Осаго запчасти при ремонте
349₽ VIP
Требования обоснованы частично. По статье 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ страховщик обязан организовать ремонт с применением новых заменяемых деталей, узлов, агрегатов. Использование неоригинальных запчастей допускается, если они соответствуют качеству оригинальных. Владелец вправе требовать соблюдения единой методики, но замена на качественные аналоги законна при соответствии техническим характеристикам.
СпроситьПо ст. 15 ? Там нет ничего такого -
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 31.07.2025) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования
СпроситьЗдравствуйте уважаемый Николай!
В данном конкретном Вашем случае, при проведении ремонта автомобиля по ОСАГО используются только новые комплектующие, которые соответствуют высокому уровня качества. Применение б/у запчастей для восстановления ТС по ОСАГО запрещено, так как невозможно быть уверенным наверняка, что они не приведут к повышению риска ДТП (Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об ОСАГО").
И страховой лимит по ОСАГО не всегда покрывает реальный ущерб, особенно если речь идет о современных автомобилях, где стоимость оригинальных деталей значительно выше аналогов Закон «Об ОСАГО», а также позиции Верховного Суда РФ однозначно устанавливают — страховая компания компенсирует ущерб в пределах установленного лимита, но если этой суммы недостаточно для полного восстановления (ремонта), пострадавший имеет право взыскать разницу непосредственно с виновника ДТП по гражданским нормам.
Правовая квалификация основана на статьях 1064, 1072, 15 Гражданского кодекса РФ. ГК РФ устанавливает обязанность виновника полностью возместить вред — именно тот ущерб, который реально понесен потерпевшим. После получения страховой выплаты разницу между реальными расходами и полученными деньгами потерпевший вправе взыскивать с виновного лица, в том числе и расходы на оригинальные детали, если их установка обоснована спецификой автомобиля или требованиями производителя.
В противном случае придётся решать спор в судебном порядке (ст.131-132 ГПК РФ).
Всего доброго!
СпроситьДополню.
При определенных условиях страховщика можно вынудить ремонтировать машину только компонентами, произведенными самим автопроизводителем. Однако это возможно только тогда, когда был выявлен некачественный результат восстановительных работ по ОСАГО из-за использования аналогов. Желательно также получить подтверждение от независимого эксперта (Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ).
Наличие своих претензий необходимо указать, когда потребуется забирать авто из сервисного центра. Откажитесь принимать его в таком виде и обязательно отметьте найденные недостатки.
В противном случае придётся решать спор в судебном порядке (ст.131-132 ГПК РФ).
Всего доброго!
Всего доброго
СпроситьТребования владельца автомобиля Форд к страховой компании (СК) и СТОА об использовании новых оригинальных запчастей при ремонте по ОСАГО, соответствующих Единой методике (ЕМ) и отчету независимой экспертизы (НЭ), обоснованы. СК не вправе настаивать на использовании неоригинальных (аналоговых) запчастей, если это не предусмотрено соглашением сторон или объективными обстоятельствами, делающими применение оригинальных запчастей невозможным.
Обоснование:
Приоритет восстановительного ремонта и выбор запчастей:
По общему правилу, при ОСАГО страховое возмещение вреда осуществляется путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (ТС) потерпевшего (возмещение вреда в натуре). Это предусмотрено п. 15.1 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Закон об ОСАГО).
Закон об ОСАГО и Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (утверждена Положением Банка России от 04.03.2021 № 755-П) не содержат норм, исключающих возможность использования СТОА новых неоригинальных запасных частей (аналогов), в том числе "китайских", при условии, что они соответствуют обязательным требованиям и не ухудшают безопасность ТС (абз. 3 подп. 3.6.4 п. 3.6 Единой методики).
Однако, если в ЕМ и отчете НЭ указаны конкретные оригинальные запчасти с их каталожными номерами, это является основанием для их использования при ремонте. Страховая компания не вправе настаивать на замене оригинальных запчастей на аналоговые, если это не предусмотрено соглашением сторон или объективными причинами, делающими применение оригинальных запчастей невозможным.
В случае, если СК настаивает на использовании аналоговых запчастей, а потерпевший настаивает на оригинальных, указанных в ЕМ и НЭ, то требования потерпевшего, как правило, поддерживаются судами. Это связано с тем, что выбор способа возмещения вреда и его объема принадлежит потерпевшему, а целью страхования является восстановление ТС до состояния, предшествовавшего ДТП.
Учет износа:
При проведении восстановительного ремонта по ОСАГО, в том числе с использованием новых запасных частей, стоимость ремонта определяется без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) (абз. третий п. 15.1 ст. 12 Закона об ОСАГО, п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 № 31). Исключение составляют случаи, когда ремонт осуществляется за счет страховой выплаты, а не в натуре.
Использование бывших в употреблении или восстановленных деталей:
При проведении восстановительного ремонта по ОСАГО не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий, если в соответствии с Единой методикой требуется замена комплектующих. Иное может быть определено только соглашением страховщика и потерпевшего (п. 15.2, 15.3 ст. 12 Закона об ОСАГО).
Разница в стоимости:
Если СК настаивает на использовании аналоговых запчастей, а потерпевший настаивает на оригинальных, и при этом стоимость оригинальных запчастей выше, то разница может быть взыскана с виновника ДТП, если страховой выплаты недостаточно для полного восстановления ТС (п. 63-65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 № 31).
Ссылки на нормативные акты и судебную практику:
п. 15.1, 15.2, 15.3 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
п. 3.6.4 п. 3.6, п. 41, 42 Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (утверждена Положением Банка России от 04.03.2021 № 755-П).
п. 37, 38, 49, 63-65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 08.11.2022 № 31 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Определение СК по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.11.2021 по делу № 8Г-17130/2021[88-17280/2021].
Определение СК по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24.11.2021 по делу № 8Г-25201/2021[88-28024/2021].
Апелляционное определение СК по гражданским делам Кировского областного суда от 31.01.2024 по делу № 33-725/2024.
Решение Кировского районного суда г. Омска Омской области от 30.05.2024 по делу № 2-829/2024.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Кировского областного суда от 31.01.2024 по делу № 33-725/2024.
Решение Кировского районного суда г. Омска Омской области от 30.05.2024 по делу № 2-829/2024.
СпроситьТребования необоснованны.
Страховщик выполняет нормы ФЗ об ОСАГО -
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 31.07.2025) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
Если владелец авто не согласен - подает претензию страховой - получает ответ - далее обращение к финупу -
Федеральный закон от 04.06.2018 N 123-ФЗ (ред. от 23.07.2025, с изм. от 13.11.2025) "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
Статья 15. Обращение потребителя финансовых услуг к финансовому уполномоченному
После ответа имеет право в суд идти владелец.
Но оснований пока не видно явных.
Спроситьнет, не обоснованны. допускается использовать неоригинальные детали, а реально причиненный ущерб, то есть стоимость разницы оригинальных деталей и использованных при ремонте по направлению СК, Можете взыскать с виновника
Положение Банка России от 4 марта 2021 г. № 755-П "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства"СпроситьСогласно п.6.2.1.5. Процедура формирования базовой стоимости запасной части должна состоять из следующих этапов: Единой Методики в отношении запасных частей исходной информацией о перечне (составе) запасных частей (деталей, узлов, агрегатов) должен служить каталог запасных частей изготовителя транспортного средства по каждой модели. В исследовании учитываются только данные по новым сертифицированным запасным частям. При этом в выборку цен не включаются цены на "неоригинальные" запасные части (не имеющие упаковки, торгового обозначения производителя транспортного средства либо установленного им идентификационного номера), превышающие цены на соответствующие "оригинальные" запасные части (имеющие упаковку, торговое обозначение производителя и установленный им идентификационный номер), и цены на "неоригинальные" запасные части заведомо низкого качества, то есть запасные части, цена которых составляет менее 30 процентов минимальной цены "оригинальной" запасной части.
Таким образом, действующее законодательство допускает использование аналогов запасных деталей при ремонте транспортного средства, при этом устанавливает критерии их соответствия (их стоимость не должна превышать стоимость "оригинальных" запасных частей и быть меньше их более чем на 30%) и обязанность иметь соответствующий сертификат, законодательство не содержит запрета на использование при восстановительном ремонте поврежденного транспортного средства неоригинальных запасных частей.
Добрый день.
Формально вы правы на 100%.
В соответствии с п. 15.1 ст. 12 Закона об ОСАГО (ФЗ-40), при восстановительном ремонте легковых автомобилей граждан должны использоваться только новые детали. Замена на б/у или восстановленные не допускается. Что касается «Китая»: если в Единой Методике (ЕМ) и акте осмотра забиты оригинальные артикулы (OEM) Ford, то и ставиться должны они. СТОА не имеет права самовольно менять условия обязательства и ставить аналоги без вашего письменного согласия.
Но тут есть «ловушка», о которой вам нужно знать.
Сейчас по Фордам огромные проблемы с логистикой. Оригинал либо не достать, либо ждать 3-4 месяца. СТОА это прекрасно понимает.
Если вы сейчас жестко встанете в позу «только оригинал Ford и точка», события пойдут по такому сценарию:
СТОА пишет отказ в страховую компанию: «Не можем выполнить ремонт в установленный законом срок (30 дней) и по установленной смете ввиду отсутствия запчастей».
Страховая на этом основании меняет форму возмещения с «ремонта» на «выплату деньгами».
И вот тут вы теряете деньги. По закону, выплата деньгами считается с учетом износа. Для ненового Форда износ легко составит 30–50%. То есть вам на карту упадет сумма, которой гарантированно не хватит даже на китайские запчасти и работу гаражного мастера.
Ваша стратегия должна быть хитрее.
Вам не нужно просто требовать оригинал ради оригинала. Ваша цель зафиксировать, что Страховая не может исполнить свои обязательства по ремонту.
Действуйте так:
Никаких доп. соглашений на китайские аналоги со СТОА не подписывайте.
Пусть СТОА официально отказывает в ремонте (или выдает машину с нарушением сроков).
Как только Страховая переведет вас на «деньги с износом» (или просто выплатит мало), вы идете в суд с требованием взыскать полную стоимость ремонта БЕЗ износа.
Логика тут «железобетонная», подтвержденная Пленумом ВС РФ (Постановление №31 от 08.11.2022): если страховщик не организовал ремонт (неважно, из-за запчастей или лени СТОА), он обязан возместить убытки в полном объеме, как если бы ремонт был произведен (то есть без учета износа).
Таким образом, требования ваши законны. Но если будете просто упрямиться на СТОА, получите копейки с износом. Нужно грамотно подвести их к тому, что они не справились, и взыскивать полную сумму через претензию и финансового уполномоченного
Готовьтесь писать претензию в СК, на СТОА слова мало что значат.
СпроситьЗдравствуйте!
При проведении восстановительного ремонта в соответствии с пунктами 15.2 и 15.3 настоящей статьи не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего.
(ст. 12, Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 31.07.2025) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств")
Поэтому при восстановительном ремонте не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий, прямого указания на замену деталей только на оригинальные действующее законодательство не содержит.
СпроситьЗакон в принципе не запрещает использовать неоригинальные запчасти для ремонта автомобиля.
Страховая компания может установить аналог вместо повреждённой оригинальной детали, при этом автосервис не обязан согласовывать этот момент с владельцем ТС.
Но есть исключение из правил, если ТС меньше двух лет, в этом случае должны произвести ремонт у официального дилера с использованием оригинальных запчастей.
Использование б/у деталей для ремонта по ОСАГО возможно, но только с согласия владельца ТС. Если владелец ТС отказывается, то подержанные комплектующие устанавливать не имеют права.
Если не придете с СК к соглашению, решайте вопрос в судебьном порядке (ст. 131-132 ГПК РФ).
- см. ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО», Положение Банка России от 04.03.2021 № 755-П (ред. от 04.06.2025) «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»
СпроситьВаши права регулируются следующими нормативными актами:
ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" ст. 12.1 (п. 15) при организации восстановительного ремонта страховая компания должна обеспечить применение технологий ремонта, запасных частей и материалов, соответствующих требованиям изготовителя транспортного средства.
Ст. 12 (п. 4) удовлетворение требований потерпевшего в натуре (организация ремонта) является приоритетным.
Положение Банка России от 19.09.2014 № 432-П "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства...":
ЕМ является обязательной для применения как страховщиками, так и экспертами.
В ЕМ используются каталожные номера оригинальных запчастей.
Расчет стоимости ремонта по ОСАГО всегда ведется исходя из цен на новые оригинальные запчасти, если иное не предусмотрено (например, износ не более 50% или нет аналогов).
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" применяется в части, не противоречащей Закону об ОСАГО.
Почему ваши требования обоснованы?
Производитель автомобиля проектирует свои машины под определенные оригинальные запчасти. Использование неоригинальных (аналоговых, китайских) запчастей может нарушить технологию ремонта, безопасность и технические характеристики автомобиля. Закон об ОСАГО требует соблюдения технологий ремонта изготовителя.
Расчет ущерба (и в ЕМ, и в отчете НЭ) основан на оригинальных каталожных номерах. СТОА, работающая по направлению ОСАГО, обязана придерживаться этого расчета.
Вы как собственник не давали согласия на использование неоригинальных запчастей.
Что делать в данной ситуации?
Официально уведомить СТОА и СК: направьте письменное уведомление (можно по электронной почте, но лучше заказным письмом) в СТОА и СК о том, что вы возражаете против установки аналоговых китайских запчастей и требуете установки новых оригинальных запчастей в соответствии с ЕМ и отчетом НЭ.
Если СТОА установит китайские аналоги, не подписывайте акт приема-передачи автомобиля.
Укажите в акте (или отдельном документе), что работы выполнены с нарушением технологии ремонта и использованием неоригинальных запчастей.
Если СК и СТОА отказываются выполнять законные требования, подайте жалобу в Центральный банк (регулятор страхового рынка) и Российский союз автостраховщиков (РСА).
В случае нарушения ваших прав, вы имеете право подать исковое заявление в суд с требованием обязать СК организовать ремонт с использованием оригинальных запчастей и взыскать неустойку (по ЗоЗПП) и моральный вред.
СпроситьНиколай Викторович, доброго дня желаю Вам! Да, требования владельца автомобиля Форд к страховой компании (СК) и СТОА обоснованы. Давайте разберем, почему:
1. Единая Методика (ЕМ) и ее значение:
ЕМ как основа расчета: Единая Методика расчета стоимости восстановительного ремонта транспортных средств, утвержденная приказом Минюста России, является официальным документом, который определяет порядок расчета стоимости ремонта по ОСАГО. Она устанавливает правила определения стоимости запасных частей, материалов, работ, а также коэффициенты, учитывающие износ.
Оригинальные каталожные номера в ЕМ: Если в ЕМ указаны оригинальные каталожные номера производителя (Форд), это означает, что при расчете стоимости ремонта были учтены именно эти оригинальные запчасти. Использование аналогов с другими каталожными номерами, даже если они заявлены как совместимые, может привести к несоответствию стоимости ремонта, заложенной в ЕМ.
Цель ЕМ: Цель ЕМ – обеспечить справедливое возмещение ущерба, позволяющее восстановить автомобиль до состояния, в котором он находился до ДТП, с использованием запчастей, соответствующих его комплектации и году выпуска.
2. Независимая экспертиза (НЭ) и ее роль:
Подтверждение ущерба: Независимая экспертиза, проведенная с вызовом представителей СК, имеет юридическую силу и служит для объективной оценки размера ущерба.
Соответствие ЕМ: Если в отчете НЭ также указаны оригинальные каталожные номера Форд, это дополнительно подтверждает, что именно оригинальные запчасти были признаны необходимыми для восстановления автомобиля. Это усиливает позицию владельца.
3. Права потребителя и договорные отношения:
Договор ОСАГО: Договор ОСАГО является публичным договором, и его условия должны соответствовать законодательству. Страховая компания обязана возместить ущерб в соответствии с установленными правилами.
Право на выбор: Хотя СК может предложить ремонт на СТОА, она не имеет права навязывать ремонт с использованием запчастей, не соответствующих расчету, произведенному по ЕМ. Владелец имеет право на восстановление автомобиля в первоначальном состоянии, что подразумевает использование запчастей, соответствующих его комплектации.
Защита от некачественного ремонта: Использование неоригинальных запчастей, особенно китайского производства, может поставить под сомнение качество и долговечность ремонта. Владелец имеет право на качественный ремонт, который обеспечит безопасность и функциональность автомобиля.
4. Аргументы против использования аналогов:
Различия в качестве: Оригинальные запчасти производятся по стандартам автопроизводителя, что гарантирует их качество, надежность и совместимость. Аналоги, особенно низкокачественные, могут иметь существенные отличия в материалах, точности изготовления и долговечности.
Возможные проблемы: Использование аналогов может привести к:
Некорректной работе других узлов автомобиля.
Ускорению износа смежных деталей.
Снижению безопасности эксплуатации.
Потере гарантии на автомобиль (если она еще действует).
Несоответствие расчету: Если ЕМ и НЭ рассчитаны на оригинальные запчасти, то стоимость аналогов может быть ниже, что приведет к недокомпенсации ущерба для владельца.
Вывод:
Требования владельца автомобиля Форд к СК и СТОА полностью обоснованы. Страховая компания обязана обеспечить ремонт автомобиля с использованием новых оригинальных запчастей, указанных в Единой Методике и подтвержденных независимой экспертизой. Использование аналоговых запчастей с другими каталожными номерами, особенно китайского производства, является нарушением прав потребителя и может привести к некачественному ремонту и недокомпенсации ущерба.
Рекомендации для владельца:
Письменное обращение: Владельцу следует направить официальное письменное требование в страховую компанию, ссылаясь на ЕМ и отчет НЭ, с требованием произвести ремонт с использованием оригинальных запчастей.
Фиксация отказа: Если СК отказывается удовлетворить требования, необходимо зафиксировать этот отказ в письменной форме.
Обращение в надзорные органы: В случае отказа СК, владелец имеет право обратиться в Центральный Банк РФ (регулятор страховой деятельности) или в Российский союз автостраховщиков (РСА).
Судебное разбирательство: В крайнем случае, если все другие меры не принесли результата, можно обратиться.
Такое право Вам дает закон:
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 31.07.2025)
ГПК РФ Статья 3. Право на обращение в суд
1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Желаю Вам удачи и просто отличного дня!
СпроситьТребования абсолютно обоснованные. Закон прямо гласит: автомобиль ремонтируется исключительно новыми деталями (пункт 15.1 статья 12 Федерального закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), причём методика расчётов повреждений предусматривает использование оригинальных деталей завода-изготовителя, указанных производителем (Единая методика, утверждённая Положением Банка России № 432-П).
Если страховщик пытается поставить китайские аналоги, хотя изначально рассчитывал ущерб именно по оригинальным деталям Форда, это прямое нарушение Ваших законных прав.
Обратитесь письменно в страховую компанию с требованием произвести ремонт с применением оригинальных запасных частей в строгом соответствии с единой методикой и проведённой независимой экспертизой. В случае отказа подавайте жалобу в Центробанк и Роспотребнадзор, одновременно готовьтесь защищать свои интересы в суде.
Спросить