Владелец помещения ищет способы не платить налог на имущество из-за неполной загруженности торговой площади
398₽ VIP
Имею в собственности помещение 869 кв. м. в жилом доме. В настоящий момент используется менее 20 % процентов под торговлю. Пришёл налог на имущество. Согласно НК В случае если объект недвижимости не отвечает условиям, указанным в п. п. 3 — 5 ст. 378.2 НК РФ, то положения ст. 378.2 НК РФ к этому объекту применяться не должны (Письмо Минфина России от 17 февраля 2014 г. N 03-05-05-01/6376). Имею ли я право не платить налог.
Уважаемый Юрий Анатольевич г. Сретенск!
В данной ситуации у вас НЕ имеется законных оснований НЕ платить налог на имущество.
Поэтому обязательства по уплате налога на имущество за сохраняются (НК РФ).
Удачи вам Владимир николаевич
г.Уфа 11.01.2018 г.
СпроситьВ письме Минфина рассматривается вопрос о недвижимости, находящейся в городе Москве, а поэтому данное письмо ни какого отношения не имеет к вашей ситуации Исходя из статей 378.2-380 НК РФ вам придется уплачивать налог
Вопрос: О возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания, если оно находится в г. Москве и предназначено для использования в учебно-научных и производственных целях.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 17 февраля 2014 г. N 03-05-05-01/6376
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения норм ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в соответствии с Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" и сообщает, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 Кодекса, принят Закон г. Москвы от 20.11.2013 N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", устанавливающий с 1 января 2014 г. особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса.
На основании пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, к которым отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены п. п. 3 - 5 ст. 378.2 Кодекса.
В целях реализации указанного Закона г. Москвы в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Кодекса уполномоченный субъектом Российской Федерации орган обязан во взаимосвязи с положениями п. п. 3 - 5 ст. 378.2 Кодекса определить Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Правительством Москвы утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год (Постановление Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП).
Поэтому если здание включено в утвержденный Правительством Москвы Перечень объектов недвижимого имущества, то данный объект недвижимости подлежит налогообложению в 2014 г. исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с п. 2 ст. 375 Кодекса как кадастровая стоимость.
В то же время если здание не отвечает условиям, указанным в п. п. 3 - 5 ст. 378.2 Кодекса, то положения ст. 378.2 Кодекса к этому объекту применяться не должны.
Из представленных акционерным обществом документов (Свидетельства о государственной регистрации права на здание, договора аренды земель в г. Москве, Устава акционерного общества), Технического паспорта следует, что здание предназначено для использования в учебно-научных и производственных целях.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 378.2 Кодекса одним из условий для признания здания административно-деловым центром является его фактическое использование в целях делового, административного или коммерческого назначения.
В соответствии с п. 9 ст. 378.2 Кодекса вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющихся объектами налогообложения, определяется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного, а также требований ст. ст. 5 и 6 Кодекса решение вопроса о правомерности включения указанного здания в утвержденный Правительством Москвы Перечень объектов недвижимого имущества на 2014 год, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, находится в компетенции Правительства Москвы.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.В.САЗАНОВ
17.02.2014
СпроситьЗдравствуйте. У вас не отдельно стоящее здание, налог платить нужно.
В п. п. 3 и 4 ст. 378.2 НК РФ установлены критерии признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) административно-деловым или торговым центром. Для этого должно выполняться хотя бы одно из условий:
- объект размещен на земельном участке соответствующего вида разрешенного использования;
- объект предназначен для использования или фактически используется в целях деловой, административной или коммерческой деятельности (при отнесении объекта к административно-деловому центру) либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (при признании объекта торговым центром).
Второе из названных условий выполняется, если не менее 20 процентов общей площади здания (строения, сооружения) предназначено для использования в указанных целях в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета либо фактически используется под размещение соответственно офисов и офисной инфраструктуры или торговых объектов, объектов общепита и (или) бытового обслуживания.
Ст. 378.2 НК РФ дополнена п. 4.1, в котором установлено, при каких обстоятельствах отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) признается одновременно административно-деловым и торговым центром и когда, следовательно, база по налогу на имущество организаций в отношении такого объекта исчисляется как его кадастровая стоимость. Критерии аналогичны условиям признания объекта административно-деловым или торговым центром, предусмотренным в п. п. 3 и 4 ст. 378.2 НК РФ. Отличие состоит в том, что в данном случае при соответствующих расчетах учитывается как площадь, отведенная под офисы и сопутствующую офисную инфраструктуру, так и площадь, на которой расположены торговые объекты, объекты общепита и (или) объекты бытового обслуживания. Таким образом, теперь к объектам, в отношении которых база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, относится отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), которое признается одновременно административно-деловым и торговым центром, а не одним из них. Условие о размере площади соблюдается в этом случае по совокупности целей использования. http://www.consultant.ru/
Спросить
Налог платиться в вашем случае в полном объеме
В "п. п. 3" и "4 ст. 378.2" НК РФ установлены критерии признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) административно-деловым или торговым центром. Для этого должно выполняться хотя бы одно из условий:
- объект "размещен" на земельном участке соответствующего вида разрешенного использования;
- объект "предназначен для использования" или "фактически используется" в целях деловой, административной или коммерческой деятельности (при отнесении объекта к административно-деловому центру) либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (при признании объекта торговым центром).
СпроситьЗдравствуйте! Письмо Минфина России от 17 февраля 2014 г. N 03-05-05-01/6376 не имеет к Вам никакого отношения, там речь идет о помещениях предназначенных для использования в учебно-научных и производственных целях. НК РФ Статья 378.2. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества
...Если бы Ваше помещение использовалось в учебно-научных и производственных целях, находилось в г. Москва и менее 20% использовалось под другой род деятельности, тогда можно было бы не платить налог, в Вашей же ситуации налог платить придется. Спросить5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Доброе утро.
Вы не совсем правильно понимаете содержание статьи 378.2 НК РФ. Данная статья определяет порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества, в остальных случаях налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (за некоторыми исключениями). Налог на имущество не платят организации, указанные в статье 381 НК РФ.
Спросить---Здравствуйте Юрий Анатольевич, конечно же у вас нет такого права, налог придётся оплатить. А указанное вами письмо, не имеет к вам никакого отношения. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 17 февраля 2014 г. N 03-05-05-01/6376 О возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В. 
Добрый день. Сначала нужно определиться с понятиями.
Вы ссылаетесь на ст.378.2 НК РФ, регулирующую особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций. Значит, речь идёт о принадлежности на праве собственности помещения не Вам, а какой-то организации, принадлежащей Вам, что является существенным, поскольку физические лица являются плательщиком налога на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
Сразу необходимо отметить по основному Вашему вопросу, что наличие у организации объекта налогообложения (помещения), учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств (ст.374 НК РФ), безусловно, приводит к признанию этой организации плательщиком налога на имущество организаций (ст.373 НК РФ), налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость этого помещения (ст.375 НК РФ), на что Вы (организация) вправе рассчитывать при определённых обстоятельствах, либо как его кадастровая стоимость (ст. 378.2 НК РФ), которая, насколько можно понять из вопроса, является базой для расчёта этого налога организацией в настоящее время.
Другими словами, налог на имущество организаций необходимо будет платить в любом случае, вопрос только о порядке определения налоговой базы и размере налога, тут могут быть варианты.
Из вопроса можно допустить, что назначение, разрешенное использование или наименование помещения, принадлежащего организации, не предназначено (в соответствии с документами) для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения. И единственным основанием для применения ст.378.2 НК РФ в отношении этой организации является фактическое использование не менее 20 процентов общей площади этого помещения в качестве торгового объекта.
Из этого очевидно следует, что уменьшение площади используемого под торговлю помещения (менее 20 процентов) должно повлечь изменение налоговой базы организации и переход исчисления налога на имущество по среднегодовой стоимости помещения (ст.375 НК РФ), что значительно меньше и экономически выгоднее при отсутствии активной хозяйственной деятельности организации. Однако в этих целях организации необходимо совершить ряд действий, само по себе это не произойдёт.
Рассмотрим подробнее вопрос определения фактического использования.
В соответствии с п.9 ст. 378.2 НК РФ
вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 7 этой статьи:
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);
В отношении Забайкальского края в этой связи принято постановление Правительства Забайкальского края от 27 апреля 2017 года N 171 «О реализации некоторых положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», пункт 2 которого определяет Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края уполномоченным исполнительным органом государственной власти Забайкальского края по:
1) определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень);, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень);
Согласно «Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений», утверждённому указанным Постановлением:
1. Настоящий Порядок регламентирует процедуру определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - объекты недвижимого имущества), признаваемых объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.2. Определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества осуществляется Департаментом государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - Департамент), в том числе через подведомственные учреждения, с учетом с пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
3. Департамент определяет вид фактического использования объектов недвижимого имущества на основании:
1) данных Единого государственного реестра недвижимости и (или) технического учета (инвентаризации);
2) сведений, полученных в результате обследования объектов недвижимого имущества;
3) иных открытых источников информации.
4. Обследование объектов недвижимого имущества в целях определения вида их фактического использования осуществляется Департаментом в установленном им порядке.
Соответственно, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края приказом от 18 ноября 2015 года N 10/НПА утвердил уже свой «Порядок проведения обследования объектов недвижимого имущества в целях определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества», согласно которому (выдержки):
3. Обследование фактического использования объектов недвижимости осуществляется Краевым государственным бюджетным учреждением по архивно-информационному и геопространственному обеспечению "Забайкальский архивно-информационный центр" (далее - Учреждение) в отношении объектов недвижимости, которые не отвечают ни одному из следующих условий:4. Для проведения обследования фактического использования объектов недвижимости юридические и физические лица представляют в Учреждение следующие документы:
1) письменное обращение о проведении обследования объекта недвижимости по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
Заявитель вправе по собственной инициативе представить в Учреждение кадастровый паспорт объекта недвижимости, документы технического учета (технический паспорт с поэтажным планом и экспликацией), документы на земельный участок (кадастровый паспорт, документ, подтверждающий право владения (пользования), выписку из ЕГРЮЛ (для юридических лиц).
9. Учреждение по результатам обследования объектов недвижимости составляет и направляет заявителю акт обследования фактического использования объекта недвижимости (далее - акт обследования) по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку в течение семи рабочих дней с даты завершения обследования.
Таким образом, для уменьшения налоговой базы (изменения порядка её исчисления) организации необходимо обратиться в указанное Учреждение, которое проведёт соответствующее обследование и выдаст Акт обследования фактического использования объекта недвижимости, на основании чего, помещение исключат из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (при условии, что они насчитают фактическое использование площади под торговлю менее 20 процентов). После этого, организация будет платить налог на имущество организации по среднегодовой стоимости помещения. Если проведёте эти мероприятия сейчас, начиная с 2019 года организация будет определять налоговую базу по этому помещению в соответствии со ст.375 НК РФ. Процедура сложная, возможно придётся посудиться по этому вопросу, поскольку речь идёт об уменьшении доходов бюджета.
СпроситьВ 5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. НК России ст.378.2
СпроситьВ этом пункте статьи речь идет лишь о признании использования нежилого помещения под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания... Если мене 20 кв. м. то это не будет фактическим использованием под указанные объекты.
Спросить