Необходимо уточнение по закону о рыболовстве и правах частных собственников на общественные водоемы.

• г. Москва

Прошу уточнения по этому вопросу.

С прошлого года вступили в силу поправки к закону о рыболовстве, согласно которым платная рыбалка отменена. То есть общественные водоемы и природные водоемы теперь не могут быть использованы для предпринимательской деятельности. Но видимо не все об этом знают или кладут болт. Решил я тут половить карасей на старом карьере, а ко мне подъезжают ребятки на колесах и предупреждают, что с прошлого года это дело теперь платное и требуют тысячу, т.к. земля находится в частной собственности. Я расстроился, ушел. Поскольку денег с собой не было. А вчера узнаю, что с прошлого года брать деньги предприниматель может только в том случае если вложился в копание пруда, заводнение и запуск рыбы. Как я понимаю, я теперь могу потребовать с этих деятелей какого-то документа, в котором бы разрешалось им заниматься этим видом деятельности. Ведь карьер там существует с прошлого века, с 70-х гг. Вопрос:

Какой это должен быть документ?

Или достаточно уведомить их, что с прошлого года их деятельность является незаконной и квалифицируется как рэкет? И пригрозить вызовом полиции?

Просто есть нюанс. Ведь действительно могли кому-то этот пруд и продать, точнее землю с прудом. Но насколько я знаю землю можно приобретать только под определенное целевое использование. Но с одной стороны речь о земле, а тут - водоем. Может ли хозяин земли использовать карьер, находящийся на его частной территории под платную рыбалку или закон о рыболовстве перевешивает закон о частной собственности?

Прошу уточнить Дело в том, что совсем рядом (в ближайшей к пруду деревне) ведется строительство частных домов в лесу. Причем массовое, участки нарезаны вглубь леса чуть ли метров не на 500. А земли лесного фонда как известно принадлежат государству и проданы под строительство быть не могут по закону. Однако ж очевидно, что проданы. То есть налицо беспредел. Иными словами и с прудом тоже может быть беспредел и правды не доискаться. Главное там караси неплохие от 500 до 800 гр далеко не редкость. Все рыболовы возмущены. Но либо тоже с законом не знакомы либо как всегда считают что бороться бессмысленно.

Заранее спасибо!

Читать ответы (4)
Ответы на вопрос (4):

Добрый день. Если это земля принадлежит муниципалитету, то они могут арендовать данный карьер или озеро, облагородить его и осуществлять платную рыбалку, а именно предпринимательскую деятельность, скорее всего, они разводят там рыб и запускают их в карьер. Данный факт нужно уточнять.

Спросить

Да, действительно, с 1 января 2021 года действуют новые положения закона N 475-ФЗ “О любительском рыболовстве”. Они закрепляют определения некоторых понятий, устанавливают порядок доступа к водным объектам. Однако закон предусматривает бесплатную рыбалку лишь на водоемах общего пользования, то есть на всех водных объектах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поскольку теперь все договоры аренды таких объектов перестали действовать.

В случае если водный объект находится в частной собственности, то рыбалка на нем осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством (п. 2 ст. 6 ФЗ). Вместе с тем, данный закон устанавливает прямой запрет осуществления рыболовства на водоемах, используемых для прудовой аквакультуры, НО не находящихся в собственности граждан или юридических лиц обводненных карьерах, прудах (п. 4 ст. 6 ФЗ).

Федеральный закон от 25.12.2018 N 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обеспечивает бесплатный доступ только к природным водоемам. Но пруд и обводненный карьер таковыми не являются, это искусственные водоемы. Так, в соответствии с ГОСТом 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» пруд — это мелководное водохранилище, площадью не более одного квадратного километра.

На таких водных объектах может осуществляться прудовая аквакультура, которая «…предусматривает разведение и (или) содержание, выращивание объектов аквакультуры…» (ч. 7 ст. 12 ФЗ от 02.07.2013 N 148-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Пруд и обводненный карьер используются на праве собственности или аренды, а также праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования на земельный участок (п. 1 ст. 5.1 ФЗ N 148-ФЗ).

Прудовая аквакультура является видом товарной аквакультуры. Последний, в свою очередь, представляет собой вид предпринимательской деятельности, относящийся к сельскохозяйственному производству (ч. 1 ст. 12 ФЗ N 148-ФЗ).

Вместе с тем аквакультурой вправе заниматься только юридические лица, крестьянские хозяйства, а также ИП (рыбоводные хозяйства) совместного или обособленного водопользования, что находит закрепление в Приказе Минсельхоза России от 25.06.2020 г. № 345.

Следует также отметить, что на основании ч. 2 ст. 38 ВК РФ «Обособленное водопользование может осуществляться рыбоводным хозяйством на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных…для осуществления аквакультуры (рыбоводства)».

Поверхностные водные объекты (в том числе, пруды и обводненные карьеры), находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются рыбоводному хозяйству в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства). Это указано в Приказе Минсельхоза России от 25.06.2020 г. № 345.

Предоставление в пользование водных объектов для указанных целей осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 5 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2022 N 18 (ред. от 22.03.2022) "О подготовке и принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование"). Выделением и предоставлением в пользование таких участков занимается непосредственнотерриториальный орган Федерального агентства по рыболовству.

На основании ч. 1 ст. 33. 3 ФЗ N 166-ФЗ юридическое лицо или ИП заключают договор пользования рыболовным участком с органом гос. власти, который обязуется предоставить им право на добычу (вылов) водных биоресурсов. Если на водном объекте рыболовный участок не сформирован, то заключается договор на пользование водными биоресурсами в соответствии со ст. 33.4 ФЗ N 166-ФЗ.

А любительское рыболовство на рыбопромысловых участках осуществляется при наличии путевки - документа, подтверждающего заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства (ч. 4 ст. 18 ФЗ N 475-ФЗ).

Согласно ч. 2 и 3 ст. 261 ГК РФ «если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка…водные объекты...». Но в то же время «собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами…и не нарушает прав других лиц».

Несмотря на то, что, по общему правилу, водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, есть ряд исключений. Так, согласно ч. 2 ст. 10 ФЗ от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" «Водные биоресурсы, обитающие в прудах, обводненных карьерах, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности». Выходит, что, осуществляя рыболовство, граждане приобретают право собственности на выловленную рыбу (ч. 3 ст. 10 ФЗ N 166-ФЗ), требование об уплате за это денежных средств незаконно.

Кроме того, могут быть установлены ограничения любительского и спортивного рыболовства в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования на основании ч. 1 ст. 26 ФЗ N 166-ФЗ.

Таким образом, для подтверждения права этих людей требовать деньги за лов рыбы Вы можете просить их показать следующие документы: решение органа исполнительной власти субъекта РФ (Москвы) о предоставлении в пользование водных объектов; договор пользования рыболовным участком; договор пользования водными биоресурсами; путевку.

В случае не предоставления необходимых документов Вы можете обратиться с жалобой на неправомерные действия указанных лиц в Московско-Окское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству. За нарушение правил рыболовства они будут привлекаться к административной ответственности. Это статьи 7.11 (пользование водными биологическими ресурсами без разрешения), 8.37 (нарушение правил, регламентирующих рыболовство) КоАП РФ.

Спросить

Спасибо!

Но как же поправки к закону? Они что, не касаются муниципалитета? Насколько я знаю, закон не распространяется на рыбхозы, которые занимаются разведением рыбы. Да и не муниципалитет это. Как мне сказали эти ребята, земля находится в ЧАСТНОЙ собственности. Я потому и спросил, распространяются ли эти поправки на собственника земли, на которой расположен этот водоем? И я бы даже уточнил - а имели ли право в росреестре вообще продавать землю с общественным водоемом? Тем более, что карьер не огорожен, не облагорожен, берега не очищены, рыбу по отзывам рыбаков не запускали. Туда пускают купаться, просто если видят рыбака с удочкой, требуют деньги. Я там 4 года не был. Тогда еще доступ был бесплатный.

Спросить

Не совсем так, как вы пишите. Если это не водоем общего пользования, то ловить рыбу можно с разрешения владельца, но деньги будете платить не за саму рыбалку, а за пойманную рыбу. Вот в чем суть изменений в законе. По большому счету, в законе ничего не изменилось.

Спросить