Как защитить ребенка с аутизмом в детском саду - законы и рекомендации для родителей
Я специалист детского сада. В группе есть ребенок с официальным заключением ПМПК-ЗПР. По факту у ребенка аутизм. Детский психиатр рекомендует обследование в спб, но родители игнорируют. Поведение ребенка опасно-лазает на шкафы, начал убегать, открывать окна. Какие есть законодательные меры для того, чтобы родтели прошли обследование и ребенку назначили тьютора? Имеем ли мы право требовать от родителей оплачивать тьютора в случае отказа обследоваться?
Здравствуйте! В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии со статьей 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства…
Присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
В соответствии со статьей 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:
Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования…
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
В соответствии с определением, данным в статье 64 «Дошкольное образование» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сказано что:
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности…
Согласно п 6. ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» ФЗ об образовании в обязанность педагогических работников входит помимо прочего учет особенностей психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
В соответствии со статьей 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «Об образовании в Российской Федерации»:
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
В связи с вышеуказанным полагаю, что принудить к прохождению ребенка какого-либо обследования образовательное учреждение не имеет право, так как данные действия производятся только с согласия родителей (законных представителей) и носят сугубо рекомендательный характер, тьютора за свой счет родители ребенка оплачивать также согласно нормам действующего законодательства не обязаны, так как в компетенцию образовательного учреждения в силу закона входят функции по воспитанию, присмотру и уходу, а также соблюдению стандартов образовательных программ.
Что можно поделать в указанной Вами ситуации?!
В обязанность Родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся детей входит:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Из вышеописанного Нас интересует пункт 2 и пункт 6, на них можно попробовать сослаться в той части, что ребенок в силу своих психофизиологических особенностей не соблюдает как свои меры безопасности так и невольно нарушает безопасность иных лиц, что противоречит Уставу, внутреннему распорядку учебного учреждения в целом и нарушает Конституционные права иных детей на безопасное нахождение в стенах образовательного учреждения и что данная ситуация может привести к неблагоприятным последствиям в будущем, а родители ребенка на данные обстоятельства реагировать должным образом не желают. Далее, рекомендовала бы собрать информацию (пакет документов) о том что родителям неоднократно предлагались варианты решения данного вопроса (проблемы), например прохождение психологического, медицинского обследования и т.д., администр
СпроситьЗдравствуйте! В соотв. Со статьей 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего проф. Образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соотв. Со статьей 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства…
Присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
В соответствии со статьей 5 Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования…
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
В соответствии с определением, данным в статье 64 «Дошкольное образование» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сказано что:
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности…
Согласно п 6. ст. 48 в обязанность педагогических работников входит помимо прочего учет особенностей психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
В соответствии со статьей 44:
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
В связи с вышеуказанным полагаю, что принудить к прохождению ребенка какого-либо обследования образовательное учреждение не имеет право, так как данные действия производятся только с согласия родителей (законных представителей) и носят сугубо рекомендательный характер, тьютора за свой счет родители ребенка оплачивать также согласно нормам действующего законодательства не обязаны, так как в компетенцию образовательного учреждения в силу закона входят функции по воспитанию, присмотру и уходу, а также соблюдению стандартов образовательных программ.
Что можно поделать в указанной Вами ситуации?!
В обязанность Родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся детей входит:-соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
На указ. Пункты можно попробовать сослаться в той части, что ребенок в силу своих психофизиологических особенностей не соблюдает как свои меры безопасности так и невольно нарушает безопасность иных лиц, что противоречит Уставу, внутреннему распорядку учебного учреждения в целом и нарушает Конституционные права иных детей на безопасное нахождение в стенах образовательного учреждения и что данная ситуация может привести к неблагоприятным последствиям в будущем, а родители ребенка на данные обстоятельства реагировать должным образом не желают. Соберите информацию о том что родителям неоднократно предлагались варианты решения данного вопроса (проблемы), например прохождение психологического, медицинского обследования ребенка и т.д., что администрацией детского сада проводились на эту тему под. советы, имеются докладные записки о поведении ребенка от воспитателей, коллективные жалобы от родителей других детей, видео материалы, фото и т.д. После чего обратитесь с заявлением в ОВД о постановке вопроса и привлечении к административной ответственности родителей ребенка по ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».и составления протокола об административном правонарушении. Аналогичные доводы можно направить в отдел опеки и попечительства с целью проверки жилищно-бытовых условий ребенка по месту жительства. Полагаю что данные мероприятия могут способствовать решению Вашего вопроса.
СпроситьСамара - онлайн услуги юристов
Какие права имеют ПМПк и администрация сада, если родители отказываются переводить ребенка с ЗПР из логопедического сада?
Родители отказываются от тьютора для ребенка в заключении ПМПК - грамотен ли юридически этот отказ?
Как действовать при отказе в предоставлении тьютора для ребенка с РАС в общеразвивающей группе?
Как решить проблему «агрессивного» ребенка в детском саду - права родителей и возможности заведения
Запрос на письменное заключение от специалистов детского сада - права родителей при переводе ребенка после ОНР
Куда обращаться, на какие законы ссылаться если будет отказ.
Борьба за выбор группы - права родителя и заключение ПМПК
