Вопрос по неосновательному обогащению

• г. Барнаул
Если предприятие общественного питания незаконно взымает плату за вход в это предприятие, то заплативший потребитель может потребовать вернуть эти деньги, как неосновательное обогащение. А есть ли правовой механизм, который позволял бы государственному органу (налоговая, прокуратура или др.) обращаться в суд, чтобы взыскать такое неосновательное обогащение в свою пользу? Например за полгода ресторан получил 5 млн. дохода только за незаконное взимании платы за вход, может ли государство, как то подрезать эти деньги в свою пользу?
Читать ответы (5)
Ответы на вопрос (5):

Здравствуйте, уважаемый Гость правового портала 9111!

В соответствии с п. 13 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515, исполнитель обязан оказать услугу в соответствии с перечнем услуг, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу в течение всего режима работы исполнителя.

Услуга общественного питания - это услуга по реализации продукции общественного питания и организации потребления данной продукции. Потребление продукции общественного питания, а также покупных товаров неразрывно связано с самой услугой общественного питания, тем самым «взимание платы за вход» за отдельную плату невозможно квалифицировать как отдельную самостоятельную услугу, поскольку эти действия - обязанность предприятия в рамках исполнения своих обязательств по договору об оказании услуг общественного питания. То есть, действия по установлению и взиманию платы за вход недопустимо рассматривать отдельно от обязательств по оказанию услуг общественного питания, поскольку такие действия не имеют под собой каких-либо самостоятельных оснований и не подразумевают какой-либо позитивный результат для потребителя.

Вход на предприятие общественного питания отдельной самостоятельной услугой, подлежащей оплате на основании волеизъявления потребителя (ст. 1 ГК РФ), не является, поэтому не может подлежать оплате отдельно от самой услуги общественного питания. Устанавливая плату за вход, кафе обусловливает приобретение услуг общественного питания платой за право (возможность) их получения, поскольку без возможности входа на территорию кафе получение услуг невозможно. Следовательно, действия предприятия общественного питания в части установления платы за вход не основаны на законе и являются нарушением прав потребителей на получение услуг общественного питания.

Безусловно, нужно любыми доступными способами зафиксировать факт взимания платы за вход в предприятие общественного питания: попросить выдать кассовый чек или счет, сфотографировать информацию о необходимости внесения такой платы, если она размещена в доступных для потребителей местах, а также Правила посещения соответствующего предприятия общественного питания. С последними потребителя в обязательном порядке должны ознакомить, в том числе по его требованию.

После возникновения такой ситуации, в ближайшее время направить заведению претензию о нарушении своих прав. Претензии в обязательном порядке направляются по юридическому адресу организации, а дополнительно по любым каналам связи (электронная почта, фактический адрес местонахождения кафе).

Потребители, чьи права нарушены, могут обратиться в Управление Роспотребнадзора, а если требования о возврате внесенной платы за вход не удовлетворены – в суд.

Нет правового механизма, позволяющего какому-либо гос органу взыскать оплаченные потребителями деньги.

Спросить

i]Здравствуйте, уважаемый Гость правового портала 9111![/i]

В соответствии с п. 13 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515, исполнитель обязан оказать услугу в соответствии с перечнем услуг, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу в течение всего режима работы исполнителя.

Услуга общественного питания - это услуга по реализации продукции общественного питания и организации потребления данной продукции. Потребление продукции общественного питания, а также покупных товаров неразрывно связано с самой услугой общественного питания, тем самым «взимание платы за вход» за отдельную плату невозможно квалифицировать как отдельную самостоятельную услугу, поскольку эти действия - обязанность предприятия в рамках исполнения своих обязательств по договору об оказании услуг общественного питания. То есть, действия по установлению и взиманию платы за вход недопустимо рассматривать отдельно от обязательств по оказанию услуг общественного питания, поскольку такие действия не имеют под собой каких-либо самостоятельных оснований и не подразумевают какой-либо позитивный результат для потребителя.

Вход на предприятие общественного питания отдельной самостоятельной услугой, подлежащей оплате на основании волеизъявления потребителя (ст. 1 ГК РФ), не является, поэтому не может подлежать оплате отдельно от самой услуги общественного питания. Устанавливая плату за вход, кафе обусловливает приобретение услуг общественного питания платой за право (возможность) их получения, поскольку без возможности входа на территорию кафе получение услуг невозможно. Следовательно, действия предприятия общественного питания в части установления платы за вход не основаны на законе и являются нарушением прав потребителей на получение услуг общественного питания.

Безусловно, нужно любыми доступными способами зафиксировать факт взимания платы за вход в предприятие общественного питания: попросить выдать кассовый чек или счет, сфотографировать информацию о необходимости внесения такой платы, если она размещена в доступных для потребителей местах, а также Правила посещения соответствующего предприятия общественного питания. С последними потребителя в обязательном порядке должны ознакомить, в том числе по его требованию.

После возникновения такой ситуации, в ближайшее время направить заведению претензию о нарушении своих прав. Претензии в обязательном порядке направляются по юридическому адресу организации, а дополнительно по любым каналам связи (электронная почта, фактический адрес местонахождения кафе).

Потребители, чьи права нарушены, могут обратиться в Управление Роспотребнадзора, а если требования о возврате внесенной платы за вход не удовлетворены – в суд.

Нет правового механизма, позволяющего какому-либо гос органу взыскать оплаченные потребителями деньги, тем более в свою пользу.

Спросить

Что здесь незаконного...

Спросить

Нет, конечно. Сам по себе платный вход в помещение, занятое частным лицом - вполне законно, это же лицо определяет самостоятельно, каков порядок посещения его имущества, а вовсе не государство.

Спросить

Вы сможете обратиться с исковым заявлением в суд согласно ст 131 ГПК РФ.

Спросить