сам коэффициент введен постановлением главы города для применения во всех сметах при размещении аукционной документации (нет денег в бюджете). Подскажите, что делать?
Читать ответы (2)
Елена
12.12.2018, 14:23

Аукцион на ремонт здания - неучтенные дополнительные работы требуют увеличения суммы контракта – что делать?

Провели аукцион на текущий ремонт здания, заключили контракт, входе проведения ремонта выяснилось, что появились доп работы и сумму контракта нужно увеличить. Но эти работы не предусмотрены сметой. Как быть в данной ситуации?
Читать ответы (1)
Маша
04.08.2016, 11:45

Проблемы с оплатой заказа после аукциона - возможность изменения предмета контракта и необходимость дополнительного соглашения

Провели аукцион, заключили контракт. В последующем при оплате заказчиком, казначейство не пропускает наименование предмета контракта, оплату не можем осуществить. В извещении об аукционе предмет аукциона и в контракте звучал так "Капитальный ремонт здания..." можно ли внести изменения и убрать слово "капитальный", нужно ли составить доп. соглашение к контракту.
Читать ответы (1)
Михаил
22.05.2021, 23:11

Продавец отменил аукцион - возможно ли оспорить решение и заключить договор с одним претендентом?

Реализовывалось имущество ГУП по 178 ФЗ. Решил участвовать в аукционе, подал заявку. В день рассмотрения поданных заявок Продавец имущества решил отменить аукцион. В лотовой документации сказано, что Продавец вправе:-принять решение о внесении изменений в извещение о проведении аукциона и (или) документацию об аукционе не позднее, чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Я понял так, что моя заявка была одна и продавцу не выгодно стало продавать имущество по начальной цене. В лотовой документации было предусмотрено заключение договора с одним претендентом, цитата "... или только один Претендент признан участником аукциона, договор купли-продажи заключается по начальной (стартовой) цене на условиях, изложенных в Документации об аукционе". Вопросы: 1) Можно ли оспорить решение об отмене аукциона? Есть перспективы? 2) Возможно ли в возникшей ситуации обязать продавца заключить со мной договор?
Читать ответы (10)
Юлия
27.09.2013, 10:07

Возможно ли проведение аукциона по госзакупкам во время судебного разбирательства по возможности расторжения договора?

Прошу вас дать разъяснение по 94 ФЗ по госзакупкам. Мы запустили аукцион, по аукциону выиграл участник, но он по срокам не поставляет нам товар, тем самым нарушает условия договора, мы хотим расторгнуть договор, и направили ему доп. соглашение о расторжении договора, они подали иск. прошу вас дать разъяснение можем ли мы запустить аукцион, до решения суда (пока будет идти судебная процедура?), т.е. во время судебного разбирательства?
Читать ответы (1)
Любовь
20.10.2015, 11:54

Как исправить ошибку в предмете контракта на аукционе по 44-фз и выйти из сложившейся ситуации?

Мы провели аукцион по 44-фз. При направлении прокта контракта была обнаружена ошибка в предмете контракта. Предмет контракта не совпадал с целью аукциона (ремонт кровли в аукционе, капитальный ремонт помещения в контракте). Подскажите как можно исправить ошибку? Как выйти из этой ситуации?
Читать ответы (1)
Евгения Кузнецова
13.09.2016, 23:27

Снижение стоимости работ по 44 ФЗ - нужно ли допсоглашение со стороны заказчика?

Вопрос по 44 фз. выполнили работы по итогам аукциона, госзаказчик всячески пытается снизить стоимость работ. По итогам аукциона скинули 53,5 % от изначальной стоимости контракта. Заказчик пишет в письме, что нужно доказать непредвиденные работы по смете 2%. Работа выполнялась на севере. Также какие подтверждающие документы на работников, которые выполняли работы, чтобы получить северную надбавку, которая изначально в аукционной смете была заложены в смету. Вычесть работы, которые как оказалось не надо выполнять самим в кс-2, нужно ли для этого со стороны заказчика допсоглашение? И снизить стоимость контракта по 44 фз более чем на 20 %, ведь мы и так скинули на 53,5% от начальной стоимости сметы? Помогите с ответами на вопросы.
Читать ответы (1)
Оксана
27.06.2018, 04:50

Лечебное учреждение требует участия в СРО при строительстве линии уличного освещения

Лечебное учреждение разместила аукцион на выполнение работ по строительству линии уличного освещения территории больницы. Надо произвести демонтаж старой линии и установка новой. Цена аукциона 5 миллионов 200 тыс. рублей. В требованиях к участнику мы (учреждение) указали, что он должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, капитального ремонта и т.д. После размещения нам пришел запрос: дать разъяснения законности требования в части СРО. Участник ссылается на Разъяснения Ивановского УФАС России по вопросам, озвученным на публичных слушаниях 05.06.2018 (Исходя из анализа ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» линии электропередачи предназначены для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии. Следовательно, при проведении закупки на строительство линий электропередачи участник не обязан являться членом саморегулируемой организации.). Но мы считаем, что наши требования в части СРО законны. Прошу Вас помочь нам найти истину в данном вопросе. Если мы правы, то на что мы можем сослаться в разъяснении участнику. Заранее спасибо. Оксана Анатольевна.
Читать ответы (3)
Александр
10.12.2014, 16:37

Возможно ли восстановление на аукцион после пропуска?

На 4-м по счету аукционе явилось 4 участника аукциона. На следующем, 5-ом явилось 5, и все они были допущены на 1-й аукцион. Возможна ли такая ситуация, а именно восстановление на аукцион, ввиду того что когда-то один аукцион был пропущен 5-м участником?
Читать ответы (1)