Застройщик запрашивает установление публичного сервитута на землях - есть ли основания для отказа?
199₽ VIP

• г. Владивосток

Застройщик просит установить публичный сервитут на землях, государственная собственность на которые не разграничена, к планируемым к строительству жилым домам для беспрепятственного прохода, проезда жителей. В границах трассировки сервитута расположены металлические гаражи. На каком основании в соответствии с законодательством можно ему отказать?

Ответы на вопрос (6):

Согласно статьи 274 ГК РФ вопрос установления сервитута решается между собственниками земельных участков. Вы же в своем вопросе пишите: установить публичный сервитут на землях, государственная собственность на которые не разграничена,

Отказать можете на основании: вы не являетесь собственником этой земли, а поэтому неправомочны решать вопрос по установлению сервитута

ГК РФ Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.

(п. 6 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Спросить
Пожаловаться
Это лучший ответ (выбран автоматически)

Здравствуйте Елена!

Отвечу вам по существу вашего вопроса:

Госорганы или местные власти могут ограничить права владельца земельного участка по статье 39.39 Земельного кодека РФ.

В установлении публичного сервитута должно быть отказано, если:

1) в ходатайстве об установлении публичного сервитута отсутствуют сведения, предусмотренные статьей 39.41 ЗК РФ, или содержащееся в ходатайстве об установлении публичного сервитута обоснование необходимости установления публичного сервитута не соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 ЗК РФ;

2) не соблюдены условия установления публичного сервитута, предусмотренные статьями 23 и 39.39 ЗК РФ;

3) осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, запрещено в соответствии с требованиями федеральных законов, технических регламентов и (или) иных нормативных правовых актов на определенных землях, территориях, в определенных зонах, в границах которых предлагается установить публичный сервитут;

4) осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении иных земельных участков. Положения настоящего подпункта не применяются в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам;

5) осуществление деятельности, для обеспечения которой подано ходатайство об установлении публичного сервитута, повлечет необходимость реконструкции (переноса), сноса линейного объекта или иного сооружения, размещенных на земельном участке и (или) землях, указанных в ходатайстве, и не предоставлено соглашение в письменной форме между заявителем и собственником данных линейного объекта, сооружения об условиях таких реконструкции (переноса), сноса;

6) границы публичного сервитута не соответствуют предусмотренной документацией по планировке территории зоне размещения инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае подачи ходатайства об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 ЗК РФ;

7) установление публичного сервитута в границах, указанных в ходатайстве, препятствует размещению иных объектов, предусмотренных утвержденным проектом планировки территории;

8) публичный сервитут испрашивается в целях реконструкции инженерного сооружения, которое предполагалось перенести в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, и принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

2. В решении об отказе в установлении публичного сервитута должны быть приведены все основания для такого отказа. Копия решения об отказе в установлении публичного сервитута направляется органом, уполномоченным на установление публичного сервитута, заявителю в срок не более пяти рабочих дней со дня принятия этого решения.

Правовое основание - "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 06.12.2021) (с изм. и доп., вступ. В силу с 17.12.2021)

ЗК РФ Статья 39.44. Отказ в установлении публичного сервитута.

Спросить
Пожаловаться

Елена Викторовна, здравствуйте!

Что такое публичный серветут? Это право ограниченного пользования чужим земельным участком

На основании ст.23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут) ЗК РФ он устанавливается на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления

Владельцы металлических гаражей данном случае не могут воспользоваться ссылкой на ст.209 Содержание права собственности ГК РФ, так как эти гаражи и земля под ними в частную собственность не оформлены

В данном случае владельцы гаражей никоим образом не могут повлиять на решение Администрации об определении для строительной компании прохода к строящемуся объекту.

Единственное условие, о котором они могут просить - это перенос гаражей на другое место по договоренности с муниципальной властью и застройщиком

Удачи и с наступающим Вас Новым Годом!

Спросить
Пожаловаться

Здравствуйте Елена Викторовна

Отказать вы вправе на основании того, что застройщик не является собственником земельного участка для установления сервитута на участок

Согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

С требованием об установлении сервитута вправе обратиться собственник земельного участка, на котором расположен принадлежащий иному лицу объект, возведенный после возникновения частной собственности на указанный земельный участок
.

Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сервитут, наряду с правом собственности, является вещным правом.

Пунктом 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано на то, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Правила и порядок предоставления и установления сервитута содержатся в статьях 274-276 ГК РФ.

Пунктом 1 статьи 274 ГК РФ определено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ).

Спросить
Пожаловаться

Здравствуйте, Елена Викторовна! Согласно пункту 1 статьи 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Если нет других возможностей проезда, то тогда только правомерно говорить об установлении сервитута. Однако если такая возможность есть, то можно послать с этим требованием разбираться в районный суд.

Спросить
Пожаловаться

Елена Викторовна, здравствуйте.

Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком (статья 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).

В соответствии с п. 3, п.п. 8 п. 4, п. 5 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ)

публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом и для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

-------------

Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

--------------

ЗК РФ Статья 39.44. Отказ в установлении публичного сервитута

1. В установлении публичного сервитута должно быть отказано, если:

1) в ходатайстве об установлении публичного сервитута отсутствуют сведения, предусмотренные статьей 39.41 настоящего Кодекса, или содержащееся в ходатайстве об установлении публичного сервитута обоснование необходимости установления публичного сервитута не соответствует требованиям, установленным в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 39.41 настоящего Кодекса;

2) не соблюдены условия установления публичного сервитута, предусмотренные статьями 23 и 39.39 настоящего Кодекса;

3) осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, запрещено в соответствии с требованиями федеральных законов, технических регламентов и (или) иных нормативных правовых актов на определенных землях, территориях, в определенных зонах, в границах которых предлагается установить публичный сервитут;

4) осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строительства), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении иных земельных участков. Положения настоящего подпункта не применяются в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим

5) осуществление деятельности, для обеспечения которой подано ходатайство об установлении публичного сервитута, повлечет необходимость реконструкции (переноса), сноса линейного объекта или иного сооружения, размещенных на земельном участке и (или) землях, указанных в ходатайстве, и не предоставлено соглашение в письменной форме между заявителем и собственником данных линейного объекта, сооружения об условиях таких реконструкции (переноса), сноса;

6) границы публичного сервитута не соответствуют предусмотренной документацией по планировке территории зоне размещения инженерного сооружения, автомобильной дороги, железнодорожных путей в случае подачи ходатайства об установлении публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 и 4 статьи 39.37 настоящего Кодекса;

7) установление публичного сервитута в границах, указанных в ходатайстве, препятствует размещению иных объектов, предусмотренных утвержденным проектом планировки территории;

8) публичный сервитут испрашивается в целях реконструкции инженерного сооружения, которое предполагалось перенести в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, и принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

2. В решении об отказе в установлении публичного сервитута должны быть приведены все основания для такого отказа. Копия решения об отказе в установлении публичного сервитута направляется органом, уполномоченным на установление публичного сервитута, заявителю в срок не более пяти рабочих дней со дня принятия этого решения

---------------

Надеюсь мой ответ Вам полезен

С уважением

Спросить
Пожаловаться

Где найти процедуру установления публичного сервитута на частную землю для организации проезда и прохода в 2020 г.? Ст. 23 ЗК РФ определяет только какими документами он устанавливается. А дальнейшие действия?

Обстоятельства таковы -

1. Земли сельхозназначения были выкуплены для ведения фермерского хозяйства.

2. Земля размежована на несколько участков и одновременно переведена в использование для ведения дачного хозяйства.

3. Один из рамежованных участков фактически является проездом к вновь образованным. В проезд или дорогу фактически не выделен. На данный момент находится в частной собственности.

4. Владелец участка требует плату за проезд и установил шлагбаум.

Вопросы -

1. Правомерно ли установлен шлагбаум?

2. Правомерно ли не выделена дорога?

3. Как лучше поступить в сложившейся ситуации?

СНТ находится в 1,5 км от автомобильной дороги. Подъездной путь к СНТ проходит через сельхоз земли, которые принадлежат Совхозу. Дорога в Росреестре не обозначена, совхоз отказывает в серветуте. Дорога существует с 1989 года и это единственно возможный подъезд. Какие действия предпринять, чтобы оформить дорогу?

В выписке ЕГРН указаны Особые отметки "Для данного земельного участка обеспечен доступ посредством земельного участка (земельных участков) с кадастровым номером (кадастровыми номерами) ..." - что это?

Можно ли оформить в собственность придомовую территорию у 4-х квартирного одноэтажного дома в бывшем военном городке? Каковы размеры придомовой территории (5-10 м по всему периметру квартиры?), надо ли и как оформить эту землю? Квартира приватизирована.

Создается новая база отдыха вместо ветхой старой, в аренде ЗУ на 49 лет на берегу озера, в ЗУ не входит территория береговой линии и дикари по старинке пытаются проходить к пляжу через территорию "под воротами". Руководство нервничает за "проходной двор", по ряду причин: имущество организации, беспокойство клиентов, условия пограничной зоны и ответственность организации за это перед службами ФСБ. А на берег иначе можно пройти "по тропинке через кусты" , и вообще вокруг озера еще есть другие береговые линии с подходами. Для регулирования ситуации запланированы к установке вывески с текстом типа (вариант 1) "Частная территория, проход\проезд запрещен". Предполагается что у дикарей будет возмущение к установлению такого нового порядка. Вопрос: не будут ли такие ограничительные меры нарушать какие либо статьи ГК? Или Вариант Два текста вывески будет более правильным? : "Арендованная территория, проход\проезд без разрешения собственника запрещен и ссылка на ст. ГК (подскажите пожалуйста ссылку)".

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

У нас трёх квартирный дом с общим двором... подход к каждому крыльцу с общего двора в первой квартире собственник ещё в 14 году перевёл в статус часть жилого дома... а две квартиры так и остаются в статусе квартиры... можно ли сейчас нам вместе подать на признания в часть жилого дома? И ещё вопрос может ли собственник кто уже перевёл в часть жилого дома без нас остальных собственников этого дома (квартир) оформить землю вокруг своей части дома так как эта часть дома крайняя? Они уже сделали границы и указали их на публичной кадастровой карте хотя ещё не было оформления... получаться средняя квартира вообще остаётся без участка так как у собственника квартиры... которая расположена по середины квартира... земля и огород хозяйство располагается около первой квартиры которые уже перевели в статус в часть жилого дома... и они сказали что мы ваш огород оформим себе так как он располагаться под нашими окнами... правомерно вообще это или надо согласоваться со всеми? С уважением Елена.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение