Должна ли страховая компания МАКС-М соблюдать ФЗ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»?
Должна ли страховая компания МАКС-М соблюдать ФЗ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»?
По общему правилу, положения Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ распространяют свое действия только на обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления. Между тем, в случае, если на организацию возложены публично значимые функции, обращения граждан рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ.
Обоснование
Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ) установлен Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации.
При этом в силу общих положений данного Федерального закона предусмотрено, что он распространяет свое действие на обращение граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (пункт 1 статьи 1).
Между тем, в Федеральном законе также дополнительно указывается, что установленный порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
Данная норма статьи 1 Федерального закона была введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 80-ФЗ, однако ранее в Постановлении Конституционного суда РФ от 18.07.2012 N 19-П, Конституционный Суд РФ указал, что «отдельные публично значимые функции могут быть возложены законодателем и на иные субъекты, не относящиеся к системе публичной власти (Постановления от 19 мая 1998 г. N 15-П, от 23 декабря 1999 г. N 18-П, от 19 декабря 2005 г. N 12-П, Определение от 1 июня 2010 г. N 782-О-О и др.), а соответствующие гарантии могут быть им установлены в порядке дополнительного обеспечения прав и свобод человека и гражданина с учетом в том числе характера деятельности тех или иных организаций как имеющей публично-правовое значение и конкретных условий развития политико-правовой системы Российской Федерации». Соответственно, подчеркнул Конституционный Суд РФ, законодатель вправе возложить на определенные категории организаций в качестве условия осуществления ими публично значимых функций обязанность рассматривать обращения граждан и их объединений.
В юридической литературе, а также на уровне законодательного регулирования, общепризнанное определение публично значимых функций, равно как и лиц, осуществляющих публично значимые функции, не сформулировано.
Между тем, как показывает анализ практики Конституционного Суда РФ, в его решениях констатируется публично-правовой статус следующих субъектов (ссылки изложены в Статье: Административно-правовой статус субъектов, осуществляющих публично значимые функции (Синюгин В.Ю.) («Административное право и процесс», 2014, N 11) {КонсультантПлюс}):
адвокаты (Постановление от 23 декабря 1999 г. N 18-П, Определение от 1 июня 2010 г. N 782-О-О);
нотариусы (Постановление от 19 мая 1998 г. N 15-П);
арбитражные управляющие, в том числе саморегулируемые организации арбитражных управляющих (Постановление от 19 декабря 2005 г. N 12-П);
политические партии (Постановление от 16 июля 2007 г. N 11-П);
коммерческие банки, принявшие на себя обязательства по осуществлению государственной финансовой поддержки (Определение от 19 мая 2009 г. N 596-О-О);
аудиторские организации, действующие по полномочию государства (Определение от 13 мая 2010 г. N 685-О-О);
аттестационные комиссии (Определение от 7 июня 2011 г. N 767-О-О);
избирательные комиссии (Определение от 16 декабря 2010 г. N 1722-О-О);
третейские суды (Постановление от 26 мая 2011 г. N 10-П);
государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения (Постановление от 18 июля 2012 г. N 19-П)
Таким образом, юридически значимым для цели определения того, распространяется ли на коммерческую организацию и ее должностное лицо – генерального директора положения норм Федерального закона № 59-ФЗ, является возложение на организацию публично значимых функций. При этом, поскольку в большинстве случаев реализация данных полномочий осуществляется, как правило, через некоммерческие организации, то отнесение коммерческой организации к указанной категории лиц носит маловероятный характер. Однако указанное обстоятельство не исключает возможности применения к коммерческой организации положений иных Федеральных законов, устанавливающих сроки рассмотрения обращений граждан, например, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
СпроситьСамара - онлайн услуги юристов
Обязанности государственной больницы по соблюдению Федерального закона N 59-ФЗ о рассмотрении обращений граждан
Обязано ли государственное образовательное учреждение соблюдать Федеральный закон №59-ФЗ О порядке рассмотрения
Администрация города не выполняет Федеральный закон о рассмотрении обращений граждан - мое обращение зарегистрировано

Несоблюдение регулирования Закона 59-ФЗ и мера наказания за игнорирование обращения к руководителю государственного
Обращение в Министерство внутренних дел Российской Федерации отправлено и зарегистрировано
