Как правильно закрыть представительство в Белоруссии - поэтапная процедура, создание ликвидационной комиссии, уведомление работников и изменение учредительных документов.
199₽ VIP

• г. Санкт-Петербург

ОАО «Ромашка» юридически и фактически находится в г. Санкт-Петербурге. В 2011 г. ОАО «Ромашка» открыла свое представительство в Белоруссии, г. Минск. Штат работников представительства Минска состоит из 4-х человек:

- глава представительства,

- бухгалтер,

- инженер, которая сейчас находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет,

- специалист.

У генерального директора ОАО «Ромашка» есть сейчас желание «закрыть» представительство в Белоруссии (финансово не оправдано).

ВОПРОС: как правильно, поэтапно провести процедуру «закрытия» представительства в Белоруссии, когда принимать решение о закрытие, нужно ли создавать ликвидационную комиссию, когда уведомлять работников, что делать с декретницей, когда вносить изменения в учредительные документы, и подавать документы в соответствующие инстанции?

Ответы на вопрос (7):

В соответствии со ст. 65 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ) принятие решения о создании, а следовательно, и о ликвидации филиала общества относится к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), который, согласно п. 3 ст. 68 указанного закона, принимает такое решение простым большинством голосов.

О ликвидации филиала как обособленного подразделения акционерное общество обязано также уведомить орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», письмо Минздравсоцразвития России от 09.09.2010 № 2891-19).

Спросить
Пожаловаться

. Принимается решение о закрытии филиала. Такое решение принимает совет директоров (п. 2 ст. 12 ФЗ «Об акционерных обществах»), в случае его отсутствия – общее собрание акционеров (участников) общества. Вынесенное решение оформляется в форме либо протокола, либо решения (если у общества один участник).

2. Внесение изменений в учредительные документы общества в связи с закрытием обособленного подразделения. Согласно п. 1 ст. 48 ФЗ «Об акционерных обществах» внесение изменений в Устав общества вносятся на основании решения общего собрания акционеров. В налоговые органы по месту учета головной организации необходимо предоставить (п. 1 ст. 19 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП»):

* заявление о внесении изменений в учредительные документы (по форме № Р13002);

* протокол (решение) общего собрания акционеров (участников) о принятии решения о внесении изменений в учредительные документы. В протоколе желательно отразить суть таких изменений, пункты, в которые вносятся изменения, новое содержание пунктов учредительных документов;

* два Устава в новой редакции;

* квитанция об уплате государственной пошлины (подп. 3, п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

3. Уведомлять кредиторов общества о закрытии филиала (представительства) нет необходимости, поскольку обособленное подразделение не является юридическим лицом, а нормы ГК РФ касательно обязанности по уведомлению кредиторов в случае ликвидации организации (ст. 63, 64 ГК РФ) распространяются только на юридических лиц. Физические и юридические лица, фактически вступающие в предпринимательские правоотношения с обособленным подразделением, юридически заключают сделки с «головной» организацией.

4. Необходимо решить кадровый вопрос. Согласно ст. 81 ТК РФ в случае прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенного в другой местности, с работниками этого подразделения необходимо расторгнуть трудовые договоры. Причем сделать это следует по правилам, предусмотренным для случая ликвидации организации. То есть общество должно известить о предстоящем увольнении персонально каждого работника под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Кроме того, он обязан выплатить сотрудникам выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также сохранить за ними средний месячный заработок на период трудоустройства (но не более двух месяцев со дня увольнения). С письменного согласия работника работодатель вправе расторгнуть трудовой договор и ранее, выплатив при этом ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении. Важно: Работодатель обязан предложить работнику работу в другой местности, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором. Если же филиал и головная организация находятся в одной местности, то работодатель обязан сообщить работнику в письменном виде о всех свободных вакансиях, требования которых соответствуют квалификации работника, так и о вакансиях с более низкой квалификацией и заработной платой (ст. 81 ТК РФ). И лишь получив письменный отказ работника от предложенных вакансий, вправе расторгнуть трудовой договор с работником по вышеуказанным правилам с выплатой выходного пособия.

5. Уведомить органы службы занятости о предстоящем закрытии филиала, представительства. Такая обязанность вытекает из п. 2 ст. 25 ФЗ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 г. № 1032-1. Так, при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника.

6. Снятие с учета по местонахождению обособленного подразделения. Для этого необходимо предоставить в налоговую инспекцию по месту нахождения обособленного подразделения заявление по форме № 1-4-Учет, утвержденной приказом ФНС РФ от 01.12.2006 г. № САЭ-3-09/826@. Согласно п. 5 ст. 84 НК РФ налоговая инспекция, получив вышеуказанное заявление, обязана в течение 10 рабочих дней со дня подачи такого заявления, но не раньше окончания выездной налоговой проверки снять с учета обособленное подразделение. Постановка на учет и снятие с учета осуществляется бесплатно (п. 6 ст. 84 НК РФ).

7. К заявлению должны быть приложены следующие документы:

* уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации (форма № 09-1-1 Приложения № 2 к Приказу МНС России от 03.03.2004 г.).

* копия распорядительного документа юридического лица о закрытии филиала (решение учредителя, протокол общего собрания акционеров, либо протокол заседания совета директоров);

* копии документов о внесении изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица в части исключения из них филиала (протокол о принятии решения о внесении изменений, нотариально заверенную копию Устава в новой редакции) либо иной документ, отражающий внесенные изменения в части исключения из них филиала.

8. Налоговая проверка. Согласно ст. 89 Кодекса выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае если руководителем налогового органа принято решение о проведении выездной проверки обособленного подразделения в связи с ликвидацией организации или закрытием обособленного подразделения, процедура снятия с учета осуществляется после окончания проверки. При этом срок окончания проверки не должен превышать 14 дней со дня подачи заявления о снятии с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения.

9. Сообщить в налоговые органы по месту регистрации «головной» организации о закрытии обособленного подразделения. Согласно подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщить о закрытии обособленного подразделения по месту нахождения организации в течение месяца со дня прекращения деятельности филиала, представительства. Сведения предоставляются по форме № С-09-3.

Спросить
Пожаловаться

При подготовке процедуры ликвидации представительства необходимо обратить внимание на следующие моменты:

соблюдение порядка принятия решения о ликвидации;

внесение изменений в устав общества в связи с ликвидацией представительства;

порядок и срок подачи в налоговый орган сообщения о ликвидации обособленного подразделения;

порядок снятия представительства с налогового учета по месту регистрации обособленного подразделения;

порядок передачи обществу активов представительства, учитываемых на его балансе;

реализация трудовых прав работниками представительства при его ликвидации.

Рассмотрим каждый из этих моментов подробно.

Решение о ликвидации представительства. Согласно ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) решение о ликвидации представительства принимается на заседании совета директоров общества большинством голосов членов совета, принимающих участие в заседании (ст. 68 Закона об АО).

Действующим законодательством не установлено обязательных требований к формулировке решения о ликвидации представительства.

Закон также не предусматривает создания специальной ликвидационной комиссии в случае ликвидации представительства. В то же время обязательность ее создания может быть установлена документами, утвержденными решением совета директоров (в частности, положением о представительстве). Состав ликвидационной комиссии утверждается обществом по своему усмотрению, например одновременно с решением совета директоров общества о ликвидации представительства. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами представительства.

Внесение изменений в устав общества. В силу п. 5 ст. 12 Закона об АО изменения, связанные с ликвидацией филиалов и представительств общества, вносятся в устав общества на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) ОАО. Таким образом, право принятия решения о внесении изменений в устав общества в связи с ликвидацией представительства принадлежит совету директоров общества.

Но совет директоров не обладает правом утверждать устав общества в новой редакции. Это полномочие принадлежит общему собранию акционеров ОАО (п. 1 ст. 12, подп. 1 п. 1 ст. 48 Закона об АО). ФАС Центрального округа в Постановлении от 26 сентября 2005 г. по делу N А23-1375/05А-12-111 указал, что для регистрации изменений в уставе общества необходимо наличие в числе документов, представленных в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации),решения общего собрания акционеров об утверждении новой редакции устава.

Изменения, вносимые в устав общества в связи с ликвидацией представительства, могут быть включены в текст решения о ликвидации представительства либо утверждаться отдельным решением.

Уведомление о ликвидации представительства. Сообщение об изменениях в уставе общества представляется органу государственной регистрации*(1) в уведомительном порядке (п. 6 ст. 5 Закона об АО и ст. 19 Закона о госрегистрации). Порядок регистрации внесенных в учредительные документы изменений предполагает, что они приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях. Следовательно, представительство признается ликвидированным с момента уведомления регистрирующего органа об изменениях в уставе общества.

Для регистрации изменений в уставе, связанных с ликвидацией представительства, в регистрирующий орган по местонахождению общества необходимо представить:

уведомление о внесении изменений в учредительные документы (по форме N Р13002*(2));

решение о внесении изменений в учредительные документы общества;

вносимые в учредительные документы общества изменения (либо непосредственно включенные в текст решения, либо изложенные в отдельном документе, который утвержден решением совета директоров);

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

В течение пяти дней с момента получения указанных документов регистрирующий орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и выдает обществу свидетельство по форме N Р50003*(2).

После ликвидации представительства все права и обязанности по обязательствам, связанным с его деятельностью, несет общество. Это следует из п. 5 ст. 5 Закона об АО: представительство осуществляет деятельность от имени создавшего его общества, которое и несет ответственность за деятельность представительства.

Общество обязано в срок не позднее одного месяца со дня ликвидации представительства письменно сообщить об этом налоговому органу по своему местонахождению (п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщение подается в произвольной форме, поскольку рекомендуемая форма для него не утверждена.

Снятие представительства с налогового учета. Заявление о снятии с учета юридического лица в налоговом органе по местонахождению обособленного подразделения подается по форме N 09-1-4*(3). Снятие с учета осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления (п. 5 ст. 84 НК РФ).

Порядок передачи активов, учитываемых на балансе представительства. Все имущество, числящееся на балансе представительства (как закрепленное за ним обществом, так и приобретенное в процессе хозяйственной деятельности), после его ликвидации передается обществу. Обязательных требований как к порядку передачи активов, так и к составлению каких-либо документов, оформляющих такую передачу, нет. По нашему мнению, необходимо составить опись всех активов представительства и затем передать их по акту приемки-передачи от одного материально ответственного лица другому (например, от главного бухгалтера представительства главному бухгалтеру общества). То же относится и к документам представительства: их целесообразно передавать по акту с приложением подробной описи. Такой порядок передачи позволит минимизировать риск утраты имущества и документов в процессе ликвидации представительства.

Реализация трудовых прав работников представительства. При прекращении деятельности представительства организации, расположенного в другой местности, расторжение трудовых договоров с работниками структурного подразделения производится по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации (ст. 81 ТК РФ).

Если общество и его представительство находятся в одной местности, применяются положения ст. 72, 73 ТК РФ. Переводом по инициативе работодателя является в том числе перевод на другую постоянную работу в той же организации, т.е. изменение трудовой функции или существенных условий трудового договора (ст. 72 ТК РФ).

Согласно ст. 57 ТК РФ место работы является одним из существенных условий трудового договора, изменение которых по инициативе работодателя допускается по причинам, связанным с изменением организационных и технологических условий труда (ст. 73 ТК РФ). По нашему мнению, ликвидацию представительства, расположенного в одной местности с организацией, можно отнести к изменениям организационных условий труда.

О ликвидации подразделения и связанном с ней переводе работодатель обязан письменно уведомить его сотрудников за два месяца. Перевод допускается только с письменного согласия работника, которое должно оформляться как отдельный документ. Сотруднику представительства может быть подготовлено письменное предложение о смене места работы по причине изменения организационных условий труда, подписанное самим работодателем (директором представительства) или лицом, уполномоченным на оформление трудовых отношений с работниками. В предложении следует предусмотреть реквизит "С переводом согласен" и место для росписи работника. Этот документ рекомендуется оформлять в двух экземплярах, один из которых (с росписью работника) сохраняется у общества и служит основанием для оформления приказа (распоряжения) о переводе и дополнительного соглашения к трудовому договору с работником.

Если работника не устраивают новые условия труда, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся в организации работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья, а при ее отсутствии - вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья. При отсутствии такой работы или если работник отказался от предложенной ему вакансии, по истечении двух месяцев со дня предупреждения об изменениях организационных условий труда трудовой договор с ним расторгается на основании п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Кроме того, в рассматриваемой ситуации возможно применить абз. 3 ст. 72 ТК РФ: при перемещении на работу в другое структурное подразделение организации в той же местности, если это не влечет за собой изменения трудовой функции и существенных условий трудового договора, согласие работника не требуется. Разъяснения этой нормы ТК РФ содержатся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации": если в трудовом договоре рабочее место сотрудника было определено с указанием конкретного структурного подразделения (представительства), то изменение структурного подразделения организации (как места работы) возможно лишь с его письменного согласия, поскольку в указанном случае это влечет за собой изменение существенного условия трудового договора (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Если структурное подразделение в трудовом договоре не указано, то такое изменение не будет изменением существенных условий договора и при отсутствии существенного ухудшения транспортной доступности места работы согласие работника в такой ситуации не требуется.

Однако, по нашему мнению, в данной ситуации предпочтительнее воспользоваться ст. 73 ТК РФ, так как, во-первых, в этом случае обязательно учитывается мнение работника, а во-вторых, структурное подразделение относится к числу существенных условий трудового договора и должно быть в нем указано (ст. 57 ТК РФ).

При переводе работников вносить изменения в штатное расписание общества не требуется. У представительства нет полномочий на утверждение своего штатного расписания, вся структура и предусмотренное количество работников должны содержаться в штатном расписании общества, утвержденном его генеральным директором.

Подробнее ➤

Спросить
Пожаловаться

Ликвидационная комиссия образуется когда речь идет о ликвидации юр лиц А представительство не юрлицо . Достаточно приказа директора о ликвидации обособленного подразделенияРешение о закрыти представительства можно принять в любое время.уведомив при этом работников не мене чем за два месяца А сдекретнецей нужно решать вопрособ ее трудоустройстве или сокращать после окончания декретного отпускаВ случае прекращения деятельности (закрытия) ОП организации необходимо уведомить налоговую инспекцию по месту нахождения головной организации. Срок подачи уведомления о ликвидации обособленного подразделения составляет три рабочих дня со дня прекращения деятельности (п. 6 ст. 6.1, пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

одновременно с уведомлением можете подавть в налоговую и документы о внесении изменений в учредительные документы

Спросить
Пожаловаться

А почему не берется за основу ТК Республики Беларусь, в ней иные дейсвия прописаны, чем в ТК РФ, он разный. В ТК РФ ликвидация-это одно, а в ТК Беларуссии ликвидация приравнивается к сокращению, где работадатель обязан предлагать работу в головной компании и т.д.

Спросить
Пожаловаться

Подскажите пожалуйста, а почему не берется за основу ТК Республики Беларусь, в ней иные дейсвия прописаны чем в ТК РФ, он разный. В ТК РФ ликвидация -это одно, а в ТК Беларуссии ликвидация приравнивается к сокращению где работадатель обязан предлагать работу в головной компании и т.д.

Спросить
Пожаловаться

Вы хоть по ТК РФ хоть по ТК РБ должны предложить работу в головной организации.

Спросить
Пожаловаться

Открываем Представительство Канадской компании в Москве.

В документах (положение о представительстве, Решении директоров о создании представительства, Доверенности на главу представительства) юрист указал название головной компании - XXX Inc. (Канада), тогда как официальное название компании XXX Inc.

Является ли указание страны регистрации юр. лица в скобках ошибочным при условии, что место регистрации прописано.

Нужно ли корректировать документы (положение о представительстве, Решении директоров о создании представительства, Доверенности на главу представительства) и убрать (Канаду), либо это обычная практика и корректировать документ НЕ нужно.

Казахстанский частный благотворительный фонд хочет открыть представительство или филиал в городе Санкт-Петербург Какие документы и куда нужно подавать, как правтльно это сделать?

В уставе фонда четко прописано что фонд имеет право создавать представительства и филиалы в других иностранных государствах.

Можно ли сменить название фонда для представительства, филиала?

Какой датой можно принять на работу генерального директора после внесения в реестр аккредитованных представительств? Глава представительства внесен в реестр 26.06.2018, при этом аккредитацию при представительстве он получил только 15.09.2018. Можно ли заключить трудовой договор с 15.09.2018 или нужно заключать с момента внесения в реестр?'

У организации есть Представительство зарубежом. Летом работники организации отдыхают в Представительстве, где есть здание гостиничного типа. Организация не занимается оказанием гостиничных услуг. Как можно оформить отношения организации (представительства) и работников организации во время летнего отдыха работников в Представительстве?

Обязан ли я уведомлять ПФР при закрытии или после закрытия ИП? Работников не было.

Здравствуйте! Подал на закрытие ИП в 2016 году. Как оказалось ИП не было закрыто. Перечень документов принятых для закрытия есть на руках. Самого уведомления о закрытии нет. Сейчас ПФР через налоговую требует недоимку по страховым взносам с пеней. Вопрос: 1.правомерны ли действия ФНС о незакрытии ИП? 2. Должен ли я был известить ПФР о закрытии ИП?

В иностранном представительстве работает 1 сотрудник-глава представительства (рф). Глава увольняется, а представительство на территории рф перестанет сдавать отчетность в фонды и платить налоги, какие последствия для головного офиса и незакрытого представительства могут быть?

Мной было создано ООО в 2011 году, в котором я единственный участник и директор. В 2013 году было открыто представительство в Белоруссии, которое прописано в уставе, числится в штате. Заработная плата работникам представительства не выплачивалась. В 2015 году ООО было продано мной другому участнику (100% доли), теперь он - единственный участник и директор. Вопрос: в случае, если представительство подаст в суд, кто будет отвечать по долгам по зарплате представительства - я или новый владелец ООО?

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

Когда должны быть уволены сотрудники и директор представительства иностранной компании при ликвидации? Счета представительства были закрыты в апреле 2013, представительство сняли с учета только в июне 2013, зар.плата последнему сотруднику начислялась в конце сентября 2012, зар.плата директору представительства - в октябре 2012, но при этом платились налоги и недоимки за 2012-1 кв. 2013. Приказы нужны для снятия с рег. учета в ПФ и ФСС. Спасибо.

Являюсь учредителем ООО и хочу открыть представительство в другом городе. В уставе написано, что ООО может открывать представительства. Слышал, что сейчас при открытии представительства не нужно вносить изменения в устав? И подавать документы по месту нахождения основного ООО? Так же не нашел ничего про гос. пошлину. Буду благодарен за ответы.

, чтобы не проводить регистрацию изменений (представителство на филиал) в Уставе с расширением функции представительство.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение