Отмена требований к образованию для главы сельского поселения
349₽ VIP
Здравствуйте! Нет, решение депутатов сельского поселения об отмене требования к образованию главы поселения, вероятнее всего, противоречит федеральному законодательству (а именно, требованиям к муниципальной службе, если должность главы поселения относится к муниципальным должностям). Необходимо точно определить, является ли должность главы сельского поселения выборной должностью (тогда к нему могут быть другие требования) или относится к муниципальным должностям муниципальной службы. ФЗ №25 "О муниципальной службе в РФ" устанавливает общие принципы организации муниципальной службы. Статья 9 данного закона говорит о квалификационных требованиях к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. Они утверждаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований. Как правило, в большинстве регионов установлены типовые квалификационные требования, которые включают в себя наличие высшего или среднего профессионального образования. Решения органов местного самоуправления не должны противоречить Федеральному законодательству (ст. 7 ФЗ №131 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации). Обратитесь в прокуратуру с заявлением о проверке законности данного решения депутатов или обжалуйте решение депутатов в судебном порядке.
С уважением,О.А,
СпроситьЗдравствуйте Геннадий
Решение депутатов сельского поселения, не соответствует нормам закона
Основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы указаны в ст.9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 30.09.2024) "О муниципальной службе в Российской Федерации"
Общие квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района:
Рекомендуемые специальности, направления подготовки для определения стажа работы по специальности, направлению подготовки: "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Финансы и кредит", "Экономика", "Юриспруденция" , "Банковское дело", "Налоги и налогообложение", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" или иные специальности и направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки.
Высшие должности - не менее шести лет стажа муниципальной службы или не менее семи лет стажа работы по специальности, направлению подготовки.
Главные должности - не менее четырех лет стажа муниципальной службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности, направлению подготовки.
Ведущие должности - не менее двух лет стажа муниципальной службы или не менее четырех лет стажа работы по специальности, направлению подготовки, а также не менее одного года стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома.
Старшие, младшие должности - без предъявления требований к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки
___
С уважением юрист М.Н.Абаева
СпроситьЗдравствуйте Геннадий!
Ранее требования наличия соответствующего образования были прописаны в утратившей силу в связи с принятием Федерального закона от 20.03.2025 N 33-ФЗ Главе 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Теперь такого требования нет ни в ст.19. Глава муниципального образования. Временно исполняющий полномочия главы муниципального образования и ни в ст. 25. Должностные лица местного самоуправления. Статус лиц, замещающих муниципальные должности Федерального закона от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"
Этих требований не предъявляется и в Законе Амурской области от 18 декабря 2014 года N 459-ОЗ Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области
СпроситьДолжность главы сельского поселения, как правило, относится к муниципальным должностям, а в случае избрания на конкурсной основе или назначения на должность муниципальной службы – к должностям муниципальной службы. Для таких должностей могут быть установлены обязательные требования к образованию. Например, в Законе Забайкальского края от 29 декабря 2008 г. № 108-ЗЗК для замещения должностей муниципальной службы категории "руководители" высшей и главной групп обязательно наличие высшего образования (ч. 3 ст. 2).
Если федеральным законом или законом субъекта РФ для должности главы сельского поселения установлены требования к образованию, то решение представительного органа поселения об отмене этих требований не будет соответствовать законодательству. Работодатель (в данном случае – орган местного самоуправления) не может устанавливать требования ниже, чем предусмотрено законодательством.
СпроситьНет, такое решение депутатов противоречит федеральному законодательству. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает чёткий перечень требований к кандидатам на должность главы муниципального образования, среди которых обязательным условием является наличие высшего профессионального образования или среднее профессиональное образование, подтвержденное дипломом установленного образца (часть 3 статьи 36 указанного Закона).
Следовательно, депутаты сельского поселения не имеют полномочий снижать квалификационные требования ниже уровня, предусмотренного федеральным законодательством.
Решение депутатов в части отмены обязательного наличия образования является незаконным и может быть оспорено заинтересованными лицами в судебном порядке.
СпроситьРешение депутатов сельского поселения отменить требование о наличии высшего или среднего образования для главы поселения соответствует действующему законодательству РФ.
В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 36, ст. 37), требования к кандидатам на должность главы муниципального образования могут устанавливаться только на основании федерального законодательства.
Закон не содержит требований о наличии у кандидата на должность главы муниципального образования высшего или среднего образования.
Таким образом, депутаты сельского поселения приняли решение, соответствующее действующему аконодательству. Требование о наличии образования было незаконным, и его отмена правомерна.
СпроситьЗдравствуйте!
В ст. 19 Федерального закона от 20.03.2025 № 33‑ФЗ прямо указано
Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения
Там же закреплено, что законом субъекта РФ могут быть установлены «учитываемые» в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и/или знаниям и навыкам, и они также сформулированы как предпочтительные (в том числе для реализации отдельных переданных госполномочий).
Из этого следует вывод, если речь именно о «главе муниципального образования» и о требованиях в рамках конкурсной процедуры, то отсутствие в условиях конкурса требования «обязательно иметь среднее/высшее образование» само по себе не противоречит № 33‑ФЗ.
Риски начинаются там, где местный акт фактически «переписывает» порядок замещения другой должности (например, главы местной администрации как муниципальной службы) либо вступает в противоречие с обязательными нормами закона субъекта РФ и устава муниципального образования (по иерархии актов муниципалитет не может отменять то, что императивно закреплено выше).
Также важно различать: убрали именно «квалификационное требование как условие допуска» или убрали «критерий оценки/преимущество» — № 33‑ФЗ говорит про предпочтительность и “условия конкурса”, но не дает муниципалитету права игнорировать обязательные ограничения пассивного избирательного права и иные запреты, действующие для кандидатов.
Поэтому окончательная правовая оценка всегда упирается в документы: устав вашего поселения, положение о конкурсе и закон субъекта РФ о порядке формирования/избрания главы и о конкурсной процедуре.
Но для более полного анализа нужно поднять и сопоставить три текста: (1) оспариваемое решение совета, (2) действующую редакцию устава поселения и положения о конкурсе, (3) профильный закон субъекта РФ — и проверить, не установлены ли там обязательные (а не рекомендательные) требования к кандидату.
Если обнаружится противоречие акту устава или региональному закону, обычно самый быстрый внесудебный путь — обращение в прокуратуру с просьбой провести проверку и при наличии оснований потребовать приведения акта в соответствие (либо оспорить акт в суде).
Если же противоречия «верхнему» регулированию нет, то исключение требования об образовании в большинстве случаев будет расцениваться как допустимое усмотрение муниципалитета в пределах модели, где такие требования по № 33‑ФЗ являются предпочтительными, а не обязательными.
СпроситьЗдравствуйте, Геннадий!
Такое решение депутатов не соответствует федеральному законодательству и является ничтожным (недействительным) с момента принятия.
Депутаты сельского поселения не обладают полномочиями отменять или снижать квалификационные требования к кандидатам на должность главы муниципального образования, установленные федеральным законом. Их решение не имеет юридической силы.
Федеральные требования являются обязательными. Согласно п. 6 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", кандидат на должность главы муниципального образования (в том числе сельского поселения) должен иметь высшее образование.
Полномочия депутатов ограничены. Представительный орган муниципального образования (совет депутатов) вправе устанавливать дополнительные требования к кандидату (п. 7.1 ст. 36 Закона № 131-ФЗ), но только в пределах, не противоречащих федеральному закону. Отменить или снизить федеральное требование они не могут. Их полномочия — это "надстройка", а не замена.
Профицит бюджета не имеет значения. Финансовое состояние поселения не влияет на обязательность соблюдения федеральных норм о квалификации выборных лиц.
Принятие заведомо незаконного решения может повлечь дисциплинарную, административную или иную ответственность.
Даже если такой кандидат будет избран по результатам голосования, его не зарегистрируют в должности. Избирательная комиссия или суд откажут в регистрации или отменят ее на основании несоответствия обязательному требованию закона.
Любой заинтересованный гражданин, прокурор или вышестоящий орган государственной власти может оспорить это решение в суде, и оно будет признано недействительным.
Если решение уже принято, вам необходимо обратиться с заявлением в прокуратуру района для проведения проверки на предмет нарушения федерального законодательства. Прокурор обязан внести представление об отмене такого незаконного решения.
Подать жалобу в избирательную комиссию муниципального образования или в региональную избирательную комиссию. Они должны дать правовую оценку и не допустить участия в выборах кандидатов, не соответствующих закону.
Обратиться в суд с заявлением о признании решения представительного органа недействующим (не соответствующим закону).
Требование о высшем образовании для главы поселения — императивная норма федерального закона. Любое местное решение, отменяющее его, является незаконным и будет отменено контролирующими органами или судом. Финансовая успешность поселения не является основанием для несоблюдения федеральных стандартов к квалификации руководящих кадров.
СпроситьЗдравствуйте, Геннадий !
В данном Вашем случае, есть квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы в силу в ст.9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ". И статус лиц, замещающих муниципальные должности Федерального закона от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"
Таким образом, с юридической точки зрения, решение депутатов сельского поселения об отмене требования к образованию главы поселения, вероятнее всего, противоречит федеральному законодательству.
Рад был помочь!
СпроситьФедеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, … , от 08.08.2024 N 232-ФЗ, от 30.09.2024 N 338-ФЗ)
Статья 9. Основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы
1.Для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. (в ред. Федерального закона от 30.06.2016 N 224-ФЗ)
2.Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки. (в ред. Федерального закона от 30.06.2016 N 224-ФЗ)
3.В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, внутригородского района, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации. (в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 152-ФЗ
Справочник типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы (утв. Минтрудом России)
Группы должностей муниципальной службы Минимальный уровень профессионального образования
высшие и главные должности высшее образование - специалитет, магистратура
ведущие должности высшее образование бакалавриат
младшие и старшие должности среднее профессиональное образование
Спросить