Категории граждан, претендующих на дополнительную материальную поддержку по законодательству Российской Федерации - студенты, чернобыльцы, нуждающиеся в лечении, многодетные

• г. Санкт-Петербург

Какие категории граждане относятся к нуждающимся в дополнительной материальной поддержке, в соответствии с законодательством Российской Федерации?

Студенты подают заявления на предоставление скидки на оплату обучения и указывают основание как нуждающиеся, при этом подтверждающие документы разные, кто чернобылец, кому на лечение, кто из многодетной.

Ответы на вопрос (2):

Наталья,Согласно части 15 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования, осуществляющим оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяются средства на оказание материальной поддержки нуждающимся студентам в размере двадцати пяти процентов предусматриваемого им размера стипендиального фонда. Материальная поддержка обучающимся выплачивается в размерах и в порядке, которые определяются локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся.

В части 2 ст. 34 Закона N 273-ФЗ перечислены предоставляемые обучающимся меры социальной поддержки и стимулирования, в числе которых указано получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании.

Порядок выплаты стипендий и оказания других форм материальной поддержки студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и научных организациях, определен Типовым положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов (утверждено постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 N 487) (далее - Типовое положение).

В соответствии с п.п. 32, 33 Типового положения на оказание помощи нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, выделяются дополнительные средства в размере 25% стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в федеральном бюджете. Решение об оказании единовременной материальной помощи принимается руководителем образовательного учреждения или научной организации на основании личного заявления студента, аспиранта, докторанта.

Доходы, полученные физическими лицами, облагаются НДФЛ в соответствии с нормами главы 23 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), определен ст. 217 НК РФ.

Отметим, что выплаты в виде материальной помощи студентам из средств стипендиального фонда не подпадают ни под одно из положений ст. 217 НК РФ.

Для обоснования такого вывода прокомментируем наиболее близкие рассматриваемым выплатам необлагаемые виды доходов.

1. На основании п. 1 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

Согласно разъяснениям Минфина России, содержащимся в письме от 04.06.2009 N 03-04-07-01/190, п. 1 ст. 217 НК РФ освобождает от налогообложения не любые государственные пособия и выплаты. В указанной норме прямо перечислены виды пособий, как облагаемых в общем порядке, так и освобождаемых от налогообложения. При этом и те, и другие пособия имеют характер возмещения утраты гражданами источника доходов (временная нетрудоспособность, безработица, беременность и рождение ребенка). Освобождение от налогообложения каких-либо иных видов выплат, прямо не указанных в ст. 217 НК РФ, возможно только путем дополнения перечня таких освобождаемых от налогообложения доходов.

2. Освобождение от обложения НДФЛ предусмотрено для сумм единовременных выплат (в том числе материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти (п. 8 ст. 217 НК РФ).

Приведенная норма распространяется на категории лиц, которые включены в целевую программу, утвержденную соответствующим органом государственной власти. В рассматриваемой ситуации лица, которым выплачивается материальная помощь из стипендиального фонда, в целевую программу не включены, а сама материальная помощь не носит компенсационного характера.

3. Неприменим в рассматриваемой ситуации и п. 11 ст. 217 НК РФ, согласно которому не подлежат обложению НДФЛ стипендии учащихся, студентов и т.д., выплачиваемые указанным лицам учреждениями образования, стипендии, учреждаемые Президентом РФ, органами законодательной (представительной) или исполнительной власти РФ, органами субъектов РФ, благотворительными фондами. Ведь материальная помощь нуждающимся студентам стипендией не является.

4. В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы, не превышающие 4 000 руб., полученные в виде материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам (а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту). Студенты не являются работниками образовательного учреждения, поэтому материальная помощь, выплачиваемая им, не освобождается от налогообложения по указанному основанию.

Минфин России и налоговые органы считают, что единовременная материальная помощь, выплачиваемая из средств стипендиального фонда нуждающимся студентам, обучающимся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке, поскольку в ст. 217 НК РФ отсутствуют основания для освобождения от НДФЛ таких выплат (письма Минфина России от 09.06.2012 N 03-04-05/3-713, от 01.07.2011 N 03-04-05/3-468, от 26.04.2011 N 03-04-05/3-301, от 08.12.2010 N 03-04-06/3-294, от 06.09.2010 N 03-04-06/3-201, ФНС России от 06.04.2011 N КЕ-4-3/5392@).

Аналогичное мнение было выражено советником государственной гражданской службы РФ 2-го класса К.В. Котовым в материале (журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 5, сентябрь-октябрь 2013 г.).

При этом отметим, что ранее налоговые органы выражали противоположное мнение по вопросу обложения НДФЛ выплат в виде социальной поддержки студентов, обучающихся по дневной форме обучения, осуществляемых за счет средств стипендиального фонда, считая, что такие выплаты относятся к освобождаемым от налогообложения на основании п. 1 ст. 217 НК РФ (письмо ФНС России от 04.03.2005 N 04-1-03/848 (письмо Рособразования от 15.03.2005 N 16-55-69ин/04-06)).

На наш взгляд, при проверке территориальный налоговый орган, вероятнее всего, примет во внимание более поздние разъяснения Минфина России и ФНС России.

С учетом изложенного, если Ваше учреждение примет решение следовать позиции контролирующих органов (содержащейся в более поздних письмах), материальная помощь, выплачиваемая из средств стипендиального фонда нуждающимся студентам, обучающимся в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, должна облагаться НДФЛ в общеустановленном порядке.

При выплате студентам сумм материальной помощи учреждение выступает налоговым агентом. На основании п. 1 ст. 226 НК РФ организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога. Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты.

Спросить
Пожаловаться

Если у вас не бюджетный . а коммерческий ВУЗ , то никакх льгот в законах РФ на оплату обучения нет

Спросить
Пожаловаться

Какие категории граждан относятся к нуждающимся в дополнительной материальной поддержке, в соответствии с законодательством Российской Федерации?

По локальному акту студентам платного отделения бюджетного Вуза предоставляется скидка на обучение. Одна из категорий кому эту скидку предоставляют "нуждающиеся в дополнительной материальной поддержке, в соответствии с законодательством Российской Федерации". Кто к ним относится? Как их определить? Многодетные, малоимущие, находящиеся на длительном лечении, чернобыльцы и т.д.?

Назовите категории граждан которые относятся к нуждающимся в дополнительной материальной поддержке, в соответствии с законодательством Российской Федерации?

Мне нужна консультация по закону Приморского края "О материальной поддержке граждан РФ, проживающих на территории приморского края, усыновивших детей-сирот" У меня двое детей, оба усыновлённые. Мне отказывают в получении соцвыплаты на приобретение жилья, говорят она предоставляется только нуждающимся. Читаю закон, там написано:" Признание граждан, усыновивших ребёнка нуждающимися в жилом помещении и принятие их на учет в качестве нуждающихся осуществляется НЕЗАВИСИМО ОТ ИМУЩЕСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГРАЖДАН". Как я понимаю, что ВСЕ граждане, усыновившие ребёнка, имеют право на эту выплату? Заранее благодарна вам за ответ. Согласна на платную консультацию.

Я награжден орденом "За службу Родине ВС СССР" 3 степени согласно Федеральный закон от 04.03.2002 N 21-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"

Статья 1. Граждане Российской Федерации, имеющие право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией пункта 2 подпункта 4.

Вы не подскажите, имеет ли право лауреат премии Президента Росссийской Федерации в области образования на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с федеральным законом от 04.03.2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ».

Из Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации получил письмо следующего содержания (с приложением выписки из решения о моем снятии с учета, нуждающегося в обеспечении жильем по договору соцнайма):

«Федеральное государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации доводит до Вашего сведения, что в соответствии с пп.6 п.1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, Вы сняты с учета нуждающихся, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма, по следующим основаниям.

Согласно данным единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее - ЕДИНЫЙ реестр) Вы числитесь нуждающимся в получении жилого помещения с 04.02.2002, составом семьи 4 человека, с местом предоставления жилого помещения г. Хабаровск.

Основанием для включения Ваших учетных данных в Единый реестр военнослужащих послужила передача в Департамент жилищного обеспечения Минобороны Российской Федерации сведений из КЭЧ районов после вступления в силу нового порядка жилищного обеспечения военнослужащих, установленного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280.

Согласно п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280, военнослужащие, ранее принятые на учет нуждающихся в получении жилых помещений, сохраняют право находиться на данном учете до обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, при условии соблюдения ранее установленного порядка постановки на учет нуждающихся, определенного приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 № 80, военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, вправе находиться в Едином реестре военнослужащих до получения жилья.

Доказательством наличия такого права в силу нормативных положений приказа Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 № 80 является пакет документов в порядке и комплектности, установленный данным приказом.

Наличие сведений о нахождении Вас в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, и в базе данных «Учет» КЭЧ района, при отсутствии в уполномоченном органе документов, составляющих учетное дело и подтверждающих Ваше право на получение жилого помещения, не является безусловным основанием, сохраняющим за Вами право находиться в Едином реестре военнослужащих.

В связи с нарушением должностными лицами Хабаровской КЭЧ района установленного порядка постановки на учет нуждающихся, на основании п.п. 6 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации высылаем в Ваш адрес выписку из решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма от 26.06.2014 № 660.

Дополнительно разъясняем, что заявить свое право на восстановление в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в получении постоянного жилья от Министерства обороны Российской Федерации Вы можете, обратившись в адрес начальника Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечению Министерства обороны Российской Федерации по адресу: 680011, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, д. 27 с документами, оформленными в соответствии с п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280».

Настоящий мой статус – уволен с военной службы (выслуга 22 календарных года), проживаю с семьей в квартире по договору соцнайма, был признан нуждающимся на улучшение жилищных условий (с рождением второго ребенка) и числился в данных единого реестра МО РФ (на момент увольнения).

Вопрос: правомочно ли мое снятие с учета (я законы в частности жилищный кодекс читал вроде они правы, но я со своей стороны разве несу ответственность за действия других должностных лиц? И на момент моего признания нуждающимся действовал другой приказ! Я все документы собрал в соответствии с действовавшим приказом – иначе просто бы законно не вселился в квартиру и не получил соответствующих документов!

Что делать собирать документы по новому или подавать в суд? Не знаю что легче и правильней и быстрее в конце концов? Помогите!

С уважением,

Алексей.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских

При подаче заявлений на поступление ребенка в 1 класс,

Преимущественным правом обладают граждане, имеющие право на первоочередное предоставление места в общеобразовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, в том числе: дети военнослужащих при изменении места военной службы военнослужащих – граждан, проходящих военную службу по контракту.

Прошу уточнить, какие документы подтверждают статус военнослужащего при поступлении ребенка в школу.

Вы не подскажите, имеет ли право лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2003 год на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с федеральным законом от 04.03.2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ».

У меня вопрос по трудоустройству граждан Беларуси в Московской области и в Москве в 2004 году.

Ранее я нашел в Интернете ответ, помещенный ниже.

Действуют ли эти нормы сейчас, или данный ответ уже устарел? Действует ли сейчас перепечатанное ниже Решение?

Нужно ли получать разрешение на работу для беларусов? Если нужно, то куда обращаться за разрешением?

« На основании Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22,06,1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий » граждане Республики Беларусь и Российской Федерации имеют равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий. НАЦИОНАЛЬНОЕ законодательство о привлечении и использовании иностранной рабочей силы в отношении граждан обеих вышеперечисленных стран не применяется.

Граждане Республики Беларусь имеют равные права с гражданами Российской Федерации в отношении правил регистрационного учета по месту пребывания. На территории города Москвы и Московской области правила регистрационного учета определены Постановлением Правительства Москвы и правительства московской области от 30,03,1999 № 241-28 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в Москве и Московской области»».

Таким образом, на территории Российской Федерации граждане Республики Беларусь имеют равные права с гражданами российской Федерации, к ним применяется Российское национальное законодательство. »

Если можно, то укажите ссылки на документы.

Спасибо.

Бесплатный вопрос юристам онлайн

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет:
Бесплатно с мобильных и городских
Помощь юристов и адвокатов
Спроси юриста! Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение