Населенный пункт с 14 жителями. Нужно ли устанавливать контейнеры для мусора в таких населенных пунктах.
Населенный пункт с 14 жителями. Нужно ли устанавливать контейнеры для мусора в таких населенных пунктах.
А почему нет то? Конечно нужно.
СпроситьНужно, поскольку в 51 статье ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) указывается что любые отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию. Запрещено сбрасывать отходы на почву, в водные объекты, в недра (п. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды»), для этого и устанавливаются мусорные контейнеры.
Также при установлении мусорных контейнеров следует обратить внимание на требования к местам (площадкам) накопления отходов. СанПиН выдвигает такие требования: количество баков на одной площадке не может быть больше 5, участок должен быть забетонирован или заасфальтирован, расположен под минимальным углом для упрощения транспортировки баков. Подъезд освобождают для беспрепятственного движения спецтранспорта, участок должен быть огорожен, с 3 сторон устанавливаются бордюры, зеленые насаждения, ограда высотой больше 1 м, обязательное условие — наличие крышки, она должна плотно прилегать к бакам, не допуская попадания осадков, а также защищать содержимое от животных и ветра, дистанция от места хранения мусора до зданий — 20-100 м.
ФЗ № 89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» четко регламентирует создание и содержание мест, предназначенных для хранения ТКО.
В п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 1156 «Об обращении с ТКО», сказано, что место для их сбора должно соответствовать нормам и регулярно проходить санитарную обработку. Обязанность следить за содержанием лежит на компаниях и владельцах участков, где оборудовано место для сбора мусора. Они также производят ремонт и покраску. Обязательства по вывозу отходов и покупке оборудования возложили на регионального оператора. Для вывоза мусора со строительных площадок и территорий, прилегающих к магазинам и офисным помещениям, устанавливаются дополнительные емкости, вмещающие до 8 кубов.
Стоит также не забывать, что вывоз мусора осуществляет региональный оператор, данная услуга является платной, фиксированную цену и график вывоза он устанавливает самостоятельно. За содержание площадки отвечает управляющая компания. Регулярно проводится очистка и санитарная обработка участка.
Что же будет, если не устанавливать мусорные контейнеры и выбрасывать мусор в неположенном месте? В соответствии со ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях выброс отходов в неположенном месте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 10 тыс. до 30 тыс. руб., на юрлиц — от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, тем гражданам, кто выносит мусор в чужие дворы, грозит штраф от 1000 до 2000 тыс. Если чужим контейнером воспользуется должностное лицо, штраф составляет от 2000-5000 тыс. Штрафы для юридических лиц — от 20000 до 100000 тыс. рублей.
Можно ознакомиться также с Документом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 01.03.19 «О защите прав потребителей в сфере ЖКХ».
Отсутствие контейнеров для сбора ТКО.
В адрес Управления Роспотребнадзора по Саратовской области поступают обращения граждан - жителей частного сектора домовладений с вопросом о том, что же делать, если пришла квитанция за вывоз мусора, а контейнерная площадка для размещения мусорных контейнеров отсутствует?
Положением п. 150 Постановления Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что если исполнитель (в рассматриваемом случае регоператор), допустил перерывы в предоставлении коммунальной услуги, превышающие установленную продолжительность, то он обязан произвести перерасчёт платы за такую услугу вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Пункт 148 (45) Правил предоставления коммунальных услуг также указывает на то, что плата за коммунальную услугу подлежит уменьшению в случае предоставления услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности. Так, в соответствии с п. 148 (46) Правил при перерывах в предоставлении услуг размер платы должен быть снижен на размер платы за объем неоказанной услуги. Для определения этого объема в расчет берутся норматив накопления ТКО и продолжительность непредоставления коммунальной услуги в расчетном периоде.
В приложении №1 Постановления Правительства РФ №354 прописаны нормы вывоза твёрдых коммунальных отходов: в зимнее время года мусор должны вывозить минимум один раз в трое суток, летом – ежедневно. Допустима задержка зимой - на двое суток, а летом – на одни сутки.
При этом потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в иных местах (площадках) накопления ТКО, в схему размещения которых не входит адрес конкретного дома (см. п. 15 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами; п. 4 ст. 13.4 Закона об отходах).
Таким образом, если мусор вообще не вывозился, то и платить за эту услугу потребители не должны.
В случае если оплата за не оказанные услуги потребителями произведена, то регоператору может быть предъявлена претензия о возврате оплаченной суммы за период ее непредставления.
При этом важным элементом в разрешении данной ситуации может послужить факт обращения потребителей не только с требованием о возврате уплаченных денежных средств, но и наличие с их стороны практических действий, связанных с намерением получить данную услугу, поскольку по общему правилу собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ст. 30 ЖК РФ).
С этой целю необходимо обратиться с заявлением к региональному оператору о заключении письменного договора по типовой форме с указанием способа складирования ТКО и мест (площадок) накопления ТКО для конкретного домовладения.
Этот момент очень важен для разрешения ситуации в суде в случае его неурегулирования в претензионном порядке. Поскольку при наличии спора он может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства (ст. 11 ГК РФ, ст. 11 ЖК РФ, ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»). При этом суд, оценивая фактические обстоятельства дела, дает оценку, кроме всего, добросовестности действий участников гражданских правоотношений и их разумность, а также с точки зрения наличия/отсутствия злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ, ст. 56 ГПК РФ).
Кроме того, при наличии вышеуказанной претензии со стороны потребителей к региональному оператору с обоснованными требованиями и отсутствии со стороны регоператора практических действий, связанных с прекращением нарушений прав потребителей, граждане (собственники ТКО) могут обратиться в адрес Управления Роспотребнадзора по Саратовской области с просьбой защитить их права в судебном порядке, а также с целью применения к нарушителю мер административного воздействия в пределах компетенции и полномочий Службы.
При этом, важным моментов в этой связи имеет не только факт попытки потребителя урегулировать спор в претензионном порядке, но и сам факт нарушения прав потребителя, который связан в рассматриваемом случае с оплатой неоказанных услуг.
Таким образом, несмотря на малое количество жителей в населенном пункте, всё равно необходимо устанавливать мусорные контейнеры для сбыта отходов, так как сброс мусора в неположенном месте нарушает законодательство и влечет за собой последствия.
Спросить