Семейное образование детей-инвалидов - форма обучения на дому или отчисление из школы?
199₽ VIP

• г. Шарья

Права ли я в том, что семейное образование детей-инвалидов не является открепленным от образовательного учреждения, а служит (по Закону Костромской области от 18.11.2009 №537-4-ЗКО, ред. от 07.02.2014 Об обучении детей-инвалидов на дому в Костромской области) одной из форм обучения на дому? Думаю, что региональные органы, осуществляющие управление в сфере образования, ошибаются, когда предлагают нам, родителям детей-инвалидов, проходящих обучение на дому в форме семейного образования, написать заявление об отчислении из школы. С какой организацией, в таком случае, мы будем оформлять отношения в части выплаты компенсации затрат родителей на обучение наших детей самостоятельно?

Читать ответы (5)
Ответы на вопрос (5):

Вы полностью правы.

Домашнее обучение осуществляется от имени образовательного учреждения, а не через отчисление из школы.

Норму права Вы указали сами.

Спросить

ФЗ "Об образовании в РФ" не позволяет школам предлагать родителям покинуть детям образовательное учреждение - пишите жалобу на самоуправство руководителя образовательной организации.

В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;

3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Спросить

Уважаемая Алла Александровна.

Действительно, какое-либо написание заявления указанным Вами нормативным актов, не предусмотрено.

Читаем закон:

Закон Костромской области от 18.11.2009 №537-4-ЗКО, ред. от 07.02.2014 Об обучении детей-инвалидов на дому в Костромской области:

Статья 4. Порядок обучения детей-инвалидов на дому

(в ред. Закона Костромской области от 07.02.2014 N 490-5-ЗКО)

1. Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы (далее - образовательная организация), как правило, ближайшая к их месту жительства.

(часть 1 в ред. Закона Костромской области от 07.02.2014 N 490-5-ЗКО)

2. Зачисление детей-инвалидов в образовательные организации осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании.

(часть 2 в ред. Закона Костромской области от 07.02.2014 N 490-5-ЗКО)

2.1. Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Костромской области.

(часть 2.1 введена Законом Костромской области от 07.02.2014 N 490-5-ЗКО)

Как видите, сначала речь идёт о ЗАЧИСЛЕНИИ ребёнка в образовательной учреждение!!!! А лишь потом осуществляются все функции по предоставлению образования.

В Вашем случае, полагаю, школа хитрит, а именно, получив заявление, школа автоматически снимет с себя обязанности по предоставлению услуг образования.

Спросить

С какой организацией, в таком случае, мы будем оформлять отношения в части выплаты компенсации затрат родителей на обучение наших детей самостоятельно?

ПОРЯДОК ПОДДЕРЖКИ нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ.

ПОСМОТРИТЕ Закон Костромской области от 18.11.2009 №537-4-ЗКО И ОПРЕДЕЛИТЕ ЕСТЬ ЛИ ТАМ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ СЕМЕЬЕЙ, В КОТОРЫХ ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ ОБРАЗОВАНИЕ В ФОРМЕ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08

"Об организации получения образования в семейной форме"

5. В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).

Таким образом, учредителем образовательной организации могут быть определены нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций, затраты на приобретение учебных изданий (учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы), периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией общеобразовательной программы, затраты на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Кроме того, при выборе родителями (законными представителями) сочетания различных форм получения образования (семейная форма) и форм обучения (в организации, осуществляющей образовательную деятельность) нормативные затраты, помимо вышеуказанных, должны предусматривать затраты, покрывающие возможность освоения отдельных компонентов образовательной программы в организации.

6. В части возможности оказания поддержки родителям (законным представителям) при получении несовершеннолетними общего образования в форме семейного образования.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Федерального закона).

Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") .

--------------------------------

В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ

(ред. от 21.07.2014)

"Об образовании в Российской Федерации"

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Статья 63. Общее образование

2. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.

5. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Спросить

ПО ЗАКОНУ Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы (далее - образовательная организация), как правило, ближайшая к их месту жительства.

В ЗАКОНЕ НЕТ ТРЕБОВАНИЯ ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ ИЗ ШКОЛЫ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ .

ПОСКОЛЬКУ ЗАКОН НЕ РЕГУЛИРУЕТ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, А ТОЛЬКО ОБРАЗОВАНИЕ НА ДОМА (Т.Е. В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ)

КРОМЕ ТОГО ОБРАЗОВАНИЕ НА ДОМУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ УКАЗАННОГО ВАМИ ЗАКОНА. НО ЭТО НЕ СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

ОБРАЗОВАНИЕ НА ДОМУ - ПРОВОДИТСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

СЕМЕЙНОЕ - ВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ОТЧИСЛЕНИЕ ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРОВЕДЕНИЕ ТОЛЬКО ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА.

ОДНАКО ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ - КОГДА УЧИТЕЛЯ ПРИХОДЯТ ИЗ ШКОЛЫ НА ДОМ - ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И КОМПЕНСАЦИЯ СОХРАНЯЕТСЯ.

ПОЭТОМУ ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ЧТОБЫ РЕБЕНОК ПОЛУЧАЛ ОБРАЗОВАНИИ НА ОСНОВАНИИ УКАЗАННОГО ВАМИ ЗАКОНА ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ОТЧИСЛЕНИИ ИЗ ШКОЛЫ ПИСАТЬ НЕ НУЖНО. ЭТО НЕ СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, А ОБРАЗОВАНИЕ НА ДОМУ.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

ЗАКОН

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 18 ноября 2009 года N 537-4-ЗКО

ОБ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции Закона Костромской области N 490-5-ЗКО от 07.02.2014 года (НГР RU44000201400047))

Принят Костромской областной Думой 12 ноября 2009 года

В редакции:

Закона Костромской области N 490-5-ЗКО от 07.02.2014 года (НГР RU44000201400047)

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон определяет порядок обучения детей-инвалидов на дому.

(в редакции Закона Костромской области N 490-5-ЗКО от 07.02.2014 года (НГР RU44000201400047))

Статья 2. Правовая основа настоящего Закона

Правовой основой настоящего Закона являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", Устав Костромской области.

(в редакции Закона Костромской области N 490-5-ЗКО от 07.02.2014 года (НГР RU44000201400047))

Статья 3. Общие требования к организации обучения детей-инвалидов на дому

1. При невозможности обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) (далее - родители) детей-инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому.

2. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей и заключение медицинской организации, выданное в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.

(ст. 3 в новой редакции Закона Костромской области N 490-5-ЗКО от 07.02.2014 года (НГР RU44000201400047))

Статья 4. Порядок обучения детей-инвалидов на дому

(наименование в новой редакции Закона Костромской области N 490-5-ЗКО от 07.02.2014 года (НГР RU44000201400047))

1. Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательная организация, реализующая основные общеобразовательные программы (далее - образовательная организация), как правило, ближайшая к их месту жительства.

(ч. 1 в новой редакции Закона Костромской области N 490-5-ЗКО от 07.02.2014 года (НГР RU44000201400047))

2. Зачисление детей-инвалидов в образовательные организации осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании.

(ч. 2 в новой редакции Закона Костромской области N 490-5-ЗКО от 07.02.2014 года (НГР RU44000201400047))

2.1 Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Костромской области.

(ч. 2.1 дополнена Законом Костромской области N 490-5-ЗКО от 07.02.2014 года (НГР RU44000201400047))

3. Образовательная организация в целях обучения детей-инвалидов на дому:

(абзац в новой редакции Закона Костромской области N 490-5-ЗКО от 07.02.2014 года (НГР RU44000201400047))

1) обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения основных общеобразовательных программ;

(в редакции Закона Костромской области N 490-5-ЗКО от 07.02.2014 года (НГР RU44000201400047))

2) разрабатывает и утверждает индивидуальный учебный план в соответствии с нормами базисного учебного плана;

3) утверждает расписание занятий, согласованное с родителями;

4) предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательной организации;

(в редакции Закона Костромской области N 490-5-ЗКО от 07.02.2014 года (НГР RU44000201400047))

5) может использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

6) осуществляет промежуточную и государственную итоговую аттестацию детей-инвалидов;

(в редакции Закона Костромской области N 490-5-ЗКО от 07.02.2014 года (НГР RU44000201400047))

7) выдает детям-инвалидам, прошедшим государственную итоговую аттестацию, документ об образовании.

(п. 7 в новой редакции Закона Костромской области N 490-5-ЗКО от 07.02.2014 года (НГР RU44000201400047))

4. Родители детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, могут осуществлять их обучение по основным общеобразовательным программам в форме семейного образования и самообразования.

Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Успешное прохождение ребенком-инвалидом промежуточной и государственной итоговой аттестации является основанием для обращения родителей за компенсацией, предусмотренной частью 5 настоящей статьи.

(ч. 4 в новой редакции Закона Костромской области N 490-5-ЗКО от 07.02.2014 года (НГР RU44000201400047))

5. Размер компенсации затрат родителей на обучение детей-инвалидов на дому, а также порядок назначения и выплаты компенсации устанавливаются постановлением администрации Костромской области.

(в редакции Закона Костромской области N 490-5-ЗКО от 07.02.2014 года (НГР RU44000201400047))

Статья 5. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов родителями на дому самостоятельно

Утратила силу Законом Костромской области N 490-5-ЗКО от 07.02.2014 года (НГР RU44000201400047)

Статья 6. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Губернатор Костромской области И. Слюняев

18 ноября 2009 года

N 537-4-ЗКО

Спросить