Что делать, если организация не обратилась за составлением Коммерческого акта по повреждению груза при ж/д перевозке?

• г. Москва

По практике, что делать организации (Страхователю по договору страхования груза), если во время ж/д перевозки груз был поврежден, имеется Акт экспертизы Торогово-промышленной палаты, но за составлением Коммерческого акта организация не обращалась? Уже прошел довольно большой срок, страховое возмещение нам не выплачено, страховая компания требует Коммерческий акт, которого у нас нет. Может ли на этом основании страховая компания отказать в выплате страхового возмещения? Большое спасибо.

Читать ответы (1)
Ответы на вопрос (1):

Во-первых, это обязательство (по предоставлению коммерческого акта) скорее всего указано в самом договоре страхования.

Во-вторых, исходя из текста закона, именно коммерческий акт (обстоятельства, изложенные в нем) и является основанием для возникновения ответственности причинителя вреда, и без наличия акта страховая в порядке регресса ничего не сможет взыскать.

Так что может, как вы сможете без акта доказать, что повреждение произошло во время транспортировки?

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ

"Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"

(с изменениями от 7 июля 2003 г.)

" Статья 119. Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе;

повреждение (порча) груза, багажа, грузобагажа и возможные причины такого повреждения;

обнаружение груза, багажа, грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа, грузобагажа;

возвращение перевозчику похищенных груза, багажа, грузобагажа;

непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

Коммерческий акт составляется:

при выгрузке груза, багажа, грузобагажа в местах общего пользования - в день выгрузки груза, багажа, грузобагажа, в необходимых случаях - в день выдачи груза, багажа, грузобагажа грузополучателю, пассажиру, получателю;

при выгрузке груза в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна проводиться в процессе его выгрузки или непосредственно после выгрузки груза;

в пути следования груза, багажа, грузобагажа - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящей статье сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.

При выдаче с участием перевозчика однородных грузов, которые перевезены отдельными отправками навалом или насыпью и прибыли за данные календарные сутки от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя в исправных вагонах без признаков утраты, выявленная недостача, превышающая норму естественной убыли массы таких грузов и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов, либо выявленные излишки, составляющие разницу между массой грузов, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой грузов, определенной на железнодорожной станции назначения, с учетом значения предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов могут оформляться одним коммерческим актом.

Недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегрузкой в пути следования, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты в пути следования, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются, как правило, одним коммерческим актом.

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений.

В коммерческом акте должны содержаться:

точное и подробное описание состояния груза, багажа, грузобагажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность груза, багажа, грузобагажа;

данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены груз, багаж, грузобагаж, а также имеется ли защитная маркировка груза, перевозимого в открытом подвижном составе. В случае нарушения требований к погрузке, размещению или креплению груза, багажа, грузобагажа в коммерческом акте указывается, какое нарушение допущено.

При составлении коммерческого акта о порче продовольственного и скоропортящегося грузов к нему прикладывается выписка из рабочего журнала о температурном режиме изотермических вагонов, контейнеров.

Лица, составившие или подписавшие коммерческий акт, содержащий недостоверную информацию, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Коммерческий акт подписывает перевозчик, а также грузополучатель, пассажир, получатель, если они участвуют в проверке грузов, багажа, грузобагажа.

По требованию грузополучателя, пассажира, получателя перевозчик обязан в течение трех дней выдать коммерческий акт.

В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель, пассажир, получатель обязаны подать заявление перевозчику в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, в течение трех суток, а в отношении продовольственного и скоропортящегося грузов в течение одних суток с момента выдачи грузов, багажа, грузобагажа или их выгрузки. Перевозчик обязан дать грузополучателю, пассажиру, получателю мотивированный ответ на указанное заявление в течение трех суток, а в отношении продовольственного и скоропортящегося грузов в течение одних суток со дня получения заявления. При обоснованности указанного заявления сбор за хранение груза, багажа, грузобагажа за время необоснованной задержки составления коммерческого акта с грузополучателя, пассажира, получателя не взимается.

Перевозчик обязан составить коммерческий акт, если он обнаружил указанные в настоящей статье обстоятельства или если на наличие хотя бы одного из таких обстоятельств указали грузополучатель, пассажир, получатель.

Представители сторон, участвующие в составлении коммерческого акта, обязаны подписать коммерческий акт. При несогласии с содержанием коммерческого акта представители сторон вправе изложить свое мнение.

Для удостоверения иных не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств оформляются акты общей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом".

Спросить
Александр
16.08.2016, 15:56

Возмещение стоимости груза и оплаты за перевозку - законные основания отказа ТК и требования страховой компании

Ситуация такая, ТК переводя мой груз, повредила его. Груз я получать отказался, составил акт отказа в получении товара по причине его повреждения, составил претензию, приложил все документы, груз был застрахован. Потребовал возмещения стоимости груза и оплаты за перевозку. ТК отказала в возмещении стоимости провоза груза, ссылаясь на то, что в договоре перевозки не оговорен момент, что стоимость перевозки НЕ входит в стоимость груза, поэтому и отказала. Вопрос о возмещении стоимости самого груза скандала в страховую компанию! Та требует сначала получить груз, составить коммерческий акт приема груза с дефектами, потом требовать возмещения стоимости. Вопрос: на законных ли основаниях ТК отказала в возмещении проводной платы и стоит ли получать груз и составлять акт приема или достаточно иметь акт отказа в получении груза? Законно ли требование Страховой и не станет ли это основание в дальнейшем отказать судом в удовлетворени исковых требований!
Читать ответы (1)
Данил
24.06.2016, 11:19

Страховая компания отказывает в выплате страхового возмещения по ген. полису на страхование груза - правомерно ли это?

Страховая компания отказывает в выплате страхового возмещения по ген. полису на страхование груза. Груз поврежден в результате ДТП. Страховая компания ссылается на то что, перевозчик не имеет договора с владельцем груза на осуществление перевозки. У владельца груза есть договор с экспедитором, который нанял перевозчика, в свою очередь, экспедитор имеет договор с перевозчиком. Правомерен ли отказ страховой компании?
Читать ответы (2)
Андрей
13.08.2015, 14:01

Отказ страховой компании в выплате возмещения по поврежденному грузу - законен ли такой отказ?

Я заключил договор экспедиции с транспортной компанией Деловые Линии. Груз был застрахован по генеральному договору в страховой компании ООО Группа Ренессанс Страхование с ответственностью за частную аварию. Этот вид страхования предусматривает ответственность страховой компании за наступление убытков, произошедших в результате, в частности, падения груза во время ПОГРУЗКИ И РАЗГРУЗКИ, ПЕРЕГРУЗКИ. В процессе перевозки (именно ПЕРЕВОЗКИ) груз был поврежден. Страховая отказа в выплате возмещения, ссылаясь на то, что ПЕРЕВОЗКА не является одним из событий, поименованных в правилах страхования. Подскажите, пожалуйста, законен ли отказ страховой? Заранее спасибо.
Читать ответы (2)
Инна
13.01.2004, 17:04

К кому подавать иск: к экспедитору (за ненадлежащее исполнение обязательств по договору) или к страховой компании?

Помогите, пожалуйста, разобраться в столь непростом вопросе. Нашей организацией был заключен договор на транспортно-экспедиционное обслуживание при ж/д перевозке груза. Груз был застрахован экспедитором, мы являемся Выгодоприобретателями по этому договору страхования. При перевозке груз был поврежден, как установлено актом экспертизы, из-за нарушения правил крепления груза в крытом вагоне. По договору на экспедиторское обслуживание, обязанность организации погрузо-разгрузочных работ лежала на экспедиторе. В настоящее время страховое возмещение нами не получено. Мы хотим обратиться в Арбитражный суд, но затруднение вызывает вопрос о надлежащем ответчике. К кому подавать иск: к экспедитору (за ненадлежащее исполнение обязательств по договору) или к страховой компании? Заранее большое спасибо.
Читать ответы (1)
Ольга
18.03.2016, 14:30

Страховая организация А выставила претензию организации Б на возмещение ущерба после повреждения груза в процессе перегрузки

Ситуация следующая. Организация А поручила организации Б перевезти груз. В свою очередь организация Б перепоручила перевозку груза организации В. Организация В заключила договор на перегрузку груза в порту с наземного транспорта на морской транспорт. В процессе перегруза груз упал и повредился. Груз был признан полностью погибшим. Страховая организация А выставила претензию организации Б на возмещение выплаченного ущерба. Как должна поступить организация Б? Спасибо.
Читать ответы (1)
Татьяна
18.11.2015, 00:17

Необходимо установить, несет ли ответственность транспортно-экспедиционная компания за замерзшие помидоры и требование

Надо было перевести помидоры. В следствии перевозки они замерзли. Акт о порче груза не был составлен. Требуют возмещение за испорченный груз. Виновата ли в этом транспортно-экспедиционная компания, которая осуществляла перевозку?
Читать ответы (1)
Владимир
17.07.2014, 08:40

Возможность обращения в суд с иском к водителю, перевозившему груз, в связи с уничтожением части груза в ДТП

Организация заказала перевозку груза из Пензы в Оренбург. Договор не заключался, страхования перевозки не было. Груз передавался водителю автомобиля на которого организация оформила доверенность Актов приема груза нет. Оплата за перевозку не произведена. Трудового договора водителя перевозившего груз с организатором перевозки нет. В процессе перевозки водитель попал в ДТП и часть груза была уничтожена. Виновник ДТП другой водитель (это отражено в справке о ДТП), не перевозчик, виновник ДТП погиб. Можно ли обратиться в суд с иском к водителю перевозившему груз (на него были оформлены доверенность на получение груза от поставщиков и он подписал акты о порче груза когда привез нам то уцелело после ДТП)?
Читать ответы (1)
Татьяна
30.01.2014, 07:29

Проблема с выплатой страхового возмещения - наши права и как избежать подобных ситуаций в будущем?

Мы (организация-покупатель) перевозили груз от организации-поставщика транспортной компанией. Груз-стекло. У транспортной компании была заказана жесткая доупаковка и страхование груза. Груз получает наш водитель на складе транспортной компании, он может проверить только кол-во мест и целостность упаковки. По местам и упаковке все было в порядке, груз привезли на наш склад, при вскрытии обнаружили, что одно из 4-х стекол разбито. Нами был составлен рекламационный акт, подписанный нашими работниками: логистом, зав. склада и кладовщиком. В транспортную компанию была направлена претензия со всеми необходимыми документами. Т.к. груз был застрахован, транспортная компания направила претензию в страховую компанию. Страховая компания отказала в выплате страхового возмещения, т. к. не признала заявленное нами событие страховым случаем в связи с отсутствием коммерческого акта о повреждении груза, который якобы должен быть составлен в присутствии водителя либо иного уполномоченного представителя транспортной компании. Присутствие представителя транспортной компании при вскрытии грузов не представляется возможным, т. к. груз со склада транспортной компании забирает наш водитель, вскрывается груз только работниками нашего склада. В случае заказа доставки до нашего склада, вскрытие груза при представителе транспортной компании (водителе) также не представляется возможным, т. к. количество доставляемого груза бывает таким, что это занимает много времени, и водитель также не может тратить на это много своего рабочего времени и отказывается присутствовать при вскрытии груза. Исходя из нашей практики, другими транспортными компаниями в таких случаях самостоятельно составляется рекламационный акт с необходимыми подписями. Мы отправили претензию о несогласии с решением страховой компании. Хочу узнать о наших правах в данной ситуации и как нам избежать данных ситуации в дальнейшем?
Читать ответы (1)
Айгуль
19.02.2014, 08:56

Как взыскать страховую сумму в случае повреждения груза без Коммерческого акта?

При перевозке груза транспортной компанией, застрахованный груз был разбит. Получатель отказался от груза. Коммерческий акт составлен не был. Претензия отклонена в связи с отсутствием Коммерческого акта. Возможно ли взыскать в данном случаи страховую сумму и что необходимо сделать?
Читать ответы (2)
Иван
06.08.2015, 09:32

Основание требования вернуть поврежденный груз после возмещения его полной стоимости при перевозке автомобильным транспортом

При перевозке груза автомобильным транспортом был поврежден груз. Грузополучатель выставил претензию, перевозчик не отказывается её удовлетворять (полная стоимость груза), но просит вернуть поврежденный груз. На каком основании (норма законодательства) перевозчик может требовать повреждённый груз после возмещения его полной стоимости?
Читать ответы (1)